Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:46, реферат
В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов. Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые "деревни" состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как "татэ-ана дзюкё" ("жилища из ям").
Образовательная некоммерческая организация
Средний
профессиональный колледж « Академия»
Реферат
по дисциплине «введение в специальность»
на тему
«Дизайн и современная
Выполнил
студент_______________________
Проверил
преподаватель_________________
Чебоксары 2011
Современная Японская архитектура
В
архитектуре Японии заметны заимствования
из китайской
архитектуры.
В отличие от китайских и созданных в Японии
под влиянием китайского стиля зданий,
для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской
архитектуры характерно стремление к
простоте. Постройки светлые и открытые,
в основном состоят из прямоугольных элементов.
Следы древнейших поселений на японском
архипелаге датируются X тысячелетием
до нашей эры. Первые "деревни" состояли
из землянок с крышами из веток деревьев,
поддерживаемых шестами, известных как
"татэ-ана дзюкё" ("жилища из ям").
Примерно в III тысячелетии до нашей эры
появились первые постройки с приподнятым
полом, покрытые двухскатной крышей. Такие
сооружения строились как жилища для вождей
племен и как хранилища.
В IV,VI вв. нашей эры в Японии уже возводились
громадные усыпальницы местных правителей,
называемые "кофун". Протяженность
усыпальницы императора Нинтоку составляет
486 метров, по площади она больше любой
из египетских пирамид.
Древнейшими архитектурными памятниками
Японии являются синтоистские и буддийские
культовые сооружения - святилища, храмы,
монастыри.
Великий храм Идзумо (Идзумо тайся) в префектуре
Симанэ, так же как и святилище Исэ, ведет
свою историю с "мифических времен".
Периодически перестраивавшийся вплоть
до 1744 г., этот храм верно хранил традицию
тайся - стиля синтоистской архитектуры,
чье происхождение относится к первобытной
эпохе.
Храмовые постройки почти лишены окраски
и украшений. Вся красота этих простых
и практичных построек создается за счет
цельного неокрашенного дерева.
Считалось, что каждое синтоистское божество
("ками") должно иметь свое святилище.
Например, три морских божества почитаются
в храме Сумиёси в г. Осака и, соответственно,
там возведено три одинаковых святилища
для каждого божества. Они располагаются
друг за другом и напоминают три корабля
в открытом море. А в храме Касуга в г. Нара
сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом
святилища.
Важным элементом синтоистской культовой
архитектуры являются ворота в храм - тории.
Появление в Японии буддизма повлияло
на синтоизм, а архитектура буддистских
храмов повлияла на архитектуру синтоистских
святилищ. Постройки стали красить в голубой,
красный и другие яркие цвета, использовать
металлические и деревянные резные украшения,
к главному сооружению святилища стали
пристраивать крытые помещения для молящихся
и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима
построен на острове Внутреннего Японского
моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива
он как бы плывет по поверхности воды.
В одно целое объединены не только главные
сооружения, но и лодочный причал, сцена
для представлений театра.
Тщательно уложенные огромные каменные
блоки внутри курганов-усыпальниц говорят
о том, что древняя Япония обладала высокой
техникой каменного строительства. Однако
с момента зарождения и вплоть до заимствования
европейской культуры строительства в
период Мэйдзи японская архитектура использовала
в качестве строительного материала исключительно
древесину.
Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония - одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким, влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.
Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины - кипариса, кедра.
Начиная
с храмов Исэ в японской архитектуре
преобладала тенденция к
Уже
к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря
включал в себя 7 основных построек: пагоду,
главный зал, зал для проповедей, колокольню,
хранилище сутр, спальный зал, обеденный
зал. В храмовых комплексах внутренняя
площадь прямоугольной формы была окружена
крытым крышей коридором, в котором были
сделаны ворота. Всю монастырскую территорию
окружали внешними земляными стенами
с воротами с каждой стороны. Ворота назывались
по тому направлению, на которое они указывали.
