Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель моей работы рассмотреть архитектуру эпохи барокко в разных странах, предпосылки ее развития, а также сравнить ее развитие и влияние на последующие стили и направления.
Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о его влиянии на современную культуру.
Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемская канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).
Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.
Церковь Джезу в Риме.
Как было отмечено, еще в период высокого Ренессанса в итальянской архитектуре начались увлечение декором, отход от конструктивной логики, стремление придать дворцам богатых заказчиков особую представительность. В подобных сооружениях нуждались высшее духовенство и знать. Для служителей церкви и вельмож были построены во второй половине XVI в. дворцы, отличавшиеся чрезмерным декоративным убранством и неожиданными зрительными эффектами.
Наиболее видными мастерами итальянского барокко являются архитекторы Бернини и Барромини, строившие в конце XVI в. и в первой половине XVII. Однако, как было указано выше, существенные элементы этого декоративного стиля появились в итальянском зодчестве с середины XVI в. Много сделал для ложной монументализации церквей и палаццо с применением ордеров Палладио, а в декорирование фасадов ввел новые элементы зодчий Виньола, достраивавший собор св. Петра после кончины Микеланджело.
Капелла Св. Игнатия. Церковь Джезу в Риме.
Неф.Церковь Джезу в Риме.
Типичной для стиля итальянского барокко является церковь Джезу, построенная Виньолой в Риме в конце XVI в. Фасад этого сооружения перегружен декоративными деталями, не связанными с конструкцией здания и его функцией.
Плафон.Церковь Джезу в Риме.
В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий совсем иного назначения, чем в Италии. Но вследствие дороговизны и вычурности этот стиль уступил место рациональному классическому стилю.
Под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер, чем в Италии - барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.
Вначале французское барокко находится под сильным влиянием ренессансных традиций, которые удерживаются здесь вплоть до первой четверти XVII в. Новое поколение архитекторов создает движение, заведомо противоположное радикальному итальянскому барокко.
Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века — временем правления Людовика XIII (1610—1643). Основными представителями его были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.
Для периода Людовика
XIV (1643—1715) характерен размах и широта
концепций архитектурных
Церковь Валь-Де-Грас
Во Франции XVII в. замковая архитектура продолжала развиваться в направлении, восходящем к четырехугольным в плане крепостям-замкам Филиппа II Августа. Замок освобождился от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями. В середине века под Парижем появились Мезон и Во — непревзойденные шедевры, в которых сливаются воедино традиция изолированного строения (Блеранкур, Бальруа) и П-образного в плане замка с внутренним двором (Куломье, Ришелье). Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, о которых напоминает вытянутая по бокам кровля, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже. Частный замок канул в небытие при Людовике XIV, но с наступлением XVIII в. появился вновь в облике «загородного дома». Замки в Шане, Монморанси, Жоссиньи или Бельвю свидетельствуют об общей тенденции: уменьшение размеров, исчезновение рвов, упрощение объемов, сокращение лепных украшений на фасаде.
Нотр Дамм де Бордюа
Архитектура церковных
сооружений ориентируется на римские,
прежде всего центрические по своей
композиции, типы. Однако для французской
архитектуры характерна своя логика,
иное понимание тектоники и
Упадок строительной деятельности в Германии, наблюдавшийся в связи с Тридцатилетней войной (1618—1648), давал себя знать в течение всей второй половины XVII века. Слишком велико было народное разорение, для того чтобы жизнь могла быстро войти в свою мирную колею. Строительство приобретает размах лишь с началом нового XVIII столетия.
Война привела к еще большей территориально-политической раздробленности Германии, что наряду с отставанием в связи с войной развития архитектуры обусловило ее стилистическую неоднородность и наличие иностранных влияний в отдельных региональных школах:
- французское зодчество оказало воздействие на Западную Германию, Баварию;
- нидерландское — на северную часть страны;
- итальянское — на Южную Германию (Нюрнберг, Аугсбург).
