Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель моей работы рассмотреть архитектуру эпохи барокко в разных странах, предпосылки ее развития, а также сравнить ее развитие и влияние на последующие стили и направления.
Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о его влиянии на современную культуру.
Одновременно с ним работали выдающиеся зодчие: Квасов, построивший вместе с Растрелли огромный пятиглавый собор в Козельце (1743-1757) и колокольню при нем (1766-1770), и Чевакинский, построивший величественный Никольский военно-морской собор в Петербурге (1753- 1762) с его стройной изящной колокольней.
Пышный, утомляющий своей парадной официальностью стиль Елизаветинского барокко при Екатерине II сменяется тягой к интимности, изяществу и уюту. Наступает краткий период увлечения небольшими дворцами и увеселительными павильонами в стиле рококо с маленькими и уютными помещениями и тонкой их обработкой.
Яркая, кричащая гамма тонов сменяется сдержанными светлыми и бледными тонами, рельеф орнамента становится мягче и тоньше. Этот период в архитектуре отмечен работами Ринальди, построившего Китайский дворец и Катальную горку и Ораниенбауме. Позднейшие работы Ринальди - Мраморный и Гатчинский дворцы - уже несут на себе печать наступающего нового течения в архитектуре - классицизма.
Развитие испанской архитектуры 17 в. шло по пути изживания прочно укоренившихся в конце прошлого столетия традиций Хуана де Эрреры и его школы, которые породили целое направление, известное под названием эрререска, или безорнаментального стиля. В период нарастающего упадка для утверждения абсолютистской власти и идей воинствующего католицизма требовались иные образные средства; предпочтение отдавалось причудливой декоративности, захватывающей воображение зрителя необычайными эффектами.
Насаждение барокко в
Первая половина 17 в. в архитектуре Испании представляет своеобразный этап преодоления старых и первоначального развития новых форм. Традиции безорнаментального стиля еще во многом сдерживают декоративную фантазию испанских зодчих. Тем не менее барокко проявляет себя здесь то в постройках приглашенного в Мадрид итальянского мастера Крешенци, то — и это заслуживает особенного внимания — в сооружениях самих испанских мастеров, которые подвергают творческой переработке итальянские образцы. Уже в основном произведении последователя Эрреры, зодчего Хуана Гомес де Мора (ок. 1580—1648) — церкви Иезуитской коллегии в Саламанке (заложена в 1617 г.; завершение верхней части здания и строительство внутреннего двора коллегии относится к середине 18 в.), воспроизводящей в плане тип иезуитского храма, в частности римской церкви Джезу, — заметно, в противоположность строгой каноничности стиля Эрреры, стремление к большей декоративности и композиционной свободе. Стилевые принципы барокко, хотя еще в сдержанных формах, отличают фасад собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде (1626—1651) архитектора фра Франсиско Баутисты, работавшего в 1632—1667 гг.. Здание производит впечатление цельности и торжественной внушительности. Две угловые башни венчают фасад, в котором трехчетвертные колонны, раскрепованный антаблемент и ниша со статуей святого над главным входом создают игру крупных пластических масс. Упомянутые произведения, так же как интересный по своей сложной многокупольной композиции собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677) работы художника и архитектора Франсиско Эрреры Младшего (1662—1685), свидетельствуют о том, что архитектура барокко в этот период еще только зарождалась на испанской почве.
В архитектуре Испании стиль барокко появляется с начала XVII века. Суровая простота умершего в 1597 г. Эерреры, создателя Эскориала, сохраняет прежнее влияние, Гомес де Мора создает Пласа Майор в Мадриде (1619-1621) и начинает строительство коллежа Клересиа в Саламанке (1617-1620).
Благодаря барочному влиянию, исходящему в основном из Италии, (Карло Фонтана построил церковь в Саламанке, 1681), строгий стиль Эрреры сменился стилем более свободным и живописным. Испанская архитектура всегда отличалась декоративностью форм, поэтому барокко нашло благоприятную почву для своего развития.
Фасад собора в Валенсии, созданный Конрадом Рудольфом в 1703 г., отличается своим итальянским обликом. Однако его три уровня и ордера высотой в один этаж на выступающих антаблементах напоминают не столько Рим или Турин, сколько Сицилию последующих десятилетий — церкви в Бушеми или Рагузе.
Утрехтский (1713) и Раштаттский (1714) договоры стали разумным компромиссом, который обеспечил Европе двадцать пять лет относительного мира. Благодаря достигнутому равновесию между державами расцветают новые центры художественного творчества. В Испании возрождается активная деятельность, и, хотя Филипп V приглашает французских архитекторов для строительства своих дворцов (Робер де Кот в Буэн-Ретиро), испанские архитекторы создают целый ряд творений, которые ничем не обязаны Франции: собор Сан-Луис в Севилье и портал дворца Сан-Тельмо (Фигероа), дарохранительницы собора в Гренаде и монастырь Паулар (Франческо Хуртадо), собор и Пласа Майор в Саламанке (братья Чурригера).