Главными были Нандаймон - Великие южные
ворота. Внутренние ворота - Тюмон - считались
третьими по значимости строениями в храме
после главного зала и пагоды. Самым распространенным
типом были двухъярусные ворота. В периоды
Асука и Нара главный зал, вмещающий сакральный
объект поклонения, назывался кондо (буквально
- золотой зал), но уже в эпоху Хэйан его
стали называть хондо - главный зал. Зал
для проповедей был местом, где собирались
монахи для получения наставлений, для
занятий и участия в ритуалах, он был обычно
самым крупным сооружением в древних монастырях.
До нашего времени дошли залы в храмах
Хорюдзи и Тосёдайдзи.
Даже сейчас огромные масштабы древних
буддистских храмов поражают их посетителей.
Зал, в котором размещается "дайбуцу"
(великая статуя Будды), в храме Тодайдзи
в городе Нара, строительство которого
завершилось в VIII в., является самым большим
деревянным сооружением в мире.
Особенности
японской архитектуры (принцип горизонтальности,
слияние архитектуры и
В традиционной жилой архитектуре Японии
выделяют два важнейших стиля: синдэн
и сёин.
Первый свое название получил от центральной
постройки усадьбы - главного зала синдэн
(буквально - спальный зал).
Другой
важнейший стиль жилой архитектуры
- сёин (буквально - библиотека или студия),
сформировавшийся под влиянием дзэн-буддизма.
Так в монастырях секты Дзэн назывались
покои настоятеля. Этот стиль был разработан
в периоды Камакура и Муромати на базе
классического синдэн, а в периоды Адзути-Момояма
и Эдо он стал широко применяться как в
гостиных и жилых покоях монастырей, так
и в домах военной знати. До сих пор он
служит образцом жилого дома в традиционном
стиле.
Появились сооружения в несколько этажей
- Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи
(Серебряный павильон) в Киото, возникло
искусство сухих ландшафтных садов, в
которых песок, камни и кустарник использовались
в качестве символов воды и гор.
Самый
ранний из дошедших до наших дней примеров
сёин - это зал Тогудо в Гинкакудзи
в Киото. В дизайне позднего типа сёин,
примером которого является гостиная
зала Кодзёин в храме Ондзёдзи, можно увидеть
раздвижные двери (майрадо), за каждой
створкой которых вставлены сёдзи (оклеенные
бумагой раздвижные экраны), покрытые
татами полы, а также разбивку комнат на
отдельные части при помощи квадратных
в сечении опор, стен и раздвижных ширм
(фусума). Все перечисленные черты являлись
нововведением и не использовались в стиле
синдэн.
Зала Кодзёин содержит еще 4 характерных
для сёин компонента. Это ниша (токонома)
в задней стене комнаты, ступенчатая полка
(тигайдана), обрамляющая нишу, встроенный
кабинетный столик (сёин) и декоративные
двери (тёдайгамаэ) в стене напротив веранды.
Во многих помещениях сёин эти 4 элемента
интерьера находились в той части зала,
где пол делался чуть приподнятым.
Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была тясицу - комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.
Идея
чайных домиков оказала влияние
на архитектуру дворцов, что выразилось
в стиле сукия. Яркий пример этого
стиля - императорский дворец Кацура
рикю в Киото.
Стиль сёин достиг своего расцвета в начале
периода Эдо, а самый выдающийся образец
такой архитектуры - дворец Ниномару в
замке Нидзё в Киото (начало XVII в.).
Важным аспектом традиционной архитектуры
Японии является взаимоотношение дома
и окружающего пространства, в частности
сада. Японцы не рассматривали внутреннее
и внешнее пространство как две отдельные
части, скорее оба перетекали друг в друга.
Другими словами, нет той границы, где
кончается внутреннее пространство дома
и начинается внешнее. Конкретное выражение
этой концепции - веранда традиционного
японского дома (энгава). Она служит транзитным
пространством на пути из дома в сад. Ее
роль наглядно отражена в используемых
конструктивных материалах: внутренние
помещения имеют покрытые соломенными
циновками (татами) полы, снаружи - земля
и камни сада и дорожек, а веранда делается
из деревянных, грубо обработанных брусьев,
которые являются как бы промежуточным
материалом между мягкими соломенными
циновками и твердыми необработанными
камнями в саду.
Большинство
замков в Японии было построено в
ХVI в., в период междоусобных феодальных
войн. И хотя они строились как
военные базы, в мирное время замки
явились основой для
В конструкции в основном использовалось
дерево - для несущих колонн и перекладин
каркаса, а также для стен, пола, потолка
и крыши. Находящиеся между колоннами
решетки из бамбука, скрепленные известкой,
образовывали стены. Известка использовалась
и на крыше, которая затем покрывалась
травой. Из соломы делали твердые тонкие
подстилки мусиро и более прочные циновки
татами, которые клались на пол. Камень
применялся только для фундамента под
колоннами и не использовался в стенах.
После
прекращения периода
С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония
вступила на путь модернизации, были освоены
новые конструкционные технологии, использовавшие
кирпич и камень. Новый стиль получил широкое
признание во всей стране как стиль зданий
государственных предприятий и учреждений.
Особенно популярными стали здания контор
и резиденций в стиле западного дизайна.
В Японии работали многие архитекторы
из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический
колледж окончила целая плеяда архитекторов,
которые затем стали играть ведущую роль
в строительстве в стране.
Самые известные постройки западного
стиля - Банк Японии и Токийский вокзал
архитектора Тацуно Кинго, Императорский
дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.
Значительный прогресс японской архитектуры
стал заметен для всех в 1964 г. во время
летних Олимпийских игр в Токио. К этому
времени был построен комплекс спортивных
сооружений, спроектированных Тангэ Кэндзо.
Здание олимпийского стадиона имеет оригинальную
изогнутую крышу, воскрешающую японские
традиции.
Национальными традициями проникнуты
проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях
всегда продуман доступ к естественному
свету, к природе, благодаря чему их обитатели
могут насладиться незабываемыми картинами,
наблюдая, например, смену времен года.
Мировую известность также получила деятельность Киёнори Кикутакэ, Курокава Кисё, Маки Фумихико, Исодзаки Арата и других архитекторов.
Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте.Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка,максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.
Традиции, заложенные в японскую архитектуру несколько столетий назад, до сих пор сохраняются при создании современных проектов. Большинство японских зданий, построенных в 70-80-х и начале 90-х годов, представляют собой комбинации прямоугольных элементов.
Хотя стоит заметить, что в течение последних десяти лет японская архитектура подверглась изменениям. Современные постройки отличаются от предыдущих в большей степени изменением геометрических форм и материалами, предусмотренными для их воплощения. Прямоугольные формы сохраняются, но при этом обогащаются окружностями, полукругами и конусами.
Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.
Дизайн
Уже сто лет назад японская промграфика имела свое собственное, очень своеобразное лицо. Сегодня это лицо кажется нам странно знакомым..
Конец Великого уединения наступил вместе с так называемой Реставрацией Мэйдзи (1867-1868), когда страна открыла свои границы навстречу могучему потоку западной цивилизации. Вскоре после их открытия в японском языке вместе с другими европейскими заимствованиями появилось забавное слово «рабэру» (от голландского «лейбл»), то есть «торговый знак». Конечно, у крупных японских торговых домов и до Реставрации были свои фирменные знаки, очень напоминавшие гербы военных кланов. Однако в предшествующую периоду Мэйдзи эпоху Эдо (XVII-XIX века) «торговые бирки», «ярлыки», наклейки, этикетки, «товарные клейма» не отличались особым изяществом, а промграфический дизайн в японской системе культурных ценностей считался явлением совершенно маргинальным. И гербы актеров театра кабуки, и эмблемы аристократических семейств были, с точки зрения графического искусства, куда интереснее.