Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:32, лекция
Промышленные постройки немецких архитекторов начала 1910-х годов — П. Беренса, В. Гропиуса и Г. Пельцига фиксировали завершение периода становления функциональной архитектуры и начало нового этапа, продолжавшегося до начала 1970-х годов и на протяжении которого функционализм был ведущим направлением в формировании промышленной застройки. Можно сказать, что эти замечательные постройки были фактически выражением произошедшей второй промышленной революции, утвердившей рационализм и красоту технических форм в качестве основы архитектурной выразительности предприятий на длительное время, при этом активное участие в формировании промышленной застройки начинают принимать архитекторы. Этап подразделяется на два периода.
«Зеленый завод» воссоздает природные условия в местах приложения труда. Так же, как и жилые районы, промышленные зоны должны освещаться солнцем и утопать в зелени. Из заводских зданий там, где это не мешает производственному процессу, через большие витражи раскрываются красивые виды на окружающую природу. Промышленные рабочие должны дышать свежим воздухом, жить и трудиться среди природы. Несмотря на то, что в соответствии с этими предложениями современное предприятие не должно было иметь характерных санитарно- гигиенических недостатков, принятая при участии Ле Корбюзье в 1933 году Афинская хартия предполагала четкое разделение городской территории на селитебные и промышленные, т. е. предприятия не должны были размещаться в структуре жилых районов [24].
Рассматривая архитектуру европейских производственных комплексов, несмотря на большое разнообразие построек и отсутствие единой методологии, в целом можно отметить характерные для массового промышленного строительства перед второй мировой войной приемы формирования промышленной застройки, в значительной мере отличавшиеся, в частности, от американских.
Особенностью европейцев был более индивидуальный подход к архитектурному и конструктивному решению проектируемых производственных зданий, в основе которого было решение функциональных задач данного производства. С одной стороны, это открывало широкие возможности для создания выразительных и своеобразных сооружений в соответствии с логикой и задачами каждой конкретной ситуации, разнообразие технологических процессов давало широкий простор для творческих поисков, благодаря чему архитекторы Европы создали в этот период многие замечательные промышленные постройки, сыгравшие свою важную роль в развитии промышленной архитектуры.
Но, обратной стороной такого подхода было излишне доскональное следование в архитектуре
создаваемого сооружения конкретным технологическим задачам. Весьма характерным для европейских проектировщиков было слепое и часто неоправданное подчинение строителей технологам, которые обычно считаются только с удобствами и особенностями проектируемого производства
3.1.2. Промышленная архитектура США
Успешное развитие промышленности США в этот период было обусловлено отсутствием военных действий на ее территории при активном участии страны в войне, Потому промышленное строительство в середине 1920-х годов здесь переживало этап интенсивного развития, США не испытали социальных потрясений, которые вызвала мировая война в европейских странах, Тем не менее и эту страну затронул кризис и экономическая депрессия 1020—30 годов, временно приостановившие рост американской индустрии.
Анализируя тенденции развития американской промышленности первой половины XX века, можно заключить, что участие промышленной архитектуры в формировании нового стиля в США кардинально отличалось от европейского, в США – подход строился на идее «рациональной фабрики«,
Ярким представителем функционального подхода в промышленном проектировании был архитектор и инженер А, Кан, чье плодотворное сотрудничество с промышленником Г. Фордом привело к созданию эффективного здания для массового производства и, соответственно, появлению новых форм и архитектурной стилистики в рамках этого процесса,
Еще в начале XX века активное расширение географии промышленности в США было связано с развитием автомобильного и авиационного производств.
В начале века производители автомобилей занимались лишь сборкой изготовленных субподрядчиками комплектующих, таких как Додж, Тимкен, Юнироял. Заслугой Форда являлось то, что он сосредоточился на изготовлении лишь одной массовой автомашины «Модель Т», запущенной в 1908 году. он решил начать производить все комплектующие детали машины на одной площадке, осуществлять процесс сборки под одной крышей, а главное использовать для изготовления автомобилей сборочный конвейер. Благодаря массовости производства и небольшим размерам производимая автомашина была недорогой и популярной и производилась до 1927 года [46].