Высшие достижения испанского барокко связаны с творчеством архитектора Хосе Чурригера и его учеников. Последователи этого архитектора продолжали развивать его манеру и создали Стиль чурригереск,
Примером частного дома-особняка первой половины XVIII века является дворец маркизов Дос Агуас в Валенсии (1740-е гг.). Декоративное убранство его фасадов характеризуется изощренностью и роскошью, приближаясь по стилю к французскому рококо.
Вторая половина XVIII века в Испании ознаменовалась, как и в других европейских странах, постепенным усилением позиций классицизма.
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI – XVII вв. – XVIII в. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:
1.
Церковный догматизм,
2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;
3.Повышенная эмоциональность, преувеличенность всего;
4. Динамика, импульсивность;
5. Декоративность, живописность, излишество элементов...
В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпоху Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий, прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...) Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства. Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой
пластике фасадов, сложным криволинейным
планам и очертаниям дворцы и церкви
барокко приобретают
Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.
Таким образом, можно отметить что стиль барокко стал значительным явлением по отношению к развитию архитектуры в XVIII веке. Украинская архитектура также испытала влияние этого стиля, и барочной архитектуре Украина обязана многими выдающимися архитектурными памятниками.
1. Сборник «Барокко в России», М, 1926
2. Сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982
3. Виппер Б. Р."Архитектура русского барокко",М, «Наука», 1978
4. «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960
5. Журнал «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)
6. журнал «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)
7. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X- начала XXв. - М.: Искусство. - 1989.
8. Балакина Т.И. МХК: Россия IX-XIX вв. - М.: Издательский центр АЗ. - 1997.
Стиль барокко, характерный для архитектуры конца XVII - середины XVIII в., в Харькове представлен только двумя зданиями.
Первое из них - это Покровская церковь на территории Свято-Покровского мужского монастыря, построенная в 1689 г. (ныне ул. Университетская 8,). Эта церковь была построена казаками, проживавшими в Клочковской слободе. Композиция объёмов, форма куполов, характер декора отвечают стилевым признакам украинского барокко.
Второе - здание Успенского собора, построенное в 1770-х гг. по образцу церкви св. Климента в Москве. В его форма уже проявляются черты классицизма.
Город-монастырь, город-крепость, Волынский Иерусалим — всё это в определённые периоды истории можно было сказать о Бердичеве.
Бердичев известен с 1320 года, когда эта местность была подарена Великим князем Гедимином семье Тышкевичей. Годом основания Бердичева считается 1546 год. В начале XVII века воевода князь Януш Тышкевич построил в Бердичеве замок, а спустя некоторое время, в 1627 году основан монастырь католического нищенствующего ордена босых кармелитов.
Вначале был построен подземный костёл с кельями, который сохранился до наших дней, а через сто с лишним лет над ним строится новый — надземный костёл. Дальнейшее развитие Бердичева связано с процветанием монастыря, в котором находилась Чудотворная икона. Монастырь имел школу, библиотеку и типографию.
Костёл построен в стиле барокко. Интерьер расписывал итальянский художник Бениамино Фредериче.
Интересна история создания монастыря. В 1627 году, в походе против крымских татар Ян Тишкевич попал в плен. Будучи заключенным, ему приснился сон, в котором неизвестные монахи просили Богородицу о его освобождении. Во сне он пообещал этим монахам построить для них храм если их молитвы помогут ему спастись. Вскоре после этого ему чудом удалось освободится. Монахов из своего сна Ян увидел в одном из костелов Люблина. Эту историю и обещание построить храм в честь Святой Девы Богородицы он рассказал руководству ордена Босых Кармелитов. Вследствие этого в 1630 году Тишкевич подписал документы о передаче замка в Бердичеве и села Скрагливки кармелитам, а в 1634 году учредил монастырь Босых Кармелитов.
В этом храме хранится Чудотворная икона «Матери Божьей Бердичевской». Она была освящена и коронована Папой Римским Иоанном Павлом II в 1998 году, в костеле создано Санктуарий Божьей Матери Бердичевской.
До начала 18 в. Архитекторы строго придерживались канонов строительства и копировали лишь итальянские образцы под строгим контролем церкви. «Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения такие, как костёл и монастырь кармелитов босых в Бердичеве. – сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982.
Стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь, величественность и мощь – все эти барочные черты присущи храму Босых кармелитов.
Ступени ко главному входу в верхний храм
Вид на костел от реки Гнилопять