Классическая ордерная система в архитектуре родного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - анализ архитектурных сооружений г. Миасса, во внешнем убранстве которых использовалась классическая ордерная система.
Задачи:
Создание своеобразной фотогалереи архитектурному облику центральной (исторической) части и старой (исторической) части города «Фасады зданий, выполненных в классическом стиле».
Обзор публикаций по данной теме.
Описание особенностей декора зданий.
Первичный искусствоведческий анализ произведений архитектуры, а именно фасада зданий.

Содержание

Введение:…………………………………………………………………3
Обоснование выбора темы………………………………………….3
Цель и задачи работы………………………………………………..4
Классическая ордерная система:………………………………………..5
2.1.История вопроса……………………………………………………..5
Архитектурная ордерная система……………………..……………5
Греческий архитектурный ордер……………………………………6
Римский архитектурный ордер ………………………………..……7
2.2. Анализ архитектурных сооружений г. Миасса:…………………..10
Дворец культуры «Автомобилестроителей»………………………11
Жилые дома на пр.Автозаводцев…………………………………...11
Другие архитектурные сооружения………………………………...12
Здание геологоразведочного колледжа ( техникума)……………...12
Обзор литературы.......................................................................................14
Заключение..................................................................................................15
Литература………………………………………………..…………….…17

Работа содержит 1 файл

Классическая ордерная система.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

Научно-практическая конференция учащихся

Миасского городского округа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классическая  ордерная система  в архитектуре  родного города 
 
 
 
 
 
 
 

Автор: Кочкина Анастасия Константиновна

ученица 10 класса МОУ СОШ №9

Научный руководитель:

Грозенок  Наталия Александровна,

учитель литературы и МХК 

МОУ СОШ  № 9   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Миасс

2009 г.

Содержание 
 

  1. Введение:…………………………………………………………………3
    1. Обоснование выбора темы………………………………………….3
    2. Цель и задачи работы………………………………………………..4
  2. Классическая ордерная система:………………………………………..5

    2.1.История вопроса……………………………………………………..5

    Архитектурная ордерная система……………………..……………5

    Греческий архитектурный ордер……………………………………6

    Римский архитектурный ордер ………………………………..……7

    2.2. Анализ архитектурных сооружений г. Миасса:…………………..10

    Дворец  культуры «Автомобилестроителей»………………………11

    Жилые дома на пр.Автозаводцев…………………………………...11

    Другие  архитектурные сооружения………………………………...12

    Здание  геологоразведочного колледжа ( техникума)……………...12

  1. Обзор литературы.......................................................................................14
  2. Заключение..................................................................................................15
  3. Литература………………………………………………..…………….…17
  4. Приложение (словарь архитектурных терминов)………………………18

 

1. Введение 

1.1. Обоснование выбора  темы 

   «Классическая ордерная система в архитектуре  родного города», именно такая формулировка темы  привлекла мое внимание после изучения раздела МХК «Античная культура».

   Древнегреческие и древнеримские архитектурные  сооружения до сих пор поражают  своей величественностью, стройным и строгим видом. Именно эти качества: мощь, парадность и монументальность стали настолько привлекательны для зодчих  разных веков и направлений, что классическая ордерная система  пришла и в Россию. В ХVIII- ХIХ вв. -   через классицизм, а  впоследствии, уже в 1930—40-х гг. ХХ века классическое античное направление  стало одним из основных в  развитии отечественного зодчества, так называемый сталинский ампир.  Эти своеобразные веяния моды оказали влияние и на архитектуру уральских городов, в том числе и Миасса.

 

    1.2. Цель и задачи работы 

   Цель моей работы -   анализ архитектурных сооружений г. Миасса,  во внешнем убранстве  которых использовалась   классическая ордерная система.

   Задачи:

  1. Создание своеобразной фотогалереи архитектурному облику центральной (исторической) части  и старой (исторической) части города «Фасады зданий, выполненных в классическом стиле».
  2. Обзор публикаций по данной теме. 
    Описание особенностей декора зданий.
  3. Первичный искусствоведческий анализ произведений архитектуры, а именно фасада зданий.

         Способы сбора материала:

  1. Проведение   фотосессии по улицам родного города.
  2. Работа со специальной и краеведческой литературой, а также в сети Интернет.
  3. Анализ полученных данных.

   Планируемые результаты работы:

   На  мой взгляд, эта работа имеет практическую ценность: материал может быть использован учителями  и учащимися   при подготовке к урокам МХК, истории, а также к вновь введенному курсу «Краеведение» и для более детального изучения некоторых страниц истории нашего города. 
 
 

 

   
  1. Классическая ордерная система
 
   
    1. История вопроса
 

   Архитектурная  ордерная система 

   Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции.

   Наиболее  последовательно на протяжении многих веков развивались классические архитектурные формы Древней  Греции, которые еще в VI веке до н.э. обрели четкую художественную систему сочетания  архитектурно-конструктивных деталей, называемую ордером.

   Ордера  строят строго по определенным пропорциям.   Именно эти пропорции и дают возможность придать изделию красивый вид.   Кроме необходимых элементов, в ордера входит и орнамент. Детали носят разные названия и используются не только в ордерах, но и просто в отделке зданий.

   Основная  конструктивная схема всех ордеров  — стоечно-балочная конструкция, которая  состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава). В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. Но единая  конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.   

                                    
 
 

   Греческий архитектурный ордер 

   Самый древний - дорический ордер. Возникнув в VI веке до н. э., он встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Из всех ордеров он наиболее простой, поэтому во время античности он считался «мужским» ордером. Классическим примером использования дорического ордера служит всемирно известный храм Парфенон.

   Более поздний - ионический ордер.

   Возник он в V веке до н. э. От более раннего дорического ордера отличается большёй легкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Храм в Гарни является наглядной иллюстрацией к определению  ионического ордера.

   Коринфский  ордер — самый сложный из трех греческих архитектурных ордеров. Появился во 2-й половине V века до н. э. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Это, например, сокровищница в Дельфах.

   Римский архитектурный ордер

   Тосканский  ордер

   Архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н.э.  — I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического, от которого отличается гладким фризом и колонной без канелюр, как мы видим это на примере Пантеона.

   Композитный ордер

   Архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты,  так и орнамент в виде листьев аканта, что отразилось, например, в архитектуре Зимнего Дворца.

   Коринфский  ордер в архитектуре Древнего Рима отличался усложнённостью обломов, их богатым резным декором, сложностью медальонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр, известные ещё в Древней Греции; распространилось применение ордера или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр., Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения]; условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, раскреповками антаблемента над опорами).

   Начиная с 15 в. ордер стал одним из важнейших  компонентов западноевропейской архитектуры (в русском зодчестве ордер  начал широко применяться с конца 17 в.). Теоретическое освоение классического  ордера (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16—18 вв.) в основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. По мнению искусствоведа  В. Ф. Маркузона, догматическое понимание теории ордера в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) ордера характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими  тенденциями.

   Архитектурное сооружение, по мнению исследователей,  похоже на  воплощенную  в материале модель мира. С одной стороны, это модель реального мира с его угадываемыми человеком особенностями и пугающими опасностями. Во многих древних поселениях жилища стоят по кругу, защищая человека от внешнего нападения. Сам дом часто устроен в виде крепости, отлично защищенной снаружи и открытой во внутренний двор. Ощущение мира как источника пользы или опасности порождает в архитектуре крепостную и городскую стену, свайные и скальные постройки.

   С другой стороны, архитектурное сооружение воплощает и идеальные, духовные представления о мире. Не только то, что уже есть, но и то, что должно быть отражает архитектура.

   Однако  эти два мировоззренческих основания  проявляются в архитектуре по-разному. Всякое здание можно рассматривать  как с точки зрения его фасада (фасадов), так и плана, то есть с точки зрения его развития в горизонтальной или вертикальной плоскостях.

   План  здания (его расположение в горизонтальной плоскости) отражает прежде всего ее социальный аспект, особенности данного  общества, особенности психологии данного конкретного народа. Контакты между людьми чаще всего проходят по горизонтали. Потому и отражает план здания быт, деятельность и общение людей.

   Вертикальная  же конструкция здания — это модель духовной основы мира, его идеального понимания. Ведь вертикальное устройство сооружения прямо зависит от его конструкции. А количество типов конструкций вообще весьма ограничено — стоечно-балочная, свод, каркасная, современные висячие. И все они зависят не столько от желаний человека или особенностей данной культуры, сколько от физических законов мира и свойств материалов. Человек почти не властен над вертикалью.

   Таким образом, в плане здания преимущественно  отражены законы человеческой психики (индивидуальной или социальной), а  в оформлении вертикали — законы мира (точнее, восприятие законов мира человеком). Естественное движение человека в пространстве здания по горизонтали дает ему ощущение свободы, включает его в общение, в социальную жизнь. Вертикаль же, создавая стены и перегородки, препятствует этому движению, разделяет людей, выключая человека из области повседневных контактов. Но та же вертикаль заставляет осознать иерархию мира. Ведь и взятый отдельно человек — существо вертикальное. И в вертикали своего тела выделяет он значимые уровни (голова, тело, конечности), наделяя их особыми духовными способностями. Возможно, этим и объясняется обращение к архитектурному классическому ордеру вновь и вновь.

Информация о работе Классическая ордерная система в архитектуре родного города