Благовещенский собор

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Первоначально на месте каменного собора была возведена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. (ст. ст.) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года спустя была учреждена Казанская епархия, на новую кафедру с возведением в сан архиепископа был назначен игумен Селижарова монастыря Гурий Руготин.

Содержание

1 История
1.1 XVI век
1.2 XVII век
1.3 XVIII век
1.4 XIX век
1.5 XX век
2 Колокольня
3 Ризница собора
4 Библиотека Благовещенского собора
5 Святыни собора
6 Некрополь Благовещенского собора
7 Собор в советское время
8 Возрождение собора
9 Знаменитые гости собора
10 Фотогалерея
11Литература

Работа содержит 1 файл

Благовещенский собор Казанского кремляуу.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

Ризница собора

В 40-е годы XIX века в  западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы. В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни из которых можно особо выделить:

  • девять древних митрополичьих клобуков, в том числе два сделанных лично святителем Варсонофием казанским,
  • плащаница XVI века вышитая княгиней Темкиной-Ростовской,
  • рукописное евангелие XV века,
  • саккос вышитый в технике золотного и лицевого шитья в Строгановских мастерских, и подаренный лично братьями Строгановыми казанскому митрополиту Лаврентию в XVII веке (саккос хранится в музее РТ),
  • обитое малиновым бархатом односторонне седло, на котором казанский иерархи совершали в Вербное Воскресение «обряд тожественного шествия на осляти»
  • до 1918 года в кафедральном Благовещенском соборе хранилась принадлежавшая святителю Гурию икона – Святцы строгановского письма,
  • угловая часть гроба святителя Гурия,
  • золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов,
  • в Национальном музее РТ хранится рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием,
  • Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года,
  • Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), которое использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи,
  • древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного,
  • серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софьей,
  • серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны,
  • Панагия с 209 бриллиантами, лично пожалованный митрополиту Вениамину императрицей Екатериной II и крест со множеством бриллиантов, извлеченных из собственных украшений Екатерины.

В ризнице также хранились саккосы золотного шитья, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг., также в ризнице хранились митрополичьи клобуки и шапки.

29 августа 1919 года  казанские чекисты планировали  конфисковать соборную ризницу  «как не имеющую исторического  значения» с последующей утилизацией.  И лишь благодаря мужеству  казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского и профессора Казанского Университета (1918-22) Иринарха Аркадьевича Стратонова, удалось частично сохранить собрание ризницы Благовещенского собора. Дульский и Стратонов, несмотря на волну классового террора со стороны большевиков, волну арестов и расстрелов, захлестнувших город, смело обратитились к председателю губисполкома Николаю Антипову и доказали историческую ценность ризницы главного собора Казани, а также нашли понимание и поддержку у наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского и известного искусствоведа И.Э. Грабаря. Уцелевшее содержимое ризницы передали на хранение в Губернский музей (ныне национальный музей Республики Татарстан).

 
 
 
 
 
 
 
 

Библиотека  Благовещенского  собора

Собор обладал ценнейшим  собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVII вв. После разорения собора большевиками значительная часть книг из коллекции Благовещенского собора пополнила фонд Казанского университета. На всех книгах из церковной ризницы сохранилась рукописная помета «К.К.С.» (Казанский кафедральный собор). Многие книги были подарены храму от именитых особ, церковных иерархов.

Среди чудом уцелевших  ценнейших книжных экземпляров  соборной коллекции, хранящихся ныне в  Национальном музее Республики Татарстан, – Ефремово (по имени митрополита Казанского Ефрема) Евангелие, напечатанное в Москве в 1606 году «мастерством Анисима Михайлова сына Радишевского – волынца и прочих любезно трудившихся». Это Евангелие было подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись. Евангелие отличается редчайшими по красоте книжными миниатюрами, изображениями четырех евангелистов. Государев мастер Парфений не только расписал темперой исполненные типографским способом заставки, концовки, буквицы, но и, не придерживаясь строго рисунка миниатюр, превратил их в собственные красочные композиции, вызывающие восхищение неповторимым своеобразием.

