Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 03:34, автореферат
Основным материалом, используемым в настоящее время при устройстве покрытий дорожного полотна является асфальтобетон. Дороги с цементнобетонным покрытием строятся очень мало, хотя по многим показателям они превосходят дороги с асфальтобетонным покрытием. В частности, срок службы цементнобетонного покрытия, как показала практика эксплуатации в СССР и зарубежных странах, составляет не менее 30 лет, тогда как асфальтобетонные покрытия уже через 2 -3 года после ввода в эксплуатацию требуют постоянного ухода и ремонта.
Проектирование
Предварительные составы бетона и их свойства приведены в табл. 11 и 12.На три замеса бетоносмесителя расходы материалов составляют:
Таблица 11 Предварительные составы бетона
Первый замес (2,5л) |
Второй замес (2,5л) |
Третий замес (2,5л) |
В/МКВ (В/Ц) =0,45(0,60) |
В/МКВ(В/Ц)=0,45(0,60) |
В/МКВ (В/Ц)=0,45(0,60) |
В = 437,5 г |
В = 437,5 г |
В = 437,5 г |
МКВ (Ц) = 972,5 г (727,5г) |
МКВ (Ц) = 972,5 г (727,5 г) |
МКВ (Ц) = 972,5 г (727,5 г) |
П = 1602,5 г |
П = 1602,5 г |
П = 1602,5 г |
Щ = 3602,5 г |
Щ = 3602,5 г |
Щ = 3602,5 г |
Дмп = 146,68 г |
Дмп = 146,68 г |
Дмп = 146,68 г |
Дмк = 97,5 г |
Дмк = 97,5 г |
Дмк = 97,5 г |
Дгп = 9,75 г |
Дгп = 9,75 г |
Дгп = 9,75 г |
Двв = 0,78 г |
Двв = 0,78 г |
Двв = 0,78 г |
Таблица 12 Прочность контрольных образцов литого бетона
с комплексной добавкой на сжатие
№ замеса |
Возраст бетона, сут |
Прочность на сжатие, МПа |
Класс бетона |
1 |
7 |
24,7 |
B30 |
28 |
39,73 | ||
2 |
7 |
26,22 |
B30 |
28 |
39,31 | ||
3 |
7 |
25,65 |
B30 |
28 |
36,88 |
Как видно из полученных результатов минимально необходимые значения прочности обеспечивают все три состава бетона, но состав 3 характеризуется наименьшим расходом цемента, поэтому данный состав принят для дальнейших исследований.
Для установления зависимостей свойств бетонных смесей и бетонов от состава, оптимальных соотношений компонентов с целью получения бетонов с повышенными прочностными и эксплуатационными свойствами использовали метод математического планирования эксперимента.
Приняты следующие переменные факторы:
- Расход вяжущего МКВ, кг/м3, x1
- Доля микрокремнезёма в составе вяжущего МКБ,%, x2
- Расход гиперпластификатора, % от массы цемента, x3
Выходными параметрами являлись:
- Осадка конуса бетонной смеси, cм, y1
- Прочность бетона на сжатие в возрасте 7 сут, МПа, y2
- Прочность бетона на сжатие в возрасте 28 сут, МПа, y3
- Прочность бетона на
растяжение при изгибе в
В качестве постоянных факторов приняты расход молотого песка, а также условия приготовления и твердения бетона.
На основе проведённых предварительных экспериментов по каждому фактору назначались верхний, нижний и основной уровни варьирования. Основные характеристики входных параметров приведены в таблице 11.
Таблица 11 Уровни и интервалы варьирования переменных факторов
Входные параметры |
Уровни варьирования |
Интервал варьирования | ||
-1 |
0 |
+1 | ||
Расход вяжущего (МКВ), кг/м3, x1 |
350 |
400 |
450 |
50 |
Доля микрокремнезёма в составе МКВ (МК),%, x2 |
1 |
6 |
11 |
5 |
Расход гиперпластификатора (ГП), % от массы цемента, x3 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
0,2 |
После проведения всех экспериментов
согласно плану выполнены
ОК = 21,13 + 2,38×(0,02МКБ – 8) − 2,88×(0,2МК
– 1,2) + 4,63×(5ГП – 5) + 0,88 × (0,02МКБ – 8)( 0,2МК
– 1,2) − 2,13×(0,02МКБ – 8) (5ГП – 5) + 2,63×(0,2МК
– 1,2) (5ГП – 5)
R7cут = 40,76 + 11×(0,02МКБ –
8) + 4,29×(0,2МК – 1,2) + 0,04 ×(0,02МКБ – 8)( 0,2МК –
1,2)
R28сут
= 47,95 + 12,95×(0,02МКБ – 8) + 5,05×(0,2МК – 1,2)
0,05 × (0,02МКБ – 8)( 0,2МК – 1,2)
Rр= 6,05 + (0,02МКБ – 8) + 0,55×(0,2МК
– 1,2)
На основе полученных уравнений, адекватно описывающих систему литого бетона с комплексной добавкой, построены графики зависимостей основных строительно-технических свойств разрабатываемого литого бетона для дорожных покрытий (рис.1 − 3).
Установлено, что введение гиперпластификатора улучшает удобоукладываемость бетонной смеси при любых расходах цемента. При расходах гиперпластификатора от 0,8 до 1,2% от расхода цемента получены равноподвижные смеси с пониженным расходом воды на 20% по сравнению с бетонной смесью на основе С-3.
|
Рис.1 Зависимость от расхода гиперпластификатора при различных расходах вяжущего (1...3 – МКВ/Ц = 350/286,5; 400/336; 450/385,5 кг/м3 ) и МК = 1% МКВ | |
|
Рис.2 Зависимость от расхода гиперпластификатора при различных расходах вяжущего (1...3 – МКВ/Ц = 350/269; 400/316; 450/363 кг/м3 ) и МК = 6% МКВ | |
|
Рис.3 Зависимость |
Введение микрокренезёма в литую бетонную смесь значительно влияет на прочность бетона при сжатии, растяжении при изгибе, при этом максимум прочности достигается при расходе микрокремнезема в пределах 7 – 12 % массы цемента. При дальнейшем увеличении доли добавки прочность практически не повышается (рис.4, 5).
Рис.4 Зависимость прочности на сжатие в возрасте 28 сут литого бетона от гиперпластификатора и микрокремнезёма при различных расходахвяжущего (1...3 – МКВ = 350; 400; 450 кг/м3) | |
Рис.5 Зависимость прочности на растяжение при изгибе в возрасте 28 сут. литого бетона от гиперпластификатора и микрокремнезёма при различных расходах вяжущего (1...3 – МКВ = 350; 400; 450 кг/м3) |
Предложенная комплексная добавка в литую бетонную смесь значительно повышает прочность бетона на сжатие (60%) и на растяжение при изгибе (30%) в сравнении с бетоном с добавкой С-3.
На основе этих данных и с учётом требований, предъявляемых к бетонам дорожных покрытий, были выбраны оптимальные составы литого бетона для дорожных покрытий различного назначения (табл. 12).
Необходимые для проектирования и использования прочностные и деформативные характеристики оптимального состава бетона: кубиковая прочность (R); прочность бетона при растяжении (Rbt); начальный модуль упругости (Еb) полученных бетонов приведены в табл. 13.
Таблица 12. Оптимальные составы литого бетона для дорожных покрытий с комплексной добавкой
и прочность в возрасте 28 сут.
№ составы |
Удобоукладываемость смеси |
Состав литого бетона, кг/м3 |
Прочность, в возрасте 28 сут., МПа |
Класс бетонов | ||||||||
Осадка конуса, см |
МКВ/Ц |
П |
Щ |
В |
МК |
МП |
ГП |
ВВ* |
на сжатие |
на растяжение при изгибе | ||
1 |
25 |
400/308 |
650 |
1170 |
180 |
32 |
60 |
3,23 |
0,31 |
51,4 |
6,3 |
В40 |
2 |
25 |
450/354 |
650 |
1170 |
202,5 |
36 |
60 |
3,63 |
0,35 |
64,3 |
7,3 |
В50 |
3 |
25 |
550/446 |
650 |
1170 |
247,5 |
44 |
60 |
3,35 |
0,45 |
76,5 |
8,2 |
В60 |
4 |
20-22 |
350/269 |
650 |
1170 |
157,5 |
21 |
60 |
2,42 |
0,27 |
35,0 |
5,1 |
В30 |
5 |
20-22 |
400/316 |
650 |
1170 |
180 |
24 |
60 |
2,84 |
0,32 |
48,0 |
6,1 |
В40 |
6 |
20-22 |
450/340,5 |
650 |
1170 |
202,5 |
49,5 |
60 |
3,06 |
0,34 |
66,0 |
7,6 |
В50 |
7 |
16-18 |
350/269 |
650 |
1170 |
157,5 |
21 |
60 |
2,42 |
0,27 |
35,0 |
5,1 |
В30 |
8 |
16-18 |
400/316 |
650 |
1170 |
180 |
24 |
60 |
2,53 |
0,32 |
48,0 |
6,1 |
В40 |
9 |
16-18 |
450/340,5 |
650 |
1170 |
202,5 |
37,4 |
60 |
2,72 |
0,34 |
66,0 |
7,6 |
В50 |
Контрольный ** |
16-18 |
490 |
600 |
1150 |
185 |
− |
− |
3,43 (С-3) |
− |
38,6 |
4,5 |
В30 |
*с использованием воздухововлекающей добавки Sika Aer;
** Марка бетона по водонепроницаемости W12 и марка бетона по морозостойкости F200.
Таблица 13. Экспериментальные значения прочностных характеристик
разработанных литых бетонов (Оптимальный состав 1 из табл. 12)
Класс бетона В40 | ||
Возраст бетона, сут |
Прочность на сжатие (МПа) |
Прочность на растяжение при изгибе (МПа) |
3 |
17 |
2,1 |
7 |
43,7 |
5,4 |
28 |
51,4 |
6,3 |
90 |
55 |
6,5 |
Опытные данные свидетельствуют о весьма интенсивном росте прочности образцов разработанного бетона (на примере состава 1) во времени. Через 7 сут кубиковая прочность бетона составляла 70...85 % 28-суточной прочности (рис. 4). Такие значения прочности бетонов с комплексной добавкой в раннем возрасте могут рассматриваться как вполне достаточные для распалубки возводимой дорожной конструкции. К 28 сут прочность бетона достигла 40... 50 МПа, а к 150 сут превышала значения 28-суточной прочности в среднем на 12% (рис.10).
|
Рис.6. Изменение прочности на сжатие разработанных бетонов во времени во времени (Оптимальный состав 1 по табл.12). |
Прочность бетона на растяжение (Rbt) определяли по результатам испытаний на изгиб образцов-балочек размером 10*10*40 см. Как видно из табл. 14, прочность полученного бетона на растяжение существенно (более чем на 30%) превосходит контрольные на основе С-3.
Однако, эти характеристики являются необходимыми, но недостаточными, для применения этих бетонов для дорожных покрытий. Поэтому большое место в работе уделено исследованиям основных эксплуатационных свойств литого бетона с учётом особенности его работы в дорожных покрытиях, а, именно: определение показателей пористости бетонов по кинетике их водопоглощения, проницаемости, морозостойкости, атмосферостойкости, истираемости.
Показатели пористости бетонов по кинетике их водопоглощения, проницаемость, морозостойкость, истираемость, определенные по стандартным методикам, приведены в табл. 14, 15, 16.
Результаты определения показателей пористости бетонов по кинетике их водопоглощения показывают, что объём пор в полученных бетонах в среднем составляет 6,5 % (требование - не менее 5% и не более 10%).
Информация о работе Литые бетонные смеси для дорожных покрытий