Первоначально «Модель Т» собиралась на отдельных этажах построенного Каном в 1909 году многоэтажного железобетонного здания в промрайоне Хайланд в пригороде Детройта. Сборка компонентов машины происходила с верхнего до нижнего этажа, машина, готовая к проверке, выезжала на первом этаже (рис. 56).
Первый сборочный конвейер Форда также размещался в многоэтажном здании на шоссе Пикет. В соответствии с требованиями Форда это было четырехэтажное здание с железобетонным каркасом около 305 м длиной и только 24 м шириной. В этом очень свободном пространстве размещалась сборочная линия, которая была пущена в 1913 году. Шасси собирались на первом этаже, кузова на втором, предварительные процессы на третьем и четвертом этажах. Фасад включал кирпичные лестничные клетки на равном расстоянии, вмещавшие также подъемники и комнаты для отдыха работающих. Громадные окна занимали почти все проемы железобетонного каркаса, что соответствовало требованиям Генри Форда по обеспечению оптимальных условий освещенности и вентиляции.
Следующей фазой в развитии конвейерного производства явился отказ Форда от многоэтажного здания, предпочтение было отдано организации работы в одном уровне. Кан, имевший опыт экспериментального проектирования одноэтажных зданий еще в 1906 году, успешно справился с поставленной задачей. На участке Ривер Руж около Детройта в 1917 году началось строительство нового цеха длиной более 490 м. Площадь пола существенно расширилась в сравнении с заводом в районе Хайланд благодаря использованию металлических элементов крыши и внутренних колонн, которые теперь были мощными и размещались на большом расстоянии друг от друга. Комплектующие, поступавшие в цех с одной стороны после сборки на одной конвейерной линии, выходили с другой стороны в виде готовой автомашины.
Это и последующие одноэтажные здания А. Кана отражают поиски новых приемов промышленной архитектуры сооружений с массовым поточным производством. Важным вкладом Кана в развитие таких сооружений являлось установление взаимосвязи между модернизацией технологического оборудования и архитектурой здания, выразившееся в изначальной необходимости приспособления проектируемого здания к возможной замене постоянно совершенствуемого оборудования без изменения их конструкций, создании универсального производственного пространства.
Введенный Фордом и разработанный Каном одноэтажный корпус с огромным нерасчлененным внутренним пространством стал преобладающим в США типом заводского здания в этот период и получил широкое распространение на предприятиях и других компаний. Среди наиболее интересных с точки зрения формирования архитектурного стиля и языка зданий такого типа являются запроектированные также А. Каном стекольный завод Форда «Ривер Руж» и завод грузовиков «Крайслер Халф-Тон» (рис. 57). Завод по изготовлению автомобильных стекол «Ривер Руж» был построен в 1922 году. Его корпус имел прямоугольный план размером 229 х 85 м, технологическая линия проходила последовательно вдоль продольной оси здания, начинаясь с четырех больших печей. Корпус в центре, перпендикулярно продольной оси, пересекала линия расположенных под перекрытием помещений для рабочих и персонала. Весь технологический ряд получил отражение во внешнем облике здания.
Корпус завода грузовиков «Крайслер Халф-Тон», построенный Каном в 1938 году, имел еще большие размеры (1385 х 122 м), а также управляемую кровлю, которая создавалась металлическими фермами сложного очертания, и полностью остекленные стены. Внутреннее пространство здания было достаточно свободным, просматривалось снаружи, а прекрасные пропорции здания, его техническое и технологическое совершенство иллюстрировали рациональный подход и функционализм складывающегося Интернационального стиля (рис. 58).
Построенный А. Каном в 1937 году еще один сборочный корпус «Глен Мартин», на сей
В целом, Альберт Кан, новатор в области промышленной архитектуры, построил за период с 1900 по 1940 год около 2000 заводов, объем работ его фирмы в 1938 году составил 19% всех проектных работ США, а скорость проектирования достигала 7—10 дней на один чертеж. Тем не менее Кан в свое время так и не получил признания коллег-соотечественников, которые не имели достаточного уважения и не уделяли внимания утилитарным зданиям, не соответствовавших канонам общественной, гражданской высокой архитектуры. Зато американская промышленная застройка была высоко оценена европейцами. «Американские инженеры сокрушили своей расчетливостью наше представление об архитектуре», — писал Ле Корбюзье.
