Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 13:14, реферат
История создания. Архитектура церкви. Реставрационные работы .
До нашего
времени сохранилась примерно пятая
часть росписей, некогда украшавших
все стены храма. Сохранилось несколько
больших участков фресок, которые позволяют
исследователям интерпретировать все
сюжеты и составить общее представление
о храмовой декорации и системе росписей
в целом. Вместе с тем затруднительно восстановить
иконографическую программу полностью
— можно лишь утверждать, что южная и северная
стены имели по пять ярусов изображений.
Содержание трех нижних регистров исследователи
частично восстановили по хорошо сохранившемуся
фрагменту на южной стене, верхние же ярусы,
по всей видимости, были расписаны сюжетами
евангельского цикла и, возможно, включали
изображение Страстей Христовых, которые
нередко можно встретить в иконографических
программах монументального искусство
того периода. Такое же деление на пять
ярусов, по всей вероятности, имели и западные
стены боковых рукавов подкупольного
креста, однако поскольку ни одного фрагмента
здесь не сохранилось, утверждать это
наверняка затруднительно. Тем не менее,
идейная программа росписи в основном
поддается реконструкции, так как сохранились
фрагменты ее важнейших элементов — фрески
купола и алтарных апсид. Наиболее цельными
и впечатляющими своей сохранностью и
высочайшим качеством живописи являются
фрески барабана и купола, где располагается
монументальная композиция «Вознесение
Господне» (Илл.5,6).
Как
уже говорилось раннее, храм, не смотря
на множество реставраций, перестроек
дошел до нас в том виде, в
котором был построен в XII веке. Это
большая заслуга реставраторов, которые
на протяжении многих веков, несмотря
на отсутствии оборудования, смогли сохранить
храм в хорошем состоянии. Даже в советское
время, со спорным отношением к религии,
понимали как необходима и важна церковь
Св. Георгия для культурного наследия.
Как мне кажется, сейчас работы в храме
должны быть направлены, прежде всего,
на консервацию, на поддержание многовековой
работы реставраторов. Скорее всего именно
это и делается, так как в храме не ведутся
служения, внутрь пускают только не большими
группами и запрещают фотографировать
– все это направленно на сохранение уникальных
фресок. Да и сама реставрация в Старой
Ладоге ведется сейчас только на крепостных
стенах.
Современный вид
Список
используемых источников
винец Староладожский. СПб., 1997.