Особенно следует подчеркнуть значение эмиграции итальянцев. Среди последних надо отметить Агостино Барелли, Энрико Цукалли, Антонио Петрини, а также Гаэтано Киавери, до приезда в Германию работавшего в петровское время в России. В новом ренессансном стиле в XVI в. строятся ратуши, жилые дома, торговые сооружения.
После завершения Тридцатилетней войны в центральной Европе начинается постепенное обновление архитектурных стилей: на первом этапе главную роль играли итальянцы, а с 1680-х г. в Баварии появляются первые великие творения местных архитекторов — церковь в Каппеле Георга Дитценхофера и аббатство в Обермархтале, построенное Микаэлем и Кристианом Тумбами. На рубеже XVII-XVIII вв. на авансцену выходит целое поколение художников, родившихся между 1б55 и 1б70 гг. Многие из них получали образование в Италии. Пёппельман работает в Саксонии, Шлюттер в Пруссии, Эффнер в Баварии, Фишер фон Эрлах и Лукас фон Хильдебрандт в Австрии, Кристоф Дитценхофер и Сантини-Айкель в Богемиии, Иоганн Дитценхофер во Франконии. Прандтауэр, Моосбрюггер и Франц Бир продолжают старую традицию монастырской архитектуры: первый создает аббатство в Сен-Флориане и Мельке, второй в Айнзильдене, третий в Вайнгартене.
По образцу Версаля в Германии заложен город-резиденция Карлсруэ (1752—82, архитекторы Л. Ф. де ла Гепьер, Ф. А. Кеслау). Основатель города маркграф Карл Вильгельм пожелал, чтобы главные улицы города лучеобразно расходились в стороны от центрального дворца, благодаря такой планировке Карлсруэ называют городом-веером.
Баварский двор, союзник Франции в войне за испанское наследство, в начале XVIII в. становится центром французского влияния. Француз Франсуа Кювилье активно способствовал распространению в Германии воздействия французского рококо, его наиболее известная работа - павильон Амалиенбург в Нимфенбургском замке.
Бавария выдвинула ряд очень талантливых мастеров, создавших немало характерных произведений барочного плана. Среди них должна быть названа небольшая церковь Иоганна Непомук в Мюнхене, обладающая очень красивым, хорошо запоминающимся пластичным фасадом (автор — архитектор Е.-К. Азам).
Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала XVIII века был Андреас Шлютер. Переход от барокко к классицизму в берлинской архитектуре отразился в творчестве Георга Кнобельсдорфа, построившего в годах одноэтажный дворец Сан-Суси (1745—1747) в Потсдаме. и оперный театр в Берлине (1750), в котором наблюдается некоторое усиление классицизма - в ордерах фасада, коринфском портике, хотя интерьер театра выполнен в стиле рококо.
Епископская резиденция в Вюрцбурге
Алтари братьев Азам (алтарь монастырской церкви каноников святого Августина в Pope на юге Германии) похожи на театральные декорации.
Удачное использование света становится одним из достижений церковной архитектуры (церковь в баварском городе Виес, творение братьев Циммерманн). Свет проходит через боковые проемы и преломляется сквозь опорные конструкции.
Подобно братьям Циммерманн, братья Азам, художник Косьма Дамиан и скульптор Эгид Квирин работали вместе на многочисленных строительствах в Баварии. Но если первые более связаны с местными традициями и одновременно с придворным искусством (Иоганн-Батист Циммерманн был любимцем Кювилье, который привлекал его к созданию лепных украшений из искусственного мрамора), то вторые получают образование в Риме, куда приехали в 1711 г., и воплощают собой ярко выраженную итальянскую тенденцию, являются приверженцами итальянских традиций.
Славу им приносят прежде всего интерьеры на религиозные темы, в которых чувствуется сильное влияние Бернини: игра с эффектами заднего света, фрески, многоцветные скульптурные группы.
В мюнхенской церкви Святого Яна Непомуцкого представлены все аспекты их искусства - начиная от внешнего облика здания и кончая внутренним убранством.
