Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:32, лекция
Промышленные постройки немецких архитекторов начала 1910-х годов — П. Беренса, В. Гропиуса и Г. Пельцига фиксировали завершение периода становления функциональной архитектуры и начало нового этапа, продолжавшегося до начала 1970-х годов и на протяжении которого функционализм был ведущим направлением в формировании промышленной застройки. Можно сказать, что эти замечательные постройки были фактически выражением произошедшей второй промышленной революции, утвердившей рационализм и красоту технических форм в качестве основы архитектурной выразительности предприятий на длительное время, при этом активное участие в формировании промышленной застройки начинают принимать архитекторы. Этап подразделяется на два периода.
??? Поиски нового стиля, осмысление новых технических форм, конструкций и материалов наиболее ярко воплощал в своих проектных фантазиях архитектор Яков Чернихов (рис. 59).
В 1925 году в Москве архитектором Борисом Гладковым было запроектировано здание аэродинамической трубы ЦАГИ, которое можно поставить в один ряд с лучшими мировыми сооружениями новой архитектуры того времени (рис. 62). Комплекс предназначался для проведения исследований бурно развивавшейся авиационной промышленности и являлся уникальным для того времени. Архитектура комплекса отражала характер нового социалистического общества. Здание аэродинамической трубы было скомпоновано из различных по функциональному назначению объемов — помещения для собственно аэродинамической трубы, башни ветряка, винтомоторной, помещений лабораторного оборудования, кабинетов научной работы, бытовых и подсобных помещений.
Свой вклад в развитие конструктивизма сделал и такой известный советский архитектор, как И. Жолтовский. Так, по его проекту было сооружено здание электростанции в Москве (МОГЭС), архитектура которой имеет своеобразный и необычный для объектов энергетического назначения облик (рис. 63). Благодаря использованию легких ограждающих конструкций в виде больших остекленных витражей, сооружение не кажется тяжелым или мрачным, несмотря на свои значительные размеры и громоздкое оборудование. Оформленная в виде ритма прозрачных вертикальных стеклянных эркеров стена контрастно сочетается с массивными объемами металлических дымовых труб.
Выразительным и новаторским по объемному формированию, где образы конструктивизма нашли яркое воплощение, является здание Свердловского дома связи, построенное в 1934 году по проекту архитектора Соломонова (рис. 65). Здание размещается на одной из центральных городских улиц и запроектировано в соответствии с логикой протекающих в нем процессов. Красота функциональной архитектуры находит свое выражение в тяжелой монументальности глухих объемов, предназначенных для размещения оборудования, обеспечивающего все виды городской и междугородной связи, их сочетании с остеклением операционных залов.
Совершенно другим подходом отличается также построенный в Свердловске архитектором Д. Фридманом в 1930-е годы гигантский Дом промышленности, представляющий собой универсальное производственное здание, предназначенное для размещения проектных бюро и разнообразных производств без тяжелого оборудования (рис. 64). Это сооружение в стиле конструктивизма решено в виде простого объема периметральной формы с внутренним двором. Несмотря на крупные размеры, здание не подавляет прилегающую городскую застройку, благодаря большому проценту остекления наружных ограждений и сочетанию различных приемов организации окон.
В 1932 году было закончено
строительство Днепровской
в то время гидроэлектростанций в мире и самая большая в Европе с силовыми агрегатами такой мощности, какие до этого в мировой практике не применялись (рис. 69). Монументальную архитектуру комплекса формирует огромный криволинейный объем тела плотины с четким ритмическим чередованием строгих вертикальных железобетонных пилонов и водопропускных устройств в сочетании с прилегающим горизонтальным, достаточно цельным объемом машинного зала станции, контрастирующим «ажурности» плотины.
Днепрогэс была одним из наиболее ярких примеров создания выразительной функциональной архитектуры на базе новейшей техники с максимальной автоматизацией, чистотой процесса и полноценными условиями труда для персонала. Во время войны станция была немцами разрушена и восстановлена в 1944—50 годы.
В начале 30-х годов постепенно заканчивается период активных творческих поисков в направлении конструктивизма в советской архитектуре, что было связано с меняющимися социально-политическими установками руководства страны и в какой-то мере с кризисом самого конструктивизма.
Еще в 1920 году советское правительство начало разработку первого в истории общегосударственного плана развития народного хозяйства, предусматривавшего в первую очередь подъем тяжелой промышленности, транспорта и энергетики. В его основе лежал план электрификации всей промышленности России — ГОЭЛРО. Чтобы понять масштабы промышленного строительства того времени, можно проследить основные этапы развития советской индустрии в межвоенный период и привести некоторые цифры.
За первую пятилетку в 1928—1932 годы было построено 1500 промышленных предприятий. В это время были созданы крупные отрасли металлургической, авиационной, автотракторной, химической промышленности, построены
такие гиганты тяжелой промышленности, как крупнейший в СССР и в Европе Магнитогорский металлургический комбинат, крупнейший машиностроительный завод «Уралмаш» в Свердловске, автомобильные и тракторные заводы в Москве, Горьком, Харькове, Сталинграде, Челябинске, сооружались комбинат «Запорож- сталь», Новокраматорский машиностроительный, Луганский паровозостроительный. Волховский алюминиевый заводы, трубопрокатные в Днепропетровске, Жданове (Мариуполь), крупнейшие цементные, текстильные, маслозаводы, хлебозаводы, элеваторы. К концу 1932 года в различных районах страны вошло в строй 46 крупных районных электростанций. Строительство велось в кратчайшие сроки. Так, заложенный в 1928 году УЗТМ в Свердловске вошел в строй уже в 1933 году. Для внедрения передовых технологий и приемов организации предприятий в страну привлекались специалисты из-за рубежа, в том числе из США. Используя передовой зарубежный опыт и достижения отечественной промышленности, были созданы комплексы, превзошедшие зарубежные аналоги. Страна быстро и уверенно входила в число передовых индустриальных держав. Объем промышленной продукции за первую пятилетку вырос более чем в два раза. Страна была похожа на огромную строительную площадку. За вторую пятилетку с 1933 по 1937 год было построено в 3 раза больше — 4500 крупных промышленных предприятий. За три года третьей пятилетки производство промышленной продукции выросло на 45%, в том числе в машиностроении на 70%. Благодаря индустриализации страна встала в один ряд с ведущими мировыми странами и с созданным мощным экономическим потенциалом смогла победить немецких захватчиков во вторую мировую войну. Новые предприятия строились на основе самых передовых методов и технологий того времени, и многие из них послужили образцами новой промышленной архитектуры [6].
Начало типизации промышленных зданий и унификации основных строительных размеров относится к 1933 году, когда были регламентированы размеры пролетных мостовых кранов отечественного производства и в зависимости от них установлены основные параметры строительных конструкций, сетки колонн были унифицированы кратно 3 м. В 1939 году были утверждены типовые секции, в которых принимались стандартные пролеты, что имело большое значение при создании объемно-планиро- вочного решения заводских корпусов и дальнейшей стандартизации блоков и целых зданий [6].
Огромное влияние на
развитие архитектуры гигантов отечественной
индустрии оказало
Такие здания, на основе американских технологий, позволяли совместить эффективное действие естественной вентиляции с достаточной равномерностью и силой освещения. С использованием этих методов было построено значительное число зданий таких гигантов, как Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы, Горьковский автозавод, Нижне-Тагильский вагонозаводы.
3.2. Научно-техническая революция
и кризис архитектуры функционализма в промышленной архитектуре
С окончанием второй мировой войны промышленность всех стран начала после восстановления интенсивно развиваться в мирных условиях с использованием новых технологий и передовых методов, многие из которых были получены в напряженные военные годы. Во время войны промышленное строительство велось во всех воевавших странах для обеспечения их обороноспособности и даже в странах, не участвовавших в боевых действиях. В Советском Союзе заводы эвакуировались из европейской части на восток, в глубь страны, где на основе эвакуированных заводов после войны формировались новые индустриальные центры. Американцы, избежавшие разрушений, интенсивно наращивали промышленный потенциал как во время войны, так и по ее завершении.
Рассматривая послевоенное развитие промышленной архитектуры в европейских странах, Америке и Советском Союзе, можно выделить общие для них черты и специфические, характерные для каждого из регионов. Прежде всего, можно сказать, что в целом для всех рассматриваемых стран было характерно дальнейшее развитие и совершенствование функционального направления в архитектуре. В послевоенные годы архитекторы большей частью строили здания, архитектура которых носила функциональный характер. Увеличение объемов промышленного строительства, повышение эффективности новых предприятий становятся в ряду основных задач в послевоенном строительстве. При этом, благодаря развитию средств информации, для всех промышленно развитых стран в этот период в целом характерен широкий взаимообмен архитектурными и техническими идеями.
В 1960-е годы получает дальнейшее развитие появившийся в Америке еще до войны новый тип цеха — с искусственным микроклиматом, распространившийся и на другие регионы. Во всех странах начинают сооружать «герметичные» здания — цеха, в которых предъявляются жесткие требования к внутреннему режиму в помещениях, предполагающие постоянство температуры и влажности, отсутствие пыли, в некоторых случаях отсутствие внешней вибрации, производимой городским транспортом и технологическим оборудованием внутри здания.
В противоположность американским особенностью производственных зданий в европейских странах была «пестрота» их конструктивного и планировочного решений. В европейских странах редко можно встретить в этот период два одинаковых производственных здания. Гибкость планировочного решения достигается применением большепролетных зданий с пролетами размером 30 м и более. Важнейшим отличием европейских зданий было то, что в конструкциях покрытия, как правило, устраивались фонари верхнего света, обеспечивавшие естественное освещение помещений. Это отличие было обусловлено экономическими соображениями и стремлением создания условий, обеспечивающих повышение производительности труда. Специалисты европейских стран проектировали несущие конструкции покрытий с учетом максимальной экономии материалов
что было особенно характерно для промышленного строительства в ФРГ [43].
Особенности социально-экономических условий формирования промышленности в СССР нашли свое отражение на размерах создаваемых здесь предприятий. В нашей стране предприятия развивались в рамках централизованной государственной экономики, способной концентрировать значительные финансовые ресурсы на необходимых направлениях, и это выразилось в сохранявшейся в послевоенные годы в СССР стабильной тенденции к росту размеров создаваемых предприятий. В СССР был накоплен богатый опыт успешного строительства крупнейших промышленных комплексов, объединенных в гигантские промрайоны.
3.2.1. Промышленная архитектура европейских стран
Сравнивая архитектурно-композиционные аспекты формирования послевоенной промышленности в Европе, США и СССР, можно сказать, что наиболее интересные примеры дали европейские архитекторы и проектировщики
Самые яркие производственные здания в этот период были созданы в Европе, благодаря сделанным здесь важным техническим открытиям — разработке большепролетных конструкций покрытий — железобетонных оболочек, складок, металлических вантовых и перекрестно- стержневых конструкций (ПСК).
Значительным достижением в области перекрытий больших пролетов было изобретение П. Нерви еще в 1940-е годы нового строительного материала, так называемого армоцемента — сборных или монолитных тонкостенных элементов, выполненных из стальной проволочной плетеной сетки, покрытой несколькими слоями цементного раствора. Железобетон стал использоваться для создания оболочек — изогнутых цилиндрических поверхностей или поверхностей двоякой кривизны, представляющих собой пространственные несущие конструкции. Под действием равномерно распределенной постоянной нагрузки в оболочке возникают только взаимно уравновешивающиеся нормальные и поперечные усилия, и, поскольку в них не возникает изгибающих моментов, оболочки могли быть очень тонкими с толщиной практически от 4 до 10 см, в среднем 6 см.
Примером успешного использования оболочек в производственном здании является фабрика резиновых изделий в Бринмоуре в Южном Уэльсе, запроектированная кооперативным содружеством архитекторов Лондона. Фабрика была построена в 1945—51 годах и являлась одним из самых передовых предприятий Англии 74).
Не менее заметным явлением в европейской промышленной архитектуре было сооруженное в Госсау в Швейцарии здание ткацкой фабрики резиновой тесьмы (архитекторы Данцейзен и Фозер, Санкт-Галлен; инж. Г. Хосдорф). Фабричный корпус имел полезную площадь около 1400 м2. В целях обеспечения возможности любой расстановки ткацких станков при их усовершенствовании помещение длиной 50,7 м при пролете 28,5 м перекрыто шестью одинаковыми оболочками и одной аналогичной им торцевой (рис. 75). Железобетонные цилиндрические оболочки толщиной 6—12 см с опорами на уровне земли были поставлены под углом в 70° к горизонту, их наклон обеспечивал хорошее естественное освещение помещений и одновременно исключал непосредственное попадание солнечных лучей в производственное помещение. В здании поддерживалась постоянная температура и влажность воздуха автоматизированной установкой для кондиционирования.
Использование пространственных конструкций можно проиллюстрировать на примере полиграфического предприятия в г. Тапиола в Финляндии. Трехэтажное здание конструктивно состоит из восьми секций, покрытие которых выполнено в пространственных металлических конструкциях (рис. 80). Каждая из секций опирается на несущую железобетонную опору по центру секции, в пространстве которой размещаются объекты обслуживающего назначения. Кроме того, конструкция покрытия крепится к опорам вантовыми растяжками. Вынесенные наружу объемы опор и растяжки в контрасте с цельной основной коробкой здания придают зданию выразительный силуэт. Необходимо также отметить, что при сооружении этого предприятия в лесу ставилась задача максимального сохранения природного окружения.
Ярким примером творческого подхода к проектированию производственного здания, созданию выразительного облика, благодаря применению висячих вантовых конструкций в комбинации с металлическими пространственными конструкциями, является здание бумажной фабрики Бурго в Мантуе, построенное в 1962 году по проекту инженеров П. Нерви и Д. Ковре (рис. 76). Покрытие фабрики представляет собой уникальную конструкцию и осуществляется с помощью четырех главных металлических балок, подвешенных к четырем стальным вантам, опирающимся на железобетонные рамы. Средний пролет между рамами имеет в длину 163 м
3.2.2. Промышленная архитектура США
Американские архитекторы в этот период продолжали совершенствовать промышленную застройку с позиций максимальной рациональности и утилитарности. В противоположность европейским странам, где ощущался недостаток в свободных земельных участках большой площади и где поэтому достаточно широко применялось многоэтажное строительство,
Информация о работе Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений