Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:15, реферат
История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до х.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. х.э.). При той изученности древнейшего прошлого Китая, какую мы имеем на сегодняшний день, о процессе перехода от каменного века к веку металла и возникновении на его территории первичных раннегосударственных образований - начальных шагах на длительном и сложном пути становления древнекитайской цивилизации - мы можем преимущественно судить по памятникам материальной культуры Северного Китая.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1.ДРЕВНИЙ КИТАЙ………………………………………………………………..5
1.1Эпоха Шан-Инь……………………………………………………………5
1.2Шанское общество………………………………………………………...7
2.ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………...11
2.1Древнейшие памятники искусства Китая………………………………11
2.2Архитектура Древнего Китая……………………………………………13
2.3Архитектура в период Чжоу…………………………………………….18
2.4«Великая китайская стена»………………………………………………21
2.5Архитектура периода династий Цинь и Хань………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ДРЕВНИЙ КИТАЙ………………………………………
1.1Эпоха
Шан-Инь……………………………………………………………
1.2Шанское
общество……………………………………………………….
2.ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………...11
2.1Древнейшие
памятники искусства Китая……………
2.2Архитектура
Древнего Китая…………………………………………
2.3Архитектура
в период Чжоу……………………………………………
2.4«Великая
китайская стена»……………………………………
2.5Архитектура периода династий Цинь и Хань………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до х.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. х.э.). При той изученности древнейшего прошлого Китая, какую мы имеем на сегодняшний день, о процессе перехода от каменного века к веку металла и возникновении на его территории первичных раннегосударственных образований - начальных шагах на длительном и сложном пути становления древнекитайской цивилизации - мы можем преимущественно судить по памятникам материальной культуры Северного Китая. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической культуры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. Она датируется XXIV-XV вв. до х.э., локализуется в основном в Хэнани, но частично захватывает и соседние территории Хэбэя и Шаньси.
В
многочисленных и разнообразных культурных
памятниках Китая древняя китайская архитектура
занимает очень важное место. Выдающиеся
образцы древней китайской архитектуры,
такие как дворец "Гугун", храм "Неба",
парк "Ихэюань" в Пекине, древний
город "Лицзян" в провинции Юньнань,
древние жилые помещения в южной части
провинции Аньхуэй и другие уже вошли
в «Каталог мирового культурного наследия».
Виды древних китайских сооружений очень
многообразны: это и дворцы, и храмы, и
садовые сооружения, и могилы, и жилища.
По своему внешнему облику эти сооружения
или торжественны и великолепны, или изящны,
изысканы и динамичны. Тем не менее они
обладают характерной особенностью, которая
так или иначе сближает их друг с другом,
- это те строительные идеи и эстетические
устремления, присущие исключительно
китайской нации. В древнем Китае наиболее
типичной конструкцией дома считалась
каркасно-столбовая, использующая для
этого древесину. На глинобитной платформе
устанавливались деревянные столбы, на
которых крепились продольные поперечные
балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей.
В Китае говорят, что "стена дома может
обвалиться, но дом не разрушится." Это
объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают
столбы, а не стена. В этом и заключается
суть дела. Такая каркасная система не
только позволяла китайским архитекторам
свободно проектировать стены дома, но
способствовала предотвращению разрушения
дома при землетрясениях. Например, в северной
провинции Китая Шаньси находится буддийский
храм высотой более 60 метров, каркас которой
был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним
лет, но она очень хорошо сохранилась до
сегодняшнего дня.
Другая особенность китайского древнего
зодчества - это эффект, дающий целостную
композицию, т, е. создается некий ансамбль
из множества домов. В Китае не принято
строить отдельно стоящие здания: будь
это дворцовые
1.ДРЕВНИЙ КИТАЙ
1.1Эпоха Шан-Инь
Во второй половине II тысячелетия до н. э. в Китае на обширной территории от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Хунаня и Цзянси по берегам рек (в специфических экологических условиях Северного Китая земледелие было возможно лишь по речным поймам.) возникают разрозненные раннегородские поселения носители бронзовой индустрии, в которых создаются предпосылки для образования протогосударственных структур. Такие обнесенные стенами "города" (размером примерно до 6 кв. км) строились по определенному плану, с комплексом монументальных строений дворцового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими. Они найдены в пределах Центральной равнины (в Хэнани и на юге Хэбэя вплоть до р. Хуайхэ и Шаньдуна). Граница их распространения на юге выходит за пределы бассейна Янцзы, где в районе южнее оз. Дунтинху (Хунань) и оз. Поянху (Цзянси) обнаружены города такого рода. Особый интерес представляют недавние раскопки обнесенного мощной стеной поселения с дворцовым комплексом в Паньлуичэне под Хуанпи (близ г.Ухань, провинция Хубэй), в 100 км к северу от р. Янцзы, одного из самых ранних городов подобного типа. Различие в погребальном инвентаре свидетельствует о социальном и имущественном неравенстве в этих обществах, что подтверждает, в частности, недавно обнаруженная в одной из так называемых больших могил, принадлежавшей, по всей вероятности, верховной жрице, уникальная пластика заупокойные нефритовые фигурки, изображающие людей разного общественного положения и этнической принадлежности. Массовые умерщвления и жертвоприношения военнопленных составляют характерную особенность этих обществ. В масштабе одной или нескольких территориальных общин ("городов") складывались первичные очаги зарождающейся цивилизации (по-видимому, и применительно к древнему Китаю можно говорить о "номовом государстве"). Объединение общин диктовалось и хозяйственными нуждами (например, необходимостью коллективных усилий для борьбы с наводнениями - профиль долины Хуайхэ почти плоский, поэтому особенно в низинах, где русло реки постоянно изменялось, затоплялись огромные пространства. Во время половодий объем воды возрастал более, чем в полтора десятка раз, что в четыре раза больше, чем возрастание объема воды в долинах Нила и Инда, и в два раза больше, чем в долине Тигра и Евфрата.), и военными (войнами с соседними племенами, осложнявшимися междоусобной борьбой городов-государств). Однако наиважнейшей причиной возникновения этих первичных раннеклассовых образований было все усиливающееся имущественное расслоение. На первый план в таких раннегородских обществах под внешней оболочкой борьбы родов за престиж выступали имущественные и возникающие классовые антагонизмы.
Эти
территориальные общины становились
полем образования
1.2Шанское общество
Гадательные
надписи датируются XIIIXI вв. до н. э. тем
же самым временем, к которому относится
и вскрытое в районе Аньяна большое
городское поселение (занимающее вместе
с прилегающими к нему территориями его
округи площадь более 20 кв. км) с остатками
тесных полуземлянок и землянок и фундаментами
средних и крупных строений с бронзовыми
основаниями колонн. В пределах этого
комплекса поселений обнаружены крепостные
валы, ремесленные кварталы с литейными
мастерскими. Под Аньяном было открыто
множество могил, резко различающихся
по размеру и инвентарю погребений от
неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой
утвари, до огромных крестообразных подземных
усыпальниц более чем десятиметровой
глубины. Последние (их немногим более
десятка, площадь самой крупной из них
380 кв. м) представляли собой монументальные
конструкции, напоминающие усеченные
пирамиды, обращенные основанием вверх,
с широкими подъездными дорогами, спускающимися
посредине каждой из четырех сторон этих
гробниц к погребальной камере, заполненной
драгоценной утварью, оружием из бронзы,
украшениями из нефрита и золота. Для сооружения
каждой из них требовалось, по подсчетам
ученых, не менее 7000 человеко-дней. В больших
могилах захоронениях почивших ванов,
как можно полагать, найдены сотни скелетов
сопогребенных людей, а рядом целые поля
захоронений обезглавленных военнопленных
со связанными за спиной руками и ямы с
их отрубленными головами, исчисляющимися
тысячами. Отдельно были погребены военные
колесницы с лошадьми и возничими. Надписей
о жертвоприношении людей (до 1500 человек
одновременно) в настоящее время на гадательных
костях обнаружено около двух тысяч, в
них общее число таких жертв достигает
14197. Пленных приносили в жертву богам
и предкам; с обрядом массовых человеческих
жертвоприношений был связан широко распространенный
у шанцев культ гор и рек (в гадательных
надписях упоминаются десятки имен их
богов), а также, очевидно, и ритуал "священного
брака", входивший в культ плодородия.
Сотни захоронений людей, в том числе и
заживо погребенных, обнаружены археологами
в фундаментах и других частях строений
дворцового и храмового типа. Аньянские
мелкие и средние могилы, принадлежащие
собственно шанцам (со специфическим трупоположением,
инвентарем и бронзовым оружием), отличаются
антропологической однородностью в противоположность
расовой неоднородности черепов обезглавленных
скелетов из шанских больших могил, где
представлены и восточные монголоиды,
и континентальные монголоиды, и переходные
к австралоидам южномонголоидные популяции;
эти жертвы предназначались для кровавого
ритуала человеческих жертвоприношений,
ради чего шанцы предпринимали походы
(своего рода "охоту за головами")
на расстояние нескольких сотен километров.
В шанском обществе, где регулярно совершались
обряды, требовавшие массовых жертвоприношений,
война являлась общественной нормой. Главной
целью военных походов был захват добычи:
помимо пленных зерна и скота, также требовавшихся
для принесения в жертву богам и предкам.
Судя по содержанию гадательных надписей,
под г. Аньян находился культовый центр,
где происходили гадания шанского и других
коллективов и хранился архив так называемого
"иньского оракула". Название "иньский
оракул" идет от позднейшей древнекитайской
письменной традиции, в гадательных текстах
знак инь отсутствует. Это может быть объяснено
тем, что обращающиеся к оракулу, естественно,
не вопрошали о нем самом. Тот факт, что
надпись, содержащая этноним инь (единственная
пока), найдена в бассейне р. Вэйхэ далеко
за пределами Аньянского культового центра,
может служить подкреплением высказанной
гипотезы. Инь как название оракульного
центра, вероятно, совпадало с самоназванием
союза племен, располагавшегося в поздненеолитическое
время в бассейне Хуанхэ.
При
всей разобщенности протогородских
центров и разноязычии этнических общностей,
входивших в шанскую конфедерацию (не
являвшуюся объединенным государством),
письменность в "обществе гадательных
костей", первоначально использовавшаяся
исключительно в ритуальных целях, была,
по-видимому, одна. Скорее всего ее распространял
культовый иньский союз (рудимент стадиально
предшествующего типа объединения), хотя,
возможно, изобретена она была не в одном
месте и не только и не обязательно именно
шанцами. Вопросы к оракулу касаются многих
городов (и), общинных объединений и племен
(фен). Но особо выделяются шанские поселения:
"город (или города) Шан" (Шан и), "Главный
(или Великий) город Шан (Да и Шан)", "центральный
Шан" (Чжун Шан), а также просто Шан (читателю
следует иметь в виду, что это условные
чтения, передающие современное произношение
соответствующих иероглифов. Их произношение
в иньское время остается пока неизвестным.)
как топоним и этноним. Это наводит на
мысль, что местоположение оракула, почитаемого
как священный культовый центр, именуемый
Инь, не являлось ни резиденцией вана Шан,
ни политическим центром того союзного
объединения, во главе которого стоял
шанский ван как главный военный предводитель.
Название Шан встречается и в гадательных
надписях, и в позднейших нарративных
древнекитайских памятниках как наименование
политического объединения и городского
центра, а также как топоним и этноним,
отождествляясь традицией с "династией
Инь" и являясь как бы ее вторым равноценным
наименованием; поэтому и период этот
часто называется историками Шан-Инь.
Традиционная историография датирует
его 17661122 гг. до н. э., гадательные надписи,
как уже говорилось, относятся к последним
двум векам этого периода.
2.ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.
2.1Древнейшие памятники искусства Китая
Древнейшие
памятники искусства Китая
Древний Китай
К 3 тысячелетию до н.э. относится и так называемая Луншаньская культура, открытая при раскопках древних стоянок, главным образом в провинциях Шаньдун, Шаньси и Хэнань. Здесь было обнаружено много керамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения. Эти черные лощеные сосуды, лишенные росписи, очень тонкие и хрупкие, поражают разнообразием форм и изяществом пропорций. Встречаются однотипные с сосудами Яншао треножники «ли» и «дин», а также различные тарелки, миски, кубки и т. п.
В
результате современных раскопок можно
сделать вывод о широком
2.2Архитектура Древнего Китая
В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопками близ Аньяна, производившимися в 1928 - 1937 гг., были обнаружены остатки большого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе. В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми обносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь по дошедшим до нас пиктограммам, изображающим дома и сторожевые башни. Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно, служила солома, так как ни остатков черепицы, ни деревянных покрытий не обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольно больших размеров (около 30 м в длину и 9 м в ширину). Внутри здания было расположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в земляную платформу каменные обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом, исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан (Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которые легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества. Это подтверждается и данными новых археологических изысканий, проводимых с 1950 г. в районе Аньяна. Раскопками обнаружено большое число остатков жилищ, на окраинах города найдены поселения ремесленников, мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружена мощенная булыжником дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям. Во 2 тысячелетии до н.э. получила дальнейшее развитие древнейшая религия китайцев, зачатки которой можно проследить уже в культуре Яншао. Эта религия выражалась в обоготворении явлений и сил природы: солнца, луны, земли, гор и рек. Небо считалось верховным божеством. Эти представления находили отражение в развившейся к тому времени иероглифической письменности и в изобразительном искусстве.