Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:47, реферат
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич- сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища- яма- послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы цинов
СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА 2
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА 2
ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА 6
ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА 8
ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ 12
ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА 14
ПИРАМИДЫ
Сначала выровняли
поверхность площадки. Для этого
вокруг нее построили
Свыше 4000 человек - художников,
архитекторов, каменотесов и прочих
ремесленников - выполняли эти подготовительные
работы около десяти лет. Лишь после
этого можно было приступать к
сооружению самой пирамиды. Строительство
продолжалось еще лет двадцать, около
100 000 человек трудилось над сооружением
огромной гробницы Хеопса.
По обозначенным
на известняковой скале границам
каменного блока рабочие
После каменотесов
лицевую сторону облицовочного
камня обрабатывали шлифовальщики. Они
работали с помощью шлифовального камня,
воды и песка. В результате длительной
обработки поверхность плиты становилась
гладкой и блестящей. После этого камни
считались готовыми для постройки.
На известняковой
скале, расчищенной от песка, гравия и
камня, строители возводили громаду пирамиды,
укладывая блоки гигантскими ступенями.
Среди этих блоков не было ни одного, который
не достигал бы 9 метров.
По рассказу Геродота,
для того, чтобы втащить наверх
каменные глыбы, строилась наклонная насыпь.
Впоследствии ее разравнивали. По ней
строители, подгоняемые палками надсмотрщиков,
тянули на канатах тяжелые камни, которые
с помощью деревянного рычага устанавливали
на место. Сколько людей погибало под тяжестью
сорвавшейся каменной глыбы, сколько было
искалечено при укладке камней, сколько
умирало от непосильного труда здесь же,
у недостроенных еще стен пирамиды! И это
в течение долгих двадцати лет. Когда кладка
пирамиды была закончена, ее ступени, закладывались
облицовочными блоками. Их привозили из
каменоломен, находившихся в Верхнем Египте,
возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные
блоки поднимали наверх и укладывали их
сверху вниз. Затем их полировали. Под
лучами южного солнца они сияли ослепительным
блеском на фоне безоблачного египетского
неба. Через каждые три месяца менялись
рабочие, число которых достигало 100 000
человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный
зной, нечеловеческий труд делали свое
дело. Ведь никаких машин для поднятия
двухтонных известняковых глыб не было.
Все делалось только с помощью живой человеческой
силы.
Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают ученые, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под ее основанием. Учеными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хеопса. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хеопса, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию.
2.3. Пирамида Хефрена.
Второй по величине
после гробницы Хеопса считается
пирамида фараона Хефрена. Она на
8 м ниже, но зато менее разрушена.
Верх пирамиды сохранил часть полированной
облицовки. Остальные пирамиды значительно
меньше, и многие из них сильно разрушились.
Вблизи от пирамиды
Хефрена поднимается из песка
пустыни холм. Высота его около 20
м, длина около 60 м. Приблизившись
к холму, путешественники видят
огромную статую, высеченную почти
целиком из скалы. Это знаменитый большой
сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой
головой. Лицо его потрескалось, нос и
подбородок отбиты. Так мусульмане арабы
покалечили статую, простоявшую тысячелетия.
Арабы верили, что в статуях древних египетских
богов живут злые духи, и поэтому старались
уничтожить как можно больше их изображений.
С таким гигантом, как большой сфинкс,
справиться им было не под силу, но изуродовали
они его основательно.
«Отец ужаса» — так
называют большого сфинкса жители пустыни.
Наибольший страх он внушает им ночью,
освещенный яркой луной, когда глубокие
тени придают его чертам особую выразительность.
Кого же изображает
эта колоссальная статуя, почему она
оказалась в таком близком
соседстве с пирамидами? На голове
статуи повязка, которую носили только
фараоны. Ученые считают, что это статуя
фараона Хефрена, которая входила в ряд
сооружений, связанных с гробницей фараона.
В древнем Египте
не всякий смертный имел право приближаться
к пирамиде — этому «вечному горизонту»,
за который «зашел» фараон (о фараоне
не говорили, что он умер, — он «заходил»
за горизонт, подобно солнцу; египетские
цари называли себя сыновьями солнца).
Для того чтобы желающие могли почтить
память умершего фараона, не оскорбляя
его величия, на некотором расстоянии
от пирамиды воздвигался заупокойный
храм — нечто вроде приемной залы умершего
царя. Массивные прямоугольные столбы
из полированного гранита поддерживали
потолок. Гранитные стены и пол здания
были тщательно отполированы.
Свет падал из
небольших отверстий, пробитых в
верхней части стен, и создавал торжественный
полумрак, в котором особенно величественными
казались темные статуи фараона —
владыки, принимающего почтительных гостей.
От этого торжественного зала к пирамиде
вел длинный крытый коридор. Его стены
и пол также были сделаны из полированного
гранита. По этому коридору в пирамиду
везли тело фараона в тяжелом саркофаге
из ценного камня.
Родственники фараона
и жрецы заботились о том, чтобы
умершему не грозила опасность в
загробном мире, чтобы он мог свободно
передвигаться внутри своей гробницы
и чтобы боги приняли его как равного.
Поэтому часто стены помещений внутри
пирамид испещрены молитвами и заклинаниями.
Особенно тщательному заклятию подвергались
двери, которые вели из одного помещения
в другое или из коридора в камеру. На стенах,
прилегающих к дверям, помещены изображения
стражей дверей — павианов, волков, львов,
и заклятия против них и злых демонов,
угрожающих умершему фараону. Эти тексты,
обнаруженные в большом количестве, являются
одним из самых древнейших произведений
религиозной литературы. Ученые назвали
их по месту находки «текстами пирамид».
Заботясь о безопасности
духа умершего в загробном мире,
его родственники не забывали и о
жизненно необходимых вещах. В особых
помещениях хранились драгоценности
и различные предметы, принадлежавшие
фараону. Ведь древние египтяне верили,
что умерший продолжает жить и после смерти,
что он нуждается во всех тех вещах,
которые были ему необходимы при жизни.
И великолепная гробница царя служила
ему домом, как при жизни домом был роскошный
дворец.
К пирамиде — освященному
месту упокоения фараона, ставшего
божеством, — простой смертный не
смел приближаться. Однако богатства,
наполнявшие кладовые царской усыпальницы,
были большим соблазном для