Архитектурные памятники Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

Архитектура Москвы отмечена неповторимым своеобразием. Впитав в себя лучшие традиции древнерусской архитектуры Владимира и Суздаля, обогатившись достижениями мастеров итальянского Возрождения, московское зодчество с конца 15 в. и вплоть до 18 в. заняло ведущее место в архитектуре и строительстве на территории Русского государства, стало символичным выразителем общенациональной культуры.

Работа содержит 1 файл

для отработки по градо.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что модерн вобрал в себя многие интересные черты предыдущих стилей, его нельзя назвать подражательным. Само название стиля — модерн —  говорит о том, что это нечто новое и оригинальное. 

Для развития московского  модерна большую роль сыграли  молодые русские промышленники. Это были состоятельные люди с  европейским образованием, благодаря  которым в конце 19-го, начале 20-го веков в историческом центре Москвы появилось множество доходных домов и особняков, построенных в стиле модерн. Нужно отметить, что в этот период интенсивность строительства в Москве превосходила все крупные города Европы. 

Всего за два  десятилетия здания в стиле модерн украсили бульварное кольцо, переулки вблизи Арбата и Тверской. Несмотря на то, новый стиль не получил заслуженной оценки у многих поклонников прекрасного, которые считали его безвкусицей, модерн пришел и на улицы, где селилась московская аристократия: На Поварскую и Пречистенку. 
 

Наиболее яркими представителями московского модерна  стали архитекторы Ф. О. Шехтель, Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькот, Ф. Ф. Воскресенский, А. Э. Эрихсон, А. У. Зеленко и другие. Здания, построенные по их проектам, и сегодня продолжают восхищать  ценителей архитектурного искусства. 

Среди зданий, построенных  в стиле модерн широко известен особняк  Рябушинского, расположенный на улице  Малой Никитской. Ф. О. Шехтель построил его в 1900–1902 году по заказу М. Рябушинского — московского собирателя картин. Фасад здания оформлен в светлой палитре, отделка выполнена керамическими плитками и майоликой с растительным орнаментом в виде переплетающихся орхидей. Перила парадной лестницы напоминают нарастающую волну, украшением служит также светильник с витражным абажуром и витражное окно. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание. 

Еще одно выдающееся произведение Шехтеля — особняк  Дерожинской. Он был построен в 1901–1902 годах, и больше подходит под определение  позднего модерна, так как здесь  наблюдается отсутствие присущей стилю декоративности, и акцент делается на игру объемов и форм. В этом особняке все объемные элементы сосредоточены вокруг центральной оси. Центральное главное окно вытянулось на высоту всего здания до карниза и представляет собой подобие триумфальной арки, а аттик (участок стены, расположенный над завершающим архитектурное сооружение карнизом) дополнен двумя цилиндрами из бетона — символами «века машин». 
 

Московский модерн в исполнении Л. Н. Кекушева — это  настоящее искусство, вызывавшее удивление и восхищение и в прошлом, и сейчас. Одним из первых зданий, построенных в Москве в стиле модерн, стал особняк Кекушевых в Глазовском переулке. Строительство продолжалось с 1898 по 1899 годы, и в результате появилось здание, отчетливо демонстрирующее возможности стиля и его достоинства. При отделке были использованы такие дорогие материалы как полированный гранит, тарусский мрамор, мореный дуб и прочее. 

Еще одно здание — особняк Кекушевой на Остоженке  — это дом, похожий на средневековый замок. Здесь также ярко выражены характерные элементы модерна: асимметрия, нестандартные контуры проемов, растительные мотивы в декоре. 

Из других образцов московского модерна можно назвать  гостиницу Метрополь, особняк О. Листа, особняк Миндовского, особняк Медынцева, доходный дом Исакова, здание издательства И. Д. Сытина «Русское слово» и другие. 
 

Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — направление  в архитектуре 20-х–30-х гг. XX века. Для конструктивизма характерны простота и подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отсутствии декора. Показной роскоши предыдущих стилей конструктивисты стремились противопоставить функциональность, простоту и геометрическую чистоту линий и форм. 

Предпосылки возникновения  конструктивизма появились в конце XIX века. Новые материалы позволяли создавать новые конструкции. Например, с помощью железобетона стало возможным создавать большие объемы, далеко выступающие за границы опор здания и свободно зависающие в воздухе. 
 

Конструктивизм  зародился на Западе, но нашел самую благодатную почву в 1920-х годах в молодой Советской стране. Центром развития конструктивизма было Объединение современных архитекторов (ОСА), созданное в Москве в конце 1925 г. Лидерами конструктивизма принято считать архитекторов Александра, Виктора и Леонида Весниных, Моисея Гинзбурга, Илью Голосова, Константина Мельникова и др. 

К концу 1920-х  гг. конструктивизм завоевал ведущее  положение в советском зодчестве. Даже такой опытный мастер, как  А. Щусев, начал пользоваться новыми конструктивистскими методами. Достаточно вспомнить такие его знаменитые работы как Мавзолей В. И. Ленина и здание Наркомзема. 
 

Пожалуй, наиболее интересны эксперименты конструктивистов проявили себя при строительстве  рабочих клубов. Среди них: ДК им. Зуева (архитектор — Илья Голосов), Клуб коммунальщиков им. Русакова, ДК химиков «Каучук», клуб завода им. Фрунзе, ДК «Буревестник», клуб фабрики «Свобода» (архитектор — Константин Мельников), ДК ЗИЛ, Театр-студия киноактера (братья Веснины) и др.  

Уже в середине 1930-х годов авангардную архитектуру начали серьезно критиковать, объявили «формалистическим и буржуазным явлением», и постепенно она стала уступать место течениям, которые ориентировались на традиционные архитектурные стили. 

Золотая эра  московского авангарда была недолгой, но даже за этот короткий промежуток времени работы советских архитекторов сумели оказать влияние на европейское зодчество и войти во все учебники архитектуры. 

Часть 3. «Всего-то век прошёл, а сколько изменилось!» 
 

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Если говорить об области жилой архитектуры, то философия стиля — «форма определяется функцией», заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Критики концепции функционализма характеризуют её негативную составляющую следующим набором эпитетов: «Безликость «серийности», бездуховность, серость и искусственность бетона, угловатость параллелепипеда, грубость и минимализм внешней отделки. 

Широкое использование  образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием под общественные функции. В Москве построен дом в стиле функционализма по проекту архитектора Ле Корбюзье — бывший Дом Центросоюза, в котором уже несколько десятилетий располагается Госкомстат. 
 

Постконструктивизм  — это «промежуточный» стиль  советской архитектуры в период 1932–1936 гг., когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Поскольку от начала проектирования до завершения строительства могло пройти несколько лет, здания в стилистике постконструктивизма строились вплоть до 1941 года. В эту же эпоху многие здания, первоначально выстроенные в стиле конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. 

Преобладавшая в период постконструктивизма тенденция  в творчестве архитекторов — стремление к умеренному «обогащению» внешнего облика зданий, преодолению «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда. Некоторые здания этого времени, внешне богато декорированные, сохраняли в своей планировке и деталях конструктивистскую основу. 

Сталинский классицизм в архитектуре возник в начале тридцатых годов. В целом «сталинский ампир» сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дома Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников. Победитель конкурса — Б. М. Иофан, оптимистическое звучание произведений которого стало яркой страницей предвоенной архитектуры. Мастера, получившие вторые, третьи премии, и их ученики — Г. П. Гольц, И. В. Жолтовский, Л. В. Руднев, М. А. Минкус, впоследствии возглавили это архитектурное направление. 
 

В сфере жилищного  строительства также были сделаны  определенные шаги. Довоенные «сталинки» строились в основном в 4-6 этажей, но рельефность фасадов, достигаемая пилонами и пилястрами, подчеркивали классическую строгость зданий. 

В 1934 году создаётся  Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, которая объединяет творческие силы для решения новых  задач, поставленных перед мастерами. Это создание Дворцов Культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. 
 

Уже во время  Великой Отечественной войны  архитекторы начинают работать над  проектами восстановления разрушенных  городов, мемориалами и триумфальными  арками для встречи советских  героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы, в которую верили архитекторы и которую все ожидали. В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ, комплекс павильонов ВСХВ, здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади. 

Послевоенный  сталинский стиль очень сильно трансформировался. Первые постройки этого периода можно отличить по тому, что они делались менее вычурными, чем довоенные. 