В целом, рассматривая архитектуру производственных комплексов США в период между
войнами, можно выделить ряд характерных особенностей формирования застройки, присущих американским проектировщикам и отличавших их подходы от европейских.
Главной чертой американских методов проектирования зданий являлось стремление к их максимальному упрощению и наибольшей типизации с возможным использованием архитектурно-конструктивных приемов, разработанных на основе соответствующей практики. Для лучшей стандартизации отдельных элементов американцы старались уложить все технологические процессы в единообразные сетки колонных осей с повторением принятого шага, выраженного в целых измерениях, в пределах наибольших площадей. Увеличение пролетных размеров выполнялось обычно в кратном порядке путем удвоения, утроения или даже учетверения основного наименьшего пролета, что во многих случаях позволяло создать наиболее благоприятные условия для полного сочетания производственной целесообразности с архитектурно-конструктивной упрощенностью. Такая простота подхода позволяла в кратчайшие сроки дать совершенно удовлетворительные решения, одновременно при постройке могли быть максимально использованы индустриальные методы производства работ [35].
Американская практика того времени выработала целый ряд достаточно удачно подобранных профилей верхних покрытий, способствующих быстрому и интенсивному удалению выделяемых в цехах вредных или горячих газов. Наиболее смелым и энергичным типом крыши являлось покрытие типа Понд, получившее весьма широкое распространение в Америке. Эта крыша состояла из комбинации чередующихся М-образных фонарей, работающих как вытяжка, и А-образных фонарей, служащих для притока (рис. 73).
Существенной особенностью этого периода в архитектуре американских предприятий являлось также активное использование для кровли строительных материалов на основе битума, позволявших создавать плоские кровли цехов и применение воронок на кровлях для обеспечения внутреннего водостока. Эти новшества существенно влияли на формообразование производственных зданий, устранив ограничения по их ширине и кардинально упростив силуэт.
3.1.3. Промышленная архитектура СССР
Участие России в первой
мировой войне характеризовалос
Октябрьская революция 1917 года радикально изменила дальнейшее развитие страны, ее экономики и соответственно промышленности. Революция и последовавшая гражданская война существенно подорвали производственный потенциал страны. Часть предприятий не работала, а многие были разрушены. Тем не менее именно этот период явился началом наиболее значимых для развития промышленности страны преобразований и стал важнейшим для превращения СССР в мировую индустриальную державу.
В 1918—19 годы были сооружены 50, а в последующие два года 220 малых электростанций. Этими мелкими станциями были созданы в деревне первые центры современной новой промышленности, в 1920 году страна приступила к осуществлению грандиозной программы строительства новой индустрии, а к 1928 году уже были восстановлены все разрушенные в стране заводы и построено 300 новых |6].
Огромную роль в развитии экономики страны в этот период сыграли архитекторы и проектировщики, активно участвовавшие в промышленном строительстве, При этом мировое значение имели поиски советских архитекторов по развитию функциональной архитектуры, совершенствованию ее языка и поиску новых средств выразительности. Особенно творчески заметными и плодотворными были первые полтора десятилетия после революции 1917 года. Многие талантливые архитекторы оценили, что промышленная архитектура таит в себе огромные возможности, и с энтузиазмом приступили к поиску новых средств, способных отразить революционные преобразования и пафос освобожденного труда.
Советский конструктивизм был интересен не только своими постройками, но и в не меньшей степени теоретическими поисками, эскизами и разработками, бывшими настолько авангардными для того времени, что не могли быть реализованы существовавшими тогда технологиями. В развитии архитектуры конструктивизма в проектах и сооружениях индустриальной направленности участвовали такие выдающиеся советские архитекторы, как братья Веснины, Я. Чернихов, Н. Колли, Г. Орлов, И. Жолтовский и др.
Информация о работе Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений