Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа
Первоначально на месте каменного собора была возведена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. (ст. ст.) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года спустя была учреждена Казанская епархия, на новую кафедру с возведением в сан архиепископа был назначен игумен Селижарова монастыря Гурий Руготин.
1 История
1.1 XVI век
1.2 XVII век
1.3 XVIII век
1.4 XIX век
1.5 XX век
2 Колокольня
3 Ризница собора
4 Библиотека Благовещенского собора
5 Святыни собора
6 Некрополь Благовещенского собора
7 Собор в советское время
8 Возрождение собора
9 Знаменитые гости собора
10 Фотогалерея
11Литература
Содержание
1 История
История
XVI век
Первоначально на месте каменного собора была возведена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. (ст. ст.) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года спустя была учреждена Казанская епархия, на новую кафедру с возведением в сан архиепископа был назначен игумен Селижарова монастыря Гурий Руготин. Маленькая деревянная церковь уже не могла служить центром епархии, охватывавшей огромную территорию, включая Сибирь, и через 9 лет, в 1561 году, по указу царя Ивана Васильевича из Пскова прибыли 80 каменщиков во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма, строителями Собора Василия Блаженного иБлаговещенского собора Московского Кремля. Храм строили из волжского известняка, камень добывали на противоположном, высоком берегу Волги. 15 августа 1562 года храм был освящен первосвятителем казанским Гурием.
Новый белокаменный крестовокупольный
Купола собора в XVI веке имели шлемовидную форму. В конце XVI века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора.
XVII век
В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены.
За свою многовековую историю собор неоднократно горел – в 1596, 1672, 1694, 1742, 1749, 1757 годах. В 1742 г. мощи Св. Гурия даже выносились за канал Булак. Несмотря на пожары сохранился фрагмент древней фресковой живописи, которой был украшен весь храм в XVI - XVII веках – это образ Казанской Божией Матери в алтарной апсиде, который был открыт в ходе реставрации в 90-х гг. XX века.
XVIII век
Реставрация 1736 года
В XVIII ряд переделок
изменил облик собора. В 1736 году шлемовидные
купола были заменены на луковичные, а
центральный купол получил
Реставрация 1841 года
Страшный городской пожар 1815 году, после которого перестраивался весь центр Казани, сильно повредил и Благовещенский собор, простоявший 2 года после пожара в запустении. В этом пожаре сгорел и весь губернский архив, хранившийся в храме. Казанский историк Пинегин так описывает это событие: «3 сентября 1815 г. в Казани произошел восьмой по счету крупный пожар в истории города, истребивший 166 улиц с переулками и в них 1179 домов. Выгорел кремль и лучшие части города. В этом пожаре погибли ценные в историческом отношении казанские архивы». См.: Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем. - СПб. 1890.
Реставрацию собора начал архиепископ Амвросий (Протасов). Резьбу для нового иконостаса выполнил московский мастер Быковский. Окраску и позолоту иконостаса выполнил московский мещанин Гавриил Львов. иконы для нового иконостаса были написаны учителем Казанского народного училища, коллежским регистратором Василием Степановым Туриным.
19 июня 1821 года состоялось
торжественное освящение
Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная при митрополите Казанском Маркелле в 1694 году. К 1821 году храм сильно обветшал, в связи с чем техническая комиссия предложила разобрать церковь и построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Благовещенский собор 20 августа 1836 года предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив его на запад. В 1841 году император утвердил проект казанского губернского архитектора (1834-1844) Фомы Петонди (1794-1874), по которому собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо.
Бывшие приделы
стали частью главного храма, были выстроены
два теплых придела, отделенных от главного
храма стенами и имевших
С тех пор облик собора не изменился, если не считать построенного по проекту Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной большевиками колокольни.
По указанию императора Николая I были также выделены средства для восстановления Архиерейского дома, и уже в 1841 году архиепископ Казанский и Свияжский Владимир Ужинский переехал из Воскресенского Иерусалимского монастыря в кремль.
Реставрация 1855 года
24 августа 1842 года
в Казани снова бушевал
После реконструкции середины XIX века иконостас выглядел так: в нижнем, местном ряду, по правую сторону от царских врат иконы Господа Вседержителя сидящего на престоле, Св.Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую – Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия. Все иконы были в серебряных ризах. На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Во втором ярусе 12 праздников, а в центре над бронзовыми царскими вратами - Тайная вечеря. В третьем, деисусном ряду в центре – Вседержитель, по сторонам предстоящие Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвертом, пророческом ряду в центре – Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по сторонам; в пятом праотеческом ряду в центре– Господь Саваоф с предстоящими по сторонам праотцами. Иконостас венчал крест. Три иконы деисусного ряда иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан: это древний образ предстоящего апостола Павла 16 века, тонкого одухотворенного письма, и позднейшие иконы св. Георгия и св. митрополита Алексия Московского, датируемые XVIII веком, написанные также в каноническом стиле, но в достаточно примитивной провинциальной манере.
Раскрытые в ходе реставрации рубежа XX -XXI века фрески собора общей площадью несколько тысяч квадратных метров, были написаны артелью известного иконописца Вязниковского уезда Владимирской губернии Н.Л. Софонова, расписавшего многие храмы в XIX веке. Подробнейший план росписи с указанием и расположением всех сюжетов составил архиепископ Казанский и Свияжский (с 16 апреля 1867 года по 8 ноября 1879 года) Антоний (Амфитеатров), который лично контролировал работу артели.
Своды новой пристроенной с запада теплой трапезной части собора были украшены уникальным циклом росписей, связанным с историей Казани. Фрески изображают: обретение и прославление чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположение митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретение митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия, также на стенах собора изображены святые, которым были посвящены казанские храмы, в том числе свв. Киприан и Иустиния, Кизические мученики, благоверные князья Феодор, Давид и Константин.
В 1892 году ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора.
Собор в начале века.
Реконструкция 1909 года
Следующая капитальная реконструкция собора была проведена в 1906-09 гг. По проекту казанского епархиального архитектора (1894-1912 ) Федора Николаевича Малиновского (1864-?) пол на солее и в алтаре был выложен узорчатой мраморной плиткой, сохранившейся до настоящего времени, поновлена стенная живопись. В храме было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции левый придел был освящен во имя святителя казанского Гурия.
Колокольня
В 1630-1640 гг. по благословению казанского митрополита Матфея, рядом с собором была воздвигнута белокаменная колокольня высотой более 50 метров, , построенная на месте деревянной звонницы, упоминаемой в писцовых книгах 16 века: «соборная колокольница на площади деревянная, а на ней колокол благовестный большой с очапом, да два колокола средние, да два зазвонные меньшие, все колокола Государевы казны». В первом ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани, его вес составлял 1.500 пудов (около 24570 кг).
В XVIII веке колокольня имела часы с боем, а рядом с колокольней, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, разобранная при архиепископе Казанском и Симбирском (1785 -1799) Амвросии Подобедове.
Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части собора, по высоте 5-ярусная колокольня лишь немного уступала башне Сююмбике. Три яруса огневидных кокошников восходили от последнего яруса к основанию купола (первоначально шлемовидного). По мнению М. Пинегина колокольня представляла собой «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних – стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега».
В 1928 году Колокольня Благовещенского собора была разрушена. Сейчас на ее месте находится сквер, к югу от собора.
Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь св. мученицы Ирины, в конце XVIII в. из-за ветхости он был закрыт. Усердием архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 г. был возобновлен на средства казанского купца, городского головы (1830 по 1832 г.) Никифора Осиповича Чижова и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.