Московские высотки, безусловно, были задуманы как единый градостроительный ансамбль, и комплекс градостроительных доминант. Высотные дома изначально не входили в планы реконструкции Москвы, и их надлежало вписать в общую архитектуру города. Для того, чтобы столь значимые доминанты органично смотрелись в городской среде, было необходимо спроектировать и реализовать соответствующее окружение — подчиненные ансамбли стилистически однородной застройки. 

Но этот грандиозный  для своего времени замысел устройства ансамбля центральной зоны Москвы не был реализован полностью. Новая  многоэтажная застройка постепенно «погасила» живописный силуэт, ослабляя его художественное значение как архитектурного центра разросшейся столицы. 
 

Архитектура массовой застройки. 50-е и 60-е годы прошлого столетия стали для Москвы эпохой массовой застройки. Но ещё до появления  всех проектов новых микрорайонов, вышло Постановление Совмина об излишествах в архитектуре, которое поставило крест на развитии сталинского ампира. Тема массового жилищного строительства после войны была необыкновенно актуальна, так как потеря жилого фонда в городах составляла до 90 процентов. В Москве после бомбёжек разрушенных и ветхих аварийных зданий было около 70-ти процентов. Причём, если сталинки строились по 4 — 4 года один дом, то сейчас строить надо было не только много, но и быстро. Это дало толчок для развития индустриализации строительной отрасли, в результате чего бурно развилось панельное домостроительство. Причём, во всём мире. 

Но говоря о  массовом, типовом строительстве, необходимо отметить, что архитектурная работа в Москве не прекращалась Достаточно вспомнить такие здания, как дворец пионеров на Ленинских горах, проектирование Зеленограда, Новый Арбат, Дворец съездов. 

В 70-90-е годы прошлого столетия продолжался период массовой застройки. Да, использовались новые  серии домов, менялись цветовые оттенки  панелей, но типовая планировка микрорайонов, делала новые районы Москвы достаточно однотипными. 
 

И всё же, любое  время оставляет после себя знаковые объекты архитектуры. Даже когда  началась борьба с излишествами, и  в архитектуре наступила полоса утилитаризма, архитекторы и проектировщики пытались создавать интересные объекты, полноценные произведения искусства. К таким зданиям относятся здание Театра на Таганке с его треугольным внутренним двором и глухими кирпичными стенами, которыми царство Мельпомены отгородилось от вечно шумящего Садового кольца. Архитектор Ю. П. Гнедовский старался не отступать от принципа гармоничного сочетания функции и формы, и, наверно, именно поэтому его объекты, не отличающиеся ни вычурностью, ни богатством пластики, легко запоминаются и быстро становятся городскими достопримечательностями. 
 

Еще одно примечательное театральное здание расположено  на Тверском бульваре — это МХАТ им. Горького, построенный в 1974 году архитекторами В. Кубасовыми и В. Уляшовым. Ближайшим соседом МХАТа  им. Горького, построенным в середине 1970-х годов, можно считать здание ТАСС, расположенное на пересечении Тверского бульвара и Большой Никитской улицы. Стремясь не нарушить целостность исторического района, его авторы (архитекторы В. Егерев и А. Шайхет) решили «спрятать» истинный масштаб здания. 9-этажный дом снаружи воспринимается как 4-этажный. Закругленные углы проемов и арок, по мнению авторов, напоминают о стиле модерн, в котором построен знаменитый особняк Рябушинского, расположенный неподалеку. 

Своеобразной, но все же, достопримечательностью, может считаться и жилой дом на Беговой («дом на ножках»), построенный в 1969–1973 годах по проекту архитектора А. Меерсона. 16-этажный дом, чья длина составляет целых 130 метров, состоит из трех широких девятиквартирных секций, а лестницы вынесены в отдельные мощные объемы с закругленными торцами и поставлены под углом к плоскости фасада. При этом весь дом поднят над землей монолитным железобетонным столом на грубых «клешнях», сужающихся книзу. Дом смотрится тяжеловесно, но авторы стремились противопоставить его безликому типовому жилищному строительству и желаемого эффекта, конечно, добились. 

Информация о работе Архитектурные памятники Москвы