Доу-гун
Помимо
дворцов в городах возводились
высокие многоэтажные дозорные башни
с несколькими крышами. Об этих башнях
можно в настоящее время получить
довольно ясное представление по
сохранившимся глиняным моделям, обнаруженным
в погребениях. Одна из подобных моделей
найдена раскопками 1954 года в провинции
Хэнань. Уже масштабы модели, достигающей
свыше 1,5 м в высоту, говорят о том, что
ханьские постройки подобного рода были
значительных размеров (илл. 386). Четырехугольная
башня, легкая и вытянутая кверху, состоит
из трех Этажей с выступающими карнизами
и столбами по углам. Столбы были украшены
скульптурными изображениями обнаженных
человеческих фигур,напоминающих собой
кариатиды. Человеческие фигуры как декоративный
мотив в китайской архитектуре встречаются
крайне редко. Здесь эти фигуры выполнены
очень условно и обобщенно, тогда как вся
обработка модели свидетельствует о зрелом
архитектурном мастерстве. Здание башни
увенчано крышей с выпуклыми орнаментальными
полосами, имитирующими цветную цилиндрическую
черепицу. По верху крыши проходит высокий
конек, украшенный фигурой птицы. О рядовых
жилых постройках можно составить представление
также по найденным в погребениях глиняным
моделям, а особенно по сохранившимся
изображениям домов и усадеб, высеченным
на каменных плитах, украшавших гробницы.
Судя по ним, облик усадьбы в ханьское
время был довольно однотипным и сохранился
без существенных изменений на протяжении
последующих веков. Усадьба состояла из
нескольких жилых и служебных построек,
размещенных во дворе, обнесенном стенами
с воротами. Двор разделялся на несколько
частей, куда выходили окнами жилые помещения.
Ворота, как и здания, покрывались черепичными
кровлями. Строения, составлявшие усадьбу,
располагались симметрично и отличались
лаконичностью и простотой архитектуры.
Религиозная традиция предписывала строить
здание в соответствии с благоприятным
для человека направлением ветров, уровнем
подземных вод и рельефом местности. В
основе своей Эта традиция опиралась на
народный опыт и имела не только символический
смысл, но и определенное практическое
значение. По суеверным представлениям,
здания должны были фасадом обращаться
на юг, строиться у реки и у подножия гор.
Практически это было связано с защитой
строений от ветров и обогреванием солнечными
лучами с юга. Особенно разнообразными
и красивыми были городские постройки.
Возводились многоэтажные дома, украшенные
по фасаду резными карнизами, колоннами
и пилястрами, имевшими декоративное значение.
Недавними раскопками на востоке от Пекина
обнаружена большая превосходно исполненная
глиняная модель дома около 2 м в высоту,
дающая отчетливое представление о подобных
городских сооружениях. Модель изображает
богато декорированное пятиэтажное здание
с несколькими крышами, балконами, многочисленными
дверями и окнами. Перед домом расположены
ворота с двумя невысокими прямоугольными
башнями, покрытыми черепичными кровлями.
Выше идут широкие крыши и резные балконы,
опирающиеся на доу-гуны, облегчающие
конструкцию и создающие мягкие переходы
в силуэте здания, Этажи постепенно уменьшаются
кверху, и постройка венчается небольшой
крышей, по своим размерам не превышающей
крыши привратных башен. Модель расписана
яркими красками, что, по-видимому, соответствовало
красочным сочетаниям ханьской архитектуры.
Крыши домов и башен, покрытые цветной
цилиндрической черепицей, являлись основной
декоративной частью. Здания. Приподнятые
доу-гуном высоко над стенами, они как
бы парили над ними. Длинные пологие скаты
и высокие изогнутые коньки создавали
впечатление легкости, особенно ощутимое
в архитектуре башен. В период Хань еще
не встречаются крыши с изогнутыми концами,
что характерно для последующего времени.
О декоративном богатстве жилых построек
можно составить представление по сохранившимся
керамическим украшениям, завершавшим
каждый ряд черепицы на крыше. Рельефный
узор, изображающий либо растения, либо
животных, искусно располагался в окружности
(илл. 387). Немногочисленными наземными
архитектурными памятниками, дошедшими
от этого времени, являются каменные пилоны,
ставившиеся по два при входе к месту погребения
и служившие символической гранью, за
которой начиналось «царство мертвых».
Пилоны сохранились в провинциях Хэнань,
Шаньдун и Сычуань. Сычуаньские пилоны
(илл. 388) отличаются от более массивных
шаньдунских и хэнаньских стройностью,
легкостью и вытянутостью пропорций. По
размерам они невелики: высота их около
2,5 м при расстоянии между ними в 23 м. Нижняя
часть сычуаньских пилонов состоит из
прямоугольного, слегка суживающегося
кверху столба, декорированного плоскими
пилястрами. Верхняя часть, воспроизводящая
конструкцию покрытия жилых домов, — из
архитрава, фриза, карниза и широкой крыши,
увенчивающей все сооружение. В камне
выточены выступающие веером концы круглых
поддерживающих крышу балок и цилиндрическая
черепица, лежащая наверху в несколько
рядов. Пилоны украшены резными каменными
рельефами и надписями. Ансамбли ханьских
погребальных сооружений достигают значительных
размеров и представляют собой комплексы
подземных камер, облицованных кирпичом
или каменными плитами. На поверхности
земли погребения отмечены земляными
холмами, небольшими постройками, статуями
и пилонами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большим
разнообразием отличаются ханьские
изделия из нефрита. Изготовлявшиеся из
него пряжки, кольца, статуэтки людей и
животных и пр. отличаются мягкостью моделировки
гладко шлифованной поверхности камня
и тончайшими узорами. На одной из нефритовых
пряжек высоким рельефом изображены фигуры
фантастических зверей, ползущих с двух
закругленных книзу концов пряжки. Оба
гибких зверька извиваются, образуя изгибами
своих тел спиралевидный узор. Фигурки
приникли к поверхности камня, и только
настороженные морды приподнялись, как
бы для того, чтобы лучше рассмотреть друг
друга. Большое мастерство проявляется
в тканях и художественных вышивках по
шелку ханьского периода, вывозившихся
далеко за пределы Китая в страны Западной
Азии и Европы. На тканях выполнялись обычные
для того времени мотивы: всадники на лошадях,
рыбы, иероглифические надписи. На известной
ханьской ткани, обнаруженной экспедицией
П. Козлова в 1924 г. при раскопках погребений
в Ноин-Ула (северная Монголия), изображены
деревья и скалы, на которых сидят хохлатые
птицы (илл. 3946). Рисунок выполнен золотой
нитью по тёмнокрасному фону. Условно
переданные фигурки тонконогих птиц с
острыми перьями и причудливые извилистые
скалы с растущими на них деревьями образуют
динамическую композицию, отличающуюся
большой декоративностью.
Искусство
Древнего Китая, в особенности периода
Хань, сыграло важнейшую роль в сложении
и дальнейшем развитии китайской культуры.
Оно имело большое Значение и для других
стран Востока - Японии, Кореи, Индо-Китая,
Монголии, которые в течение многих веков
использовали культурные достижения Древнего
Китая.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алимов
И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С.
Срединное государство: Введение
в традиционную культуру Китая.
М.: ИД “Муравей”, 1998
2. Кравцова
М.: Е. История культуры Китая:
Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1999..
3. Культурология:
учеб. пособие для студентов вузов / под
ред. А.Н. Марковой. — 4-е изд., перераб. и
доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 400 с.
4. Малявин
В.В. Китай в ХVI-ХVII веках: Традиция
и культура. М.: Искусство, 1995. 5. www.Arhitekto.ru