Законодательный процесс в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:50, реферат

Описание работы

Законодательный процесс - это последовательное прохождение в Парламенте следующих стадий:
Законодательная инициатива;
Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента;
Обсуждение законопроекта в Парламенте;
Принятие законодательных актов;
Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс в Республике Беларусь.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

     Законодательный процесс в Республике Беларусь

     Законодательный процесс - это последовательное прохождение  в Парламенте следующих стадий:

  1. Законодательная инициатива;
  2. Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента;
  3. Обсуждение законопроекта в Парламенте;
  4. Принятие законодательных актов;
  5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.

     1. Законодательная инициатива

     Согласно  Конституции Республики Беларусь право  законодательной инициативы принадлежит:

     • Президенту;

     • депутатам Палаты представителей;

     • Совету Республики;

     • Правительству;

     • гражданам, обладающим избирательным  правом в количестве не менее 50 тысяч  человек и реализуется в палате представителей. [1]

     Также необходимо отметить, что законопроекты, следствием принятия которых может  быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительство. Что  касается вопроса об объявлении рассмотрения проекта закона срочным, то Президент  либо по его поручению Правительство  имеют право вносить соответствующие  предложения в Палату представителей и Совет Республики, которые должны рассмотреть его в течение  десяти дней со дня внесения на их рассмотрение. Палату представителей и Совет Республики могут принимать решения на своих  заседаниях (по требованию Президента либо, с его согласия, Правительства) голосуя в целом за весь внесенный  Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены ими.

     2. Внесение законопроектов либо  их разработка 

     Постоянными комиссиями Парламента

     Тот государственный орган либо группа граждан, которая внесла предложение  о необходимости принятия нового закона либо внесения изменений и  дополнений в уже действующий  закон, они же и предлагают проект данного закона или поправок в  закон. Однако основную работу по разработке законопроекта выполняет определенная постоянная комиссия Парламента, которая  правомочна, для этой цели, приглашать специалистов не только в области  права, но и специалистов иных отраслей общественной жизни.

     Хотелось  бы в данном вопросе немного рассказать о постоянных комиссиях Парламента Республики Беларусь. Как правило, они  осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся  к ведению Национального собрания Республики Беларусь, ведут законопроектную  работу, осуществляют контроль за исполнением  законов. Попутно можно отметить, что подобные комиссии существовали еще в древности, в частности  в Афинском Совете. Постоянные комиссии, как правило, образуются на первой заседании  палат из числа депутатов, которые  могут быть членом только одной комиссии. В работе других комиссий депутат  вправе участвовать с правом совещательного голоса. На сегодняшний день всего  существует 16 комиссий: в Палате представителей –11, Совете Республики – 5 (комиссия по законодательству и государственному строительству, по экономике, бюджету, финансам, по социальным вопросам, по рыночной политике, по международным делам  и национальной безопасности). Заседания  комиссий могут проводиться как  в период работы сессии, так и  между сессиями палат Парламента. В необходимых случаях палаты Парламента могут создавать временные  комиссии, например: следственную, ревизионную, конституционную. Они также избираются из числа депутатов, но могут привлекать к своей работе ученых и практических работников. Они также могут проводиться  для решения временных задач  или досрочного роспуска Парламента.

     3. Обсуждение законопроекта в Парламенте

     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь первоначально законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента, т.е. Палате представителей. Рассмотрение законопроекта в нижней палате происходит по усмотрению самих  парламентариев либо постатейно, либо по разделам, либо целиком.

     При наличии возражений на законопроект, он по решению депутатов возвращается в соответствующую постоянную комиссию на доработку. Это позволяет говорить о так называемом первом и втором чтении закона. Затем доработанный постоянной комиссией законопроект возвращается в Палату Представителей для второго чтения. Второе чтение опять же по усмотрению парламентариев может быть постатейным, по разделам либо целиком.

     Законопроект  принимается Палатой представителей простым большинством голосов от ее полного состава. (56 голосов депутатов  Палаты представителей).

     После принятия законопроекта нижней палатой  Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет  Республики, в течение пяти дней, который должен рассмотреть законопроект в течение не более чем двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией. Если за законопроект проголосовало  большинство от полного состава  Совета Республики (33 члена Совета Республики), либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта  срочным - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен нижней палатой  Парламента, закон считается одобренным. Если Совет Республики одобряет законопроект, то законопроект становится законом. В  случае если Совет Республики отклоняет  законопроект, то создается согласительная комиссия на паритетной основе из состава  обеих палат, которая должна выработать согласованный текст, преодолевающий разногласия между палатами. Текст  этого законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

     Если  комиссия не смогла выполнить свою задачу, то Президент либо по его  поручению Правительство направляют законопроект в Палату представителей, которая должна принять окончательное  решение, но уже двумя третьими от полного состава нижней палаты (75 голосов депутатов).

