Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:31, реферат
Архитектура является формой искусства, которая доступна и понятна каждому человеку, однако, далеко не всегда она понятна в своих проявлениях именно, как вид искусства. Скорее полезность различных построек и есть то, что прежде всего становится предметом оценки архитектурного объекта. Эта «функциональная понятность» и создает проблему в постижении образов архитектурных сооружений как произведений искусства.
Задача архитектурного искусства - возводить постройки, соответствующие определенным целям (жилые дома, общественные, административные, представительские и другие здания), отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетической архитектурной формой.
Архитектура является формой искусства, которая доступна и понятна каждому человеку, однако, далеко не всегда она понятна в своих проявлениях именно, как вид искусства. Скорее полезность различных построек и есть то, что прежде всего становится предметом оценки архитектурного объекта. Эта «функциональная понятность» и создает проблему в постижении образов архитектурных сооружений как произведений искусства.
Задача архитектурного искусства - возводить постройки, соответствующие определенным целям (жилые дома, общественные, административные, представительские и другие здания), отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетической архитектурной формой.
Архитектурный образ - это сконцентрированное, художественное, пластическое выражение содержания данного сооружения. Архитектурный образ строится на базе социально-утилитарной функции через художественно-идеологическое ее претворение. Для архитектурного образа, должны быть характерны ясность, выразительность, пластичность, четкость архитектурной идеи.
Выявление в архитектурно-художественном образе утилитарного назначения архитектурного произведения способствует лучшему раскрытию вложенного в него идейного содержания, которое всегда в той или иной мере связано с непосредственно утилитарным назначением здания или сооружения. Создание материальных условий, искусственной среды для осуществления тех или иных конкретных жизненных процессов требует обязательного использования строительных и отделочных материалов, конструкций и других средств строительной техники, а главное, человеческого труда, который овеществляется в процессе строительного производства»
Однако, функционального решения недостаточно для архитектуры. Необходим образ, связывающий архитектурную композицию в единое художественное целое. Но образ не может привноситься в архитектурное произведение извне, без учета его функциональных особенностей.
Композиция здания построена из существенно важных для архитектуры элементов, а не из декоративных объемов, частей и деталей. Она будет не отвлеченным произведением декоративного мастерства, а полноценным произведением архитектуры, совмещающим в себе и искусство и утилитарные качества.
Промышленная архитектура создается в соответствии с функционально-технической и экономической целесообразностью. Она отличается от других видов архитектуры темпами развития и быстрыми изменениями тех функций, которые требует технологический процесс. В настоящее время развивается идея постройки универсальных промышленных зданий, так называемых гибких, в которых можно быстро сменить оборудование, отвечающее новым технологическим требованиям. Основным направлением развития промышленной архитектуры является разработка и внедрение методов формирования промышленных узлов с учетом схем развития и размещения производственных сил страны, требований рационального использования земли, и охраны окружающей среды, улучшения условий труда.
В промышленной архитектуре необходимо, чтобы решение основных полезных утилитарных задач сочеталось с созданием архитектурных ценностей
Промздания независимо от отрасли промышленности разделяют на 4 основные группы:
- производственные;
- энергетические;
- здания транспортно-складского хозяйства;
- вспомогательные здания или помещения.
К производственным относят здания, в которых размещены цехи, выпускающие готовую продукцию или полуфабрикаты.
К энергетическим относят здания ТЭЦ, снабжающие промпредприятия электроэнергией и теплом, котельные, электрические и трансформаторные подстанции, компрессорные и др.
Здания транспортно-складского хозяйства включают гаражи, стоянки напольного промышленного транспорта, склады готовой продукции, пожарные депо и т.д.
К вспомогательным относятся здания для размещения административно-конторских помещений, бытовых помещений и устройств, медпунктов и пунктов питания.
По числу пролётов – одно-, двух- и многопролётные. Однопролётные здания характерны для небольших производственных, энергетических или складских зданий. Многопролётные широко используются в различных отраслях промышленности.
По числу этажей – одно- и многоэтажные. В современном строительстве преобладают одноэтажные здания (80%). Многоэтажные здания применяют в производствах с относительно лёгким технологическим оборудованием.
По наличию
подъёмно-транспортного
По конструктивным схемам покрытий – каркасные плоскостные (с покрытиями по балкам, фермам, рамам, аркам), каркасные пространственные (с покрытиями – оболочками одинарной и двоякой кривизны, складками); висячие различных типов _ перекрёстные, пневматические и т.д.
По материалам основных несущих конструкций – с ж/бетонным каркасом (сборным, монолитным, сборно-монолитным), стальным каркасом,кирпичными несущими стенами и покрытиями по ж/б, металлическим или деревянным конструкциям.
По
системе отопления – отапливаем
По
системе вентиляции с естествен
По
системе освещения – с естественным (через
окна в стенах или через фонари в покрытиях), искусственным или
По профилю покрытия - с фонарными надстройками или без них. Здания с фонарными надстройками устраивают для дополнительного освещения, аэрации или того и другого вместе.
По
характеру застройки – сплошная
По характеру расположения внутренних опор – пролётные (размер пролёта преобладает над шагом колонн); ячейкого типа (имеют квадратную или близкую к ней сетку колонн); зальные (характерны большие пролёты – от 36 до 100м).
В промышленной архитектуре ритм основан на повторении равных величин. Такой порядок называют метром, а ритм - метрическим. Производственные здания часто имеют большую протяженность.
К промышленной архитектуре сегодня предъявляются требования кооперирования, блокировки и укрупнения родственных по функциям зданий и сооружений. Прогрессивным является также создание проектов универсальных зданий, которые могут использоваться для целого ряда производств. В таких крупных зданиях оборудование и механизмы размещаются на самостоятельных фундаментах или этажерках, независимо от основных несущих конструкций. Это позволяет создать большое внутреннее пространство, избежать обычной в таких случаях раздробленности и обеспечить более благоприятные условия для труда людей. Во многих случаях становится возможной замена многоэтажных зданий одноэтажными, что сокращает сроки, упрощает и удешевляет строительство. [8]
В промышленной архитектуре используются очень простые архитектурные формы, поэтому особое значение приобретают такие композиционные средства, как цвет и фактура. [9]
|
Факторы, влияющие на развитие промышленной архитектуры. |
Быстрое развитие промышленной архитектуры в нашей стране, связанное с развитием научно-технического прогресса в технологии и капитальном строительстве, началось с 50 - х годов. [10]
Градостроительные проблемы промышленной архитектуры являются стыковыми, решаемыми градостроителями со стадии разработки проектов районной планировки и проектирования генеральных планов городов и архитекторами промышленной специализации, начиная с решения вопросов размещения предприятий и разработки схем генеральных планов промышленных узлов и комплексов в системе городской застройки. Эти проблемы взаимосвязаны и активно влияют на решение социальных, технических, экологических, экономических, архитектурно-художественных и многих других задач современного градостроительства и промышленного строительства. [11]
Актуальнейшей проблемой промышленной архитектуры является рациональное размещение предприятий, промышленных узлов и комплексов в системе города с учетом их санитарной характеристики, социальных факторов и транспортных условий. [12]
Рассматриваются этапы развития промышленной архитектуры в СССР, ее градостроительные проблемы, основы типологии промышленных зданий, пути совершенствования типов зданий основных отраслей промышленности и повышения архитектурной выразительности промышленных зданий и предприятий. Проблемы промышленной архитектуры излагаются комплексно, в тесной связи с научно-техническим и социальным прогрессом в нашей стране. Особое внимание уделено повышению экономической эффективности архитектурно-планировочных решений. Предназначена для архитекторов, градостроителей, проектировщиков, а также студентов архитектурных вузов и факультетов. [13]
6. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.
12. Троцкий Н.А. О промышленной архитектуре //В кн.: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т.2. М., 1975.
Информация о работе Функция и форма в промышленной архитектуре