Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:03, курсовая работа
Цель моей работы - анализ архитектурных сооружений г. Миасса, во внешнем убранстве которых использовалась классическая ордерная система.
Задачи:
Создание своеобразной фотогалереи архитектурному облику центральной (исторической) части и старой (исторической) части города «Фасады зданий, выполненных в классическом стиле».
Обзор публикаций по данной теме.
Описание особенностей декора зданий.
Первичный искусствоведческий анализ произведений архитектуры, а именно фасада зданий.
Введение:…………………………………………………………………3
Обоснование выбора темы………………………………………….3
Цель и задачи работы………………………………………………..4
Классическая ордерная система:………………………………………..5
2.1.История вопроса……………………………………………………..5
Архитектурная ордерная система……………………..……………5
Греческий архитектурный ордер……………………………………6
Римский архитектурный ордер ………………………………..……7
2.2. Анализ архитектурных сооружений г. Миасса:…………………..10
Дворец культуры «Автомобилестроителей»………………………11
Жилые дома на пр.Автозаводцев…………………………………...11
Другие архитектурные сооружения………………………………...12
Здание геологоразведочного колледжа ( техникума)……………...12
Обзор литературы.......................................................................................14
Заключение..................................................................................................15
Литература………………………………………………..…………….…17
Например,
в эпоху Ренессанса, когда вернулись
к наследию античности, греческий и
римский архитектурный ордер возродились
в архитектуре стран Западной Европы,
а впоследствии, в эпоху классицизма,
послужили идеальным образцом для архитектурных
сооружений. Традицию использования
классической ордерной системы мы
видим и в неоклассицизме начала ХХ в.,
а затем и в так называемом сталинском
ампире.
2.2.
Анализ архитектурных
сооружений г. Миасса
Большой интерес представляет архитектура первой половины 1930-х - середины 50-х гг.XX в., в которой неожиданным образом сплелись настроения современного движения и традиционалистской романтики первых послереволюционных лет. На этом относительно коротком этапе в советской архитектуре вновь проявляются тенденции модернизации и преобразования форм классики, ведется разработка упрощённых ордерных построений. Освоение ордерных композиций развивается от подчеркнуто декоративных принципов применения их многочисленных стилизаций до достаточно полного следования композициям античности и ренессанса.
Стиль
сталинского классицизма в
Стилизация, стремление к усилению эффекта монументальности и величественности проявились во 2-й половине 40-х – 1-й половине 50-х гг. в архитектуре г. Миасса как отражение пафоса послевоенного возрождения.
Ансамблевое
проектирование (основа классического
градостроительства) играло ведущую
роль в 40–50-е гг. и проявилось в
стремлении проектирования как системы
взаимосвязанных ансамблей, среди которых
доминировал ансамбль общегородского
центра. Рассмотрим это на конкретных
примерах.
Дворец
культуры «Автомобилестроителей»
Спроектирован и построен в 1954–65гг. Дворец замыкает главную композиционную ось автозавода – пр. Автозаводцев.
Здание пространственно обособлено, что подчеркивает его главенствующую роль в ансамбле. Трехчастная объемная композиция решена на основе центр-осевого построения.
В данном случае прослеживается стилизация под начало XIX века — эпоху Наполеона, поздний классицизм или ампир: штукатурка на внешних стенах и колонны бежевого цвета в сочетании с терракотовой лепниной.
Центральный
объем акцентирован на главном фасаде
8-колонным портиком тосканского ордера,
увенчанным треугольным фронтоном. Тимпан
фронтона прорезан полуциркульной аркой.
Боковые крылья здания оформлены пилястрами
с коринфскими капителями, арочными нишами,
рельефными вставками между окнами 2-го
и 3-го этажей. Образ дворца монументален
и величествен.
Жилые
дома на пр. Автозаводцев
В многоэтажных жилых домах также стали применяться интересные с архитектурной точки зрения детали. Город проектировался как система взаимосвязанных ансамблей, среди которых доминировал ансамбль общегородского центра.
Главная магистраль – ул. Сталина (ныне пр. Автозаводцев) – рассматривалась как композиционная ось. Улица представлялась широкой, прямой, оформленной зелеными насаждениями. Большое внимание уделялось оформлению фасадов.
Но
в данном случае можно говорить об
эклектике: фасадная декорация, украшенная
стройными полуколоннами и пилястрами
тосканского ордера сочетается с ренессансными
элементами, например, эркерами.
Другие
архитектурные сооружения
Сохранилось несколько подобных архитектурных сооружений и в старом городе.
Это
здания заводоуправления инструментального
завода и ПТУ № 9. Их тоже можно назвать,
так как во внешнем убранстве используется
классическая система тосканского ордера.
Однако фасад отнюдь не производит впечатления,
потому, что здания давно не ремонтировались.
Здание
геологоразведочного
колледжа (техникума)
По-своему интересно архитектурное решение здания геологического техникума. Главный фасад представляет собой пространственную композицию, состоящую из крупномасштабного портика тосканского ордера, и является сочетанием элементов ионического ордера — в капители используются волюты. Колонны белого цвета с ионическими капителями, поддерживающими треугольный фронтон, тимпан которого украшен лепным рельефом. Таким образом, благодаря использованию традиционного классического ордера, здание приобретает торжественно-парадный вид.