Святыни собора

Главной святыней Благовещенского собора в течение столетий была рака с мощами строителя собора первосвятителя казанского Гурия. Святитель Гурий упокоился 5 декабря 1563 года и был похоронен за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Спустя 31 год 4 октября 1595 года при закладке нового каменного храма монастыря мощи святителя были обретены нетленными и положены в новом монастырском соборе. 19 июня 1630 года св. мощи были перенесены казанским митрополитом Матвеем в Благовещенский собор и положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX века казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей.

Около раки хранилась фелонь святителя Гурия шитая из шелковой узорчатой ткани – «камки» и его деревянный жезл, устроенный так, что престарелый святитель мог опираться на него грудью, что облегчало молитвенные бдения св. Гурия.

Праздничные службы святителю Гурию совершались 3 раза в год: 5 декабря в воспоминание его блаженной кончины, 20 июня – перенесения св. мощей его из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор и с особенной торжественностью 4 октября – в день обретения св. мощей, когда в собр из Казанского Богородицкого монастыря приходил крестный ход с чудотворной явленной иконой Казанской Богородицы. Особым императорским указом от 12 апреля 1854 г. этот день в Казани был объявлен нерабочим.

Келья Святителя Гурия

В ходе реконструкции  собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия – небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .

На стене был  обнаружен написанный, вероятно самим  святителем, минеральными красками Нерукотворенный  Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу  стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В.Ф.Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.

Некрополь Благовещенского  собора

Захоронения в храмах были в традициях российской религиозности Такой привилегии удостаивались церковные иерархи, цари и великие князья, храмоздатели и ктиторы (лица, пожертвовавшие крупные суммы на монастыри и храмы). Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (с 1340-по 1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700).

Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 г. четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 году при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах.

В подклете Благовещенского  собора, под алтарем главного храма  находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 году архиепископом  Казанским Владимиром (Петровым) и  архиепископом Павлом Лебедевым  на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) († 2 сентября 1897), Димитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910).

Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон серб (†1649), митрополит Корнилий I (†1656),мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю.

Вдоль южной стены  – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724)39, архиепископы Павел I (Зернов) (†1815)40 и Иона (Павинский) (†1828).

В новом Борисоглебском приделе, построенном в 1841-1843 гг. по проекту Ф.И.Петонди, упокоились архиепископы Антоний (Амфитеатров) (†1879) и Павел II (Лебедев) (†1892). Близ Борисоглебского придела был погребен кафедральный протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804, 30 декабря 1885).

В 1907 г. в ходе капитального ремонта собора вскрыли пол и  профессор Казанского университета А.И. Александров установил точные места погребений, после чего были установлены таблички с именами  архиереев.

Захоронения в подвальном храме собора и Борисоглебском приделе разорены в советское время. Захоронения в главном храме возможно сохранились.Собор в советское время

В сентябре 1918 г. Казань осадили красноармейцы. Ленин приказал выбить белочехов любой ценой – «Город не жалеть», – писал Ленин, и город не жалели: большевики прямой наводкой стреляли по кремлю из пушек, установленных на холме порохового завода – все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов. Внешний облик был воссоздан только в ходе реставрации собора в 1973 -84 гг., незадолго до перестройки.

В 1918 году, овладев  городом, большевики закрепились в  кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все  организации выселены, все 7 кремлевских  церквей – закрыты. Епархиальное управление по распоряжению временно управляющего епархией епископа Анатолия было перенесено из архиерейского дома в кремле в Иоанно-Предтеченский монастырь. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани – Казанский собор Богородицкого монастыря.

Верующим позволили  вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.

Богатейшее собрание икон, литургических сосудов, мелкой пластики, шитья, рукописных и старопечатных  книг и других церковных святынь было разграблено большевиками, многие ценности пропали бесследно. Сохранилось только 3 иконы из иконостаса (в музее ИЗО Казани), малая часть книг в библиотеке КГУ и музее РТ, и часть предметов из ризницы.

Информация о работе Благовещенский собор