Замок Шарлоттенбург
Новая эра в истории России и русского искусства начинается с эпохи Петра I. В его царствование Россия стала одной из сильных европейских держав. В 20-летней Северной войне (1700-1721) Петр I пробился на берега Балтийского моря и, прочно утвердившись на них, осуществил цель, которую преследовал еще Грозный в 25-летней Ливонской войне (1558-1583).
Начало XVIII века знаменуется в России активным освоением передовой культуры Запада. Огромной опытной лабораторией послужило строительство Санкт-Петербурга, заложенного Петром 16 мая 1703 года в осуществление грандиозной идеи - создания новой столицы, которая, по мысли Петра, должна была стать не только центром передовой европейской культуры для всей Руси, но и величайшим городом мира.
В первое время Петром I привлекались иноземные строители и архитекторы. Одновременно за границу посылались для обучения русские мастера. Им и их ученикам суждено было в дальнейшем построить величественную северную столицу с ее грандиозными архитектурными ансамблями и создать новую блестящую эпоху в истории русского зодчества.
Было бы грубой ошибкой считать, что с Петра начинается какая-то "нерусская" архитектура в России. Только в первые годы и только в Петербурге и его окрестностях появился стиль барокко в его северно-европейском варианте, не избежавший, однако, влияния русских форм и традиций в архитектуре. От этого периода в северной столице сохранилось немного памятников; среди них наиболее значителен Петропавловский собор, выстроенный Трезини в крепости того же названия (1714-1725).
Из первых значительных иностранцев-зодчих следует назвать Шлютера и Леблона. Леблон разрабатывал по идеям Петра первый вариант планировки Петербурга и принимал участие в строительстве загородной резиденции Петра Петергофа, созданного им под влиянием Версаля. В Петергофе от Петровского периода сохранились: центральная часть дворца (1716-1719), здание Эрмитажа у моря, здание "Марли" (1721-1725) около бассейна, выстроенные Леблоном, и так называемый "Монплезир" (1717-1719), где проводились петровские ассамблеи.
После Петра I, при Анне и Елизавете, архитектура барокко приобрела исключительную пышность, рассчитанную на внешний ошеломляющий эффект, показную парадность, торжественные приемы. Отсюда эффектные дворцовые анфилады зал, украшенные с обильным применением позолоты, ярких расцветок, огромных декоративных и живописных панно, картин и т. д.
Торжественные действия из интерьеров дворцов переносились на территорию парков. Этим отчасти объясняется развитие садово-паркового искусства, превзошедшего в отдельных случаях западные образцы. В этот период возникают и развиваются, кроме Петергофа, парковые ансамбли в Царском селе (город Пушкин), Стрельне, Гатчине, Павловске и др.
Выдающийся зодчий Растрелли, работавший, главным образом, при Анне и Елизавете, стремился в своем творчестве сочетать элементы западно-европейского барокко и черты великого наследия русской архитектуры, в особенности ее последнего блестящего этапа - московского зодчества конца XVII века. Будучи безудержно расточительным в украшениях, Растрелли оставался строг в решении плана, в архитектонике форм и в пространственных композициях. Он также участвовал в создании почти всех парковых ансамблей этого периода.
Растрелли перестроил в Петергофе дворец, кроме центра (1747-1752). В Царском селе Растрелли воздвиг огромный дворец (1752-1756), здание Эрмитажа (1747), грот у пруда и др. В самом Петербурге Растрелли построил Зимний дворец (1754-1762), Аничков дворец (1753) и др. Но шедевром его творчества остался Смольный монастырь (1748-1755). Гигантская композиция, величественная по замыслу, не была осуществлена полностью. Сохранилась модель этого ансамбля. Колокольня, воплощающая в новых формах тип русской многоярусной композиции, не была сооружена. Построенный собор своими массами, пропорциями,белыми деталями на бирюзовом фоне стен, золотыми главами вызывает воспоминания об ажурных формах русского барокко конца XVII века. Растрелли, несмотря на его чужеземное происхождение и имя, должен быть признан мастером русской архитектуры не только потому, что жил в России, но и потому, что он строил только в России, ставшей его настоящей родиной.