     4. Принятие закона

     Законопроект  становится законом, за исключением  случаев предусмотренных Конституцией, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики. После всего сказанного, закон  передается в десятидневный срок Президенту, который должен рассмотреть  его в течение двух недель с  момента получения. Президент его  подписывает, если он согласен с текстом  закона. Если по истечении двух недель Президент не возвратил закон в Парламент, то закон считается подписанным. В случае не подписания Президентом закона, он должен в течение четырнадцати дней с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей со своими возражениями, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней и принять решение квалифицированным большинством голосов от своего полного состава. Затем повторно рассмотренный закон в течение пяти дней направляется Совету Республики, который должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным большинством голосов от полного состава Совета Республики (43 члена Совета Республики). Затем закон направляется вторично на подпись Президенту, который должен рассмотреть его в десятидневный срок. В не зависимости от того будет или нет, в этот срок, закон подписан Президентом, он вступает в юридическую силу. Если закон не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии, то он не считается подписанным и не вступает в силу. В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента. Заседания палат являются открытыми. Если этого требуют интересы государства, палаты могут принять решение большинством голосов от их полного состава о проведении закрытого заседания. Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого требуют во время заседаний (в том числе и закрытых). Также необходимо отметить, что для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства резервируется одно заседание в месяц. [1]

     5. Официальное опубликование и  вступление в силу законодательных  актов

     Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным  опубликованием понимается доведение  их до всеобщего сведения путем воспроизводства  текста законов и декретов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.

     Официальное опубликование законов и декретов осуществляется на том государственном  языке, на котором они приняты. Датой  официального опубликования считается  день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст декрета  или закона. Не подлежат опубликованию  законодательные акты или их отдельные  положения, содержащие государственные  секреты или иные охраняемые законодательством  Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством  Республики Беларусь. [3]

     В случае разновременного опубликования  законодательного акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования законодательного акта и срок вступления его в силу определяется по дате первоначального опубликования.

     Законодательные акты публикуются с указанием  их обязательных реквизитов: наименование органа, принявшего законодательный  акт, вида этого законодательного акта, даты его принятия (издания), порядкового  номера и названия.

     Официальное опубликование законодательных  актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев  опубликования законодательных  актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.

     Срок  и условия официального опубликования  законодательных актов

     Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в  том числе в случаях, когда  в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному  официальному опубликованию. [2]

     Также следует отметить, что законодательные  акты могут быть опубликованы в изданиях, не являющихся официальными, также  доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, переданы посредством  иных способов распространения информации. Законодательные акты могут быть опубликованы в неполном изложении  с пометкой «Извлечение». Опубликование  законодательных актов в изданиях, не являющихся официальными является не официальным, которое может осуществляться только после официального опубликования  соблюдением требований, предъявляемых  к деятельности по распространению  правовой информации.  

Вступление  в силу законодательных  актов

     Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу с момента:

     • указанного в самом законодательном  акте;

     • через десять дней после официального опубликования законодательного акта.

     С 1 января 2001г. официальными изданиями  для законов являются: издание  Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; «Народная  газета» (на русском языке); газета «Звязда» (на белорусском языке).

     Для декретов Президента официальными изданиями  являются: издание Национального  реестра правовых актов Республики Беларусь; газета «Советская Белоруссия».

     Некоторые законодательные акты (кодексы) вводятся в действие специальными законами. Это касается Уголовного, Уголовно-процессуального  и Уголовно-исполнительного кодексов, вступивших в силу с 1 января 2001г. Исключением  из правил является Гражданский процессуальный кодекс, который согласно ст.562 ГПК  должен был вступить в силу со дня  его официального опубликования (Национальный реестр правовых актов №18 от 17.03.1999г.). В действительности же ГП был введен в действие Декретом Президента РБ от 05.03.1999г. №9 одновременно с ГК РБ с 1 июля 1999г.

     Законодательные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после  их официального опубликования. При  этом, как правило, законодательные  акты публикуются после включения  их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. [2] 
 
 
 
 
 
 

Исторические  типы государства

    Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими  рамками. По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные  и развитые. К первому типу относятся  государства, возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: 1. деспотии, сложившиеся в древности  на Востоке (Египет); 2. рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы – Афины, Спарта); 3. феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе – Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем – капитализм со свойственными ему формами организации общества. Известен также такой тип государства, как коммунистический. Его практическое выражение пока можно наблюдать только в образе уже исчезнувших, либо еще существующих социалистических государств - государств “переходного периода”, “строительства основ” коммунистического общества.

Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь