Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:03, курсовая работа
Цель моей работы - анализ архитектурных сооружений г. Миасса, во внешнем убранстве которых использовалась классическая ордерная система.
Задачи:
Создание своеобразной фотогалереи архитектурному облику центральной (исторической) части и старой (исторической) части города «Фасады зданий, выполненных в классическом стиле».
Обзор публикаций по данной теме.
Описание особенностей декора зданий.
Первичный искусствоведческий анализ произведений архитектуры, а именно фасада зданий.
Введение:…………………………………………………………………3
Обоснование выбора темы………………………………………….3
Цель и задачи работы………………………………………………..4
Классическая ордерная система:………………………………………..5
2.1.История вопроса……………………………………………………..5
Архитектурная ордерная система……………………..……………5
Греческий архитектурный ордер……………………………………6
Римский архитектурный ордер ………………………………..……7
2.2. Анализ архитектурных сооружений г. Миасса:…………………..10
Дворец культуры «Автомобилестроителей»………………………11
Жилые дома на пр.Автозаводцев…………………………………...11
Другие архитектурные сооружения………………………………...12
Здание геологоразведочного колледжа ( техникума)……………...12
Обзор литературы.......................................................................................14
Заключение..................................................................................................15
Литература………………………………………………..…………….…17
Научно-практическая конференция учащихся
Миасского
городского округа
Классическая
ордерная система
в архитектуре
родного города
Автор: Кочкина Анастасия Константиновна
ученица 10 класса МОУ СОШ №9
Научный руководитель:
Грозенок Наталия Александровна,
учитель литературы и МХК
МОУ СОШ
№ 9
Миасс
2009 г.
Содержание
2.1.История вопроса……………………………………………………..5
Архитектурная ордерная система……………………..……………5
Греческий
архитектурный ордер……………………………
Римский
архитектурный ордер …………………………
2.2. Анализ архитектурных сооружений г. Миасса:…………………..10
Дворец
культуры «Автомобилестроителей»……………………
Жилые
дома на пр.Автозаводцев…………………………………..
Другие
архитектурные сооружения………………
Здание геологоразведочного колледжа ( техникума)……………...12
1.
Введение
1.1.
Обоснование выбора
темы
«Классическая ордерная система в архитектуре родного города», именно такая формулировка темы привлекла мое внимание после изучения раздела МХК «Античная культура».
Древнегреческие и древнеримские архитектурные сооружения до сих пор поражают своей величественностью, стройным и строгим видом. Именно эти качества: мощь, парадность и монументальность стали настолько привлекательны для зодчих разных веков и направлений, что классическая ордерная система пришла и в Россию. В ХVIII- ХIХ вв. - через классицизм, а впоследствии, уже в 1930—40-х гг. ХХ века классическое античное направление стало одним из основных в развитии отечественного зодчества, так называемый сталинский ампир. Эти своеобразные веяния моды оказали влияние и на архитектуру уральских городов, в том числе и Миасса.
1.2. Цель и задачи работы
Цель моей работы - анализ архитектурных сооружений г. Миасса, во внешнем убранстве которых использовалась классическая ордерная система.
Задачи:
Способы сбора материала:
Планируемые результаты работы:
На
мой взгляд, эта работа имеет практическую
ценность: материал может быть использован
учителями и учащимися при подготовке
к урокам МХК, истории, а также к вновь
введенному курсу «Краеведение» и для
более детального изучения некоторых
страниц истории нашего города.
Архитектурная
ордерная система
Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции.
Наиболее последовательно на протяжении многих веков развивались классические архитектурные формы Древней Греции, которые еще в VI веке до н.э. обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных деталей, называемую ордером.
Ордера строят строго по определенным пропорциям. Именно эти пропорции и дают возможность придать изделию красивый вид. Кроме необходимых элементов, в ордера входит и орнамент. Детали носят разные названия и используются не только в ордерах, но и просто в отделке зданий.
Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава). В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.
Греческий
архитектурный ордер
Самый древний - дорический ордер. Возникнув в VI веке до н. э., он встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Из всех ордеров он наиболее простой, поэтому во время античности он считался «мужским» ордером. Классическим примером использования дорического ордера служит всемирно известный храм Парфенон.
Более поздний - ионический ордер.
Возник он в V веке до н. э. От более раннего дорического ордера отличается большёй легкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Храм в Гарни является наглядной иллюстрацией к определению ионического ордера.
Коринфский ордер — самый сложный из трех греческих архитектурных ордеров. Появился во 2-й половине V века до н. э. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Это, например, сокровищница в Дельфах.
Римский архитектурный ордер
Тосканский ордер
Архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н.э. — I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического, от которого отличается гладким фризом и колонной без канелюр, как мы видим это на примере Пантеона.
Композитный ордер
Архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта, что отразилось, например, в архитектуре Зимнего Дворца.
Коринфский ордер в архитектуре Древнего Рима отличался усложнённостью обломов, их богатым резным декором, сложностью медальонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр, известные ещё в Древней Греции; распространилось применение ордера или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр., Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения]; условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, раскреповками антаблемента над опорами).
Начиная с 15 в. ордер стал одним из важнейших компонентов западноевропейской архитектуры (в русском зодчестве ордер начал широко применяться с конца 17 в.). Теоретическое освоение классического ордера (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16—18 вв.) в основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. По мнению искусствоведа В. Ф. Маркузона, догматическое понимание теории ордера в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) ордера характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими тенденциями.
Архитектурное сооружение, по мнению исследователей, похоже на воплощенную в материале модель мира. С одной стороны, это модель реального мира с его угадываемыми человеком особенностями и пугающими опасностями. Во многих древних поселениях жилища стоят по кругу, защищая человека от внешнего нападения. Сам дом часто устроен в виде крепости, отлично защищенной снаружи и открытой во внутренний двор. Ощущение мира как источника пользы или опасности порождает в архитектуре крепостную и городскую стену, свайные и скальные постройки.
С другой стороны, архитектурное сооружение воплощает и идеальные, духовные представления о мире. Не только то, что уже есть, но и то, что должно быть отражает архитектура.
Однако
эти два мировоззренческих
План здания (его расположение в горизонтальной плоскости) отражает прежде всего ее социальный аспект, особенности данного общества, особенности психологии данного конкретного народа. Контакты между людьми чаще всего проходят по горизонтали. Потому и отражает план здания быт, деятельность и общение людей.
Вертикальная же конструкция здания — это модель духовной основы мира, его идеального понимания. Ведь вертикальное устройство сооружения прямо зависит от его конструкции. А количество типов конструкций вообще весьма ограничено — стоечно-балочная, свод, каркасная, современные висячие. И все они зависят не столько от желаний человека или особенностей данной культуры, сколько от физических законов мира и свойств материалов. Человек почти не властен над вертикалью.
Таким образом, в плане здания преимущественно отражены законы человеческой психики (индивидуальной или социальной), а в оформлении вертикали — законы мира (точнее, восприятие законов мира человеком). Естественное движение человека в пространстве здания по горизонтали дает ему ощущение свободы, включает его в общение, в социальную жизнь. Вертикаль же, создавая стены и перегородки, препятствует этому движению, разделяет людей, выключая человека из области повседневных контактов. Но та же вертикаль заставляет осознать иерархию мира. Ведь и взятый отдельно человек — существо вертикальное. И в вертикали своего тела выделяет он значимые уровни (голова, тело, конечности), наделяя их особыми духовными способностями. Возможно, этим и объясняется обращение к архитектурному классическому ордеру вновь и вновь.
Информация о работе Классическая ордерная система в архитектуре родного города