Архитектурные памятники Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

Архитектура Москвы отмечена неповторимым своеобразием. Впитав в себя лучшие традиции древнерусской архитектуры Владимира и Суздаля, обогатившись достижениями мастеров итальянского Возрождения, московское зодчество с конца 15 в. и вплоть до 18 в. заняло ведущее место в архитектуре и строительстве на территории Русского государства, стало символичным выразителем общенациональной культуры.

Работа содержит 1 файл

для отработки по градо.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Андреевский монастырь 

Объединение и  укрепление Русского государства привели  к тому, что в XVI веке главное направление  в архитектуре заняли оборонительные сооружения. В Москве помимо Кремля строится еще три защитных кольца. Это кирпичные стены Китай-города (1535–1538 гг., зодчий Петрок Малый), кирпичный с белокаменной облицовкой Белый город (1585–1593 гг., под руководством Федора Коня), располагавшийся на месте существующего бульварного кольца, и дубовые стены и башни Скородома (1591 г., построенный по линии современных улиц Садового кольца). 

Традиции деревянной и каменной архитектуры Руси предшествующего  столетия имели огромное значение в  зодчестве XVII века. Особенно заметно  влияние деревянной архитектуры на развитие каменных палат, строительство которых в XVII веке достигает небывалых масштабов. К этому времени русские зодчие создали многочисленные образцы деревянной архитектуры, говорящие о ярких и самобытных достижениях национального гения в этой области. 

Коломенский дворец 

Царский дворец в Коломенском под Москвой (1667–1668 гг., зодчие С. Петров и И. Михайлов) —  комплекс, преемственно развивающий  традиции деревянных и каменных зданий предшествующего столетия. Наиболее крупные каменные здания XVII века, сохранившиеся до наших дней — Теремной дворец в Московском Кремле, надстроенный над двумя этажами здания XVI в. (1635–1636 гг., зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шатурин, Л. Ушаков); палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве представляют тип характерного для XVII в. комплекса каменных хором и храма, соединенных между собой крытым переходом (1657 г.); каменная церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628–1653 гг.) — пример свободного сочетания в композиции различных по форме и размеров объемов. 

Эпоха XVIII–XIX вв. в России — время позднего феодализма, связанного с образованием монархии и развитием дворянского крепостнического государства. В архитектуре, как  и во всей культуре страны, петровские преобразования сказались, прежде всего, в резком сближении национального зодчества с характерными для Запада стилистическими направлениями. Кроме того, строительство новой столицы — Петербурга, куда переместился центр архитектурной деятельности, на достаточно долгий срок остановило крупномасштабное каменное строительство в Москве. 

Архитектура первой трети XVIII века в России ассоциируется, прежде всего, с застройкой Петербурга. Указом Петра I от 1714 г. было приостановлено возведение каменных зданий в Москве и других городах России. Через 14 лет Указ был отменён. 

Панорама Кремля в XVIII веке 

Архитекторам  И.А. Мордвинову и И.Ф. Мичурину, по проектам которых было многое сделано в  С.-Петербурге, было поручено подготовить  обновление плана Москвы с целью  урегулирования ее дальнейшей застройки. 

Красные ворота 

Разрабатывая  план города, зодчие уделяли постоянное внимание сохранению и поддержанию  древних архитектурных памятников Москвы. В своих постройках они  развивали традиции древней архитектуры, являясь как бы связующим звеном между старым московским зодчеством и его развитием в последующий период, именуемым русским барокко. В числе учеников и последователей Мичурина был ведущий мастер московской школы середины XVIII века — Дмитрий Ухтомский. Среди важнейших задач, которые с успехом решали архитекторы, следует выделить формирование типов общественных и дворцовых зданий, развитие крупных дворцово- парковых ансамблей, новые градостроительные приемы. 

Одновременно  с Ухтомским в формировании архитектурного облика Москвы принимали деятельное участие талантливые архитекторы Алексей Евлашев, Иван Жеребцов, Василий Яковлев и др., внесшие большой вклад в развитие русской архитектуры этого периода. Ведущим мастером русской архитектуры середины XVIII века был В. В. Растрелли (1700–1771). 

Расширение социально-функциональной основы строительства сопровождалось освоением передовой техники и резким повышением интереса к научным знаниям. С начала XVIII века в России были открыты специальные профессиональные школы с усиленной теоретической подготовкой, образована Академия наук, а в середине XVIII века — университет. Наряду с приглашением иностранных архитекторов и других специалистов подготавливались национальные кадры зодчих. В 50-х годах восемнадцатого столетия была создана Академия художеств с архитектурным отделением. 

Архитектура России XVIII — первой трети XIX в. делится на два этапа. Первый этап — первая половина и середина XVII века — характеризуется  становлением и расцветом в середине столетия архитектуры русского барокко. Второй этап — последняя треть XVIII и первая треть XIX века — время развития классицизма.

Сайт http://www.mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/MosArchHistRus 

Часть 2. Симфония времени

Московский классицизм выделился в отдельное направление во второй половине 18 века. Кроме него существовал екатерининский классицизм, павловский романтизм, александровский классицизм, русский ампир, который также называют петербургским. Первые образцы архитектуры классицизма носили подражательный характер, но довольно быстро новый стиль в России приобрел свои характерные черты. 

После того, как  в 1761 году император Петр III издал  указ «О вольности дворянства», привилегии и права русской аристократии значительно расширились. Многие вельможи устремились в свои загородные усадьбы, устраивая их по примеру заграничных. 

На Москву жесткие  градостроительные правила столичного Петербурга не распространялись, поэтому  здесь большей частью сохранялся патриархальный русский уклад, что  отражалось и на постройках. Постепенно крепла архитектурная московская школа. В отличие от Санкт-Петербурга, где каждый архитектор имел и оберегал свой стиль, московские зодчие с легкостью передавали свои начатые проекты от одного к другому, не особо заботясь о прославлении своего имени, поэтому часто нельзя точно назвать кто был автором того или иного здания. Но, с другой стороны, подобная манера породила множество оригинальных необычных находок. 

Московский университет 

Активная застройка  Москвы зданиями, выполненными в новом стиле, началась в 70-х годах 18-го века. В это же время окончательно определились два вида композиции городской усадьбы. Первый вариант представлял собой усадьбу с главным домом, расположенным по Красной линии улицы, и хозяйскими службами за домом. Во втором случае дом с флигелями размещался в глубине двора, а от улицы его отделяла ограда с парадными воротами. 
 

Основоположником  Московской архитектурной школы  стал ученик И.Мичурина, князь Д. В. Ухтомский. Выпускниками Архитектурной школы  были такие известные мастера как М. Ф. Казаков и А. Ф. Кокоринов. Именно благодаря Казакову в Москве появились лучшие примеры классических зданий. Для его стиля характерны композиции наподобие ротонды с куполом, такие как здание Сената в Кремле или Московский университет, то же самое можно сказать в отношении храмов, возводимых этим архитектором. В числе характерных особенностей стиля Казакова — тонкая проработка лепки и изящных орнаментов, как в декоре внутренних интерьеров, так и на фасадах. Огромный вклад в архитектуру Москвы периода классицизма внёс В. И. Баженов, создавший неповторимые произведения искусства, некоторые из которых сохранились до наших дней. 

К шедеврам московского  классицизма относится дом Юшкова на Мясницкой (предположительно В. И. Баженов), дом Пашкова, построенный В. И. Баженовым, загородные дворянские усадьбы: Ахангельское, Останкино, Кусково и прочие. 

Пожар Москвы.

С французской  гравюры 

Часто в подмосковных усадьбах дома возводили очень интересным способом. К классическому деревянному срубу присоединяли колонны, представлявшие собой вертикально поставленные бревна. Эти бревна обшивали фанерой, обтягивали полотном и покрывали слоем штукатурки, которую затем белили. Руст, характерный для эпохи Ренессанса и муфтированные колонны (колонна, ствол которой расчленен призматическими вставками) имитировали при помощи досок. Дополнялось здание треугольным фронтоном и мезонином. Перед подъездом было принято устанавливать гипсовых львов. В соответствии с требованиями стиля, дома окрашивали в светлые тона — это мог быть палевый (бледно-желтый), а элементы декора выделялись белым. Места для строительства хватало, поэтому усадьбы располагались свободно, живописно вписываясь в окружающую их природу, и даже хозяйственные постройки не диссонировали с общим стилем. Иметь небольшой домик с мезонином среди москвичей стало даже характерным признаком хорошего тона. 
 

В результате страшного  пожара, охватившего Москву при отступлении  наполеоновской армии в 1812 году, город  выгорел на треть, и в 1813 году была создана комиссия по восстановлению, в которую вошли архитекторы: В. П. Стасов, Д. И. Жилярди, В. И. Гесте, А. Г. Григорьев и другие. Возглавил комиссию О. И. Бове. По его проектам были спланированы главные московские площади, а также построено здание Большого театра, спроектированное также в стиле классицизм. 
 

В послевоенной Москве того времени Градостроительная  комиссия регламентировала цветовую гамму  для окраски домов и заборов. В документе было сказано: «Чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены кодеры светлые: дикой, бланжевой, палевой и с прозеленью, а каменные могут быть и выбеленные». 

Иногда поздний  московский классицизм принято называть московским ампиром. Действительно, в  постройках послевоенного периода встречаются такие фрагменты декора как факелы, ликторские связки, грифоны, пельты и связки стрел. Но и масштаб этих зданий, и пропорции, и планировка не совсем отвечают требованиям, которые диктует ампир (от французского Empire — империя и латинского imperium — командование, власть). Тем не менее, стиль ампир родился именно как продолжение классицизма, но был более тяжеловесным и торжественным. Отличить ампир от других стилей можно по широкому использованию ордера (сочетание несущих и несомых частей стоечно- балочной конструкции: колонны с капителью, базой и иногда с пьедесталом, а также фриз, карнизов и проч.), массивным геометрическим объемам, прямолинейным очертаниям. К концу 19 века классицизм начал уступать место новому стилю — эклектике, объединившему в себе черты самых известных исторических архитектурных стилей. 

Эклектика —  направление в архитектуре 1830–90-х  гг., противопоставившее строгой нормативности  и единообразию композиционных решений  позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов.  

В московской архитектуре  второй половины XIX века наряду с «русско-византийским»  стилем», характерным для зданий государственных и церковных, и  «русским» стилем, характерным для  зданий общественного назначения, призванным выразить возрождение национальной культуры, использовались элементы европейских, так называемых исторических стилей — неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика. 

Несмотря на «многостилье», эклектика тяготела к созданию больших городских  ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. 
 

«Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность, в ней активно использованы рустовка, формы ордерного декора, богато украшенные наличники, тонко проработанная декоративная лепнина, стукковая скульптура, рельефы и статуи, в том числе фигуры атлантов и кариатид. Появление эркеров внесло в структуру декора сильные пластические акценты. 

Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными, издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями. 

Характерной особенностью застройки Москвы в 1870–90-е годы стало  появление монументальных, нередко  перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий. Тем не менее, они достаточно органично «вошли» в структуру города — Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К. М. Быковский (1893–1895 гг.); Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С. С. Эйбушитц, (1898 г.) ; Сандуновские бани, архитектор Б. В. Фрейденберг (1894–1895 гг.). Для общественных зданий и особняков, построенных в стиле эклектики, характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» — классический, неоготический, мавританский.  

Модерн в переводе с французского означает «современный». В разных странах этот стиль называли по-своему. Во Франции — ар- нуво, в США — тиффани, в Германии — югендштиль. Модерн стал последним  классическим архитектурным стилем. Он возник на рубеже 19-го и 20-х веков, и существовал очень недолго — около двадцати лет. 

Информация о работе Архитектурные памятники Москвы