Из истории архитектуры известно, что позже именно за эту величавость внешнего вида сталинский ампир был подвергнут резкой критике, поскольку дома с архитектурными "излишествами" требовали дополнительных и значительных затрат, а удовлетворить стремительно растущий спрос на жилье не могли. Формально начало этому проложило постановление правительства "О борьбе с архитектурными излишествами" от 1955 г.
Естественно, дома по старым проектам еще некоторое время достраивались, но постепенно с фасадов стали исчезать фризы, колонны, пилястры, наличники, стены домов стали "худеть", а потолки в квартирах начали быстро приближаться к полу.
Так в конце 1950-х гг. произошел переход к массовому строительству дешевых и незатейливых коробок - железобетонных панельных домов.
Специальных публикаций, посвященных использованию ордерной системы в архитектуре уральских городов, мало, или они носят настолько научный характер, что публикуются только в ученых записках.
Во многом помог при написании работы Интернет. По крайней мере, в энциклопедических статьях есть определение такого направления, как сталинский ампир. Интересными представляется работа челябинского культуролога Е.В. Конышевой «Архитектура Челябинска 1930-х – сер. 1950-х гг. в историко-культурном контексте» и её же публикации в энциклопедии «Челябинск.». К сожалению, совсем мало аналитического материала об архитектуре Миасса в энциклопедическом издании и книге «Мой приветливый город Миасс», составителями которого являются Наумова Г.М., Соколова З.А. и др.
Благодаря
этим работам мне удалось систематизировать
материал, посвященный архитектурным
стилям 30-50гг.
Заключение
В период 1933-1954 гг. одностороннее понимание архитектуры и тенденция к монументализации архитектурных образов вступали в конфликт с требованиями экономичности и практичности строительства. Эти явления в архитектуре рассматриваемого времени были вызваны рядом причин. Успехи социалистического строительства в 30-х гг., а затем победоносное окончание войны вызвали настроения, побуждавшие к созданию триумфальных образов в архитектуре. Определенную роль играли тенденции парадности в архитектуре. Архитектурная творческая практика во многом не согласовывалась с развитием строительной техники.
Теперь, по прошествии определенного исторического срока, мы можем объективно оценить значение периода 1933-1954 гг. в истории советской архитектуры. В огромных масштабах велось строительство всех видов сооружений, предназначавшихся не только для нужд народного хозяйства, но и для культуры и быта трудящихся. Преобразился облик городов и сел. Этот период стал эпохой в истории советской архитектуры, заложил основы ее дальнейшего развития.
Специалисты отмечают, что сегодня Россия стоит на пороге нового стилевого витка. Вот буквальная цитата из статьи: «Младшее и – передовое поколение, нюхая воздух искусства, улавливает северный ветер надвигающейся моды «постампира» и старается выхватить из культурного прошлого стиля именно те черты, которые исказит время, приспособив их к сегодняшнему дню».
Артемий Лебедев, например, в своем знаменитом руководстве по дизайну, считает подарком 40-50 годов «сталинский» стиль, который мы рассматриваем не как идеологическое приложение к режиму, а как самодостаточное мощное явление. Графическая легкость 30-х была заменена «имперскостью» образов, но никто не может упрекнуть 50-е в отсутствии значимости для культуры». Рассматривая архитектуру как печать эпохи, можно заметить, как «великолепно она отражает те идеи торжественности, величия, мощи, которые были присущи советской державе 30-х-50-х годов». (Конышева Е.В.)
Наверное, мало кто из горожан задумывается над тем, что архитектурные сооружения города Миасса напрямую связаны с историей страны и мировой художественной культурой в целом. Наш город, на первый взгляд, кажется каким-то стандартным. Очень предсказуемым. Я хотела показать, что это не так.
Работа над рефератом оказалась очень полезной, прежде всего, для меня самой.
Собирая материал для реферата, я многое узнала об истории архитектуры и исторических зданиях нашего города.
Создавая презентацию, я освоила навыки работы в Power Point, научились анализировать произведения архитектуры.
Думаю, что моим рефератом можно воспользоваться при подготовке к урокам истории, краеведения и МХК.
Что ещё хотелось бы сделать? В идеале – написать архитектурную историю города. Но это слишком глобально. Конечно, опыт исследовательской деятельности у меня уже есть, но не настолько большой, чтобы сразу браться за такой труд.
Кроме
того, за несколько месяцев нельзя объять
необъятное. Поэтому решено: попытаюсь
для начала собрать и систематизировать
иллюстративный материал для будущего
огромного труда, чтобы потом представить
эту историю с точными датами и именами.
Литература
Приложение
Словарь
архитектурных терминов
Абака (абак) - верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом.
Антаблемент - несомая часть здания, поддерживаемая колоннами. В античной архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.
Арка - криволинейное, полукруглое или стрельчатое, перекрытие проемов в стене или пролетов между двумя опорами. Для готики характерны стрельчатые арки, для римской, романской архитектуры и ренессанса - полуциркульные, для мавританского стиля - подковообразные, для русского зодчества - килевидные.
Аркбутан - опорная полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор сводов на наружные устои - контрфорсы.
Архивольт - наружное обрамление арки, часто в несколько рядов, украшенное орнаментом.
Информация о работе Классическая ордерная система в архитектуре родного города