Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:50, реферат
Законодательный процесс - это последовательное прохождение в Парламенте следующих стадий:
Законодательная инициатива;
Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента;
Обсуждение законопроекта в Парламенте;
Принятие законодательных актов;
Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.
Законодательный процесс в Республике Беларусь
Законодательный процесс - это последовательное прохождение в Парламенте следующих стадий:
1. Законодательная инициатива
Согласно Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:
Также
необходимо отметить, что законопроекты,
следствием принятия которых может
быть сокращение государственных средств,
создание или увеличение расходов,
могут вноситься в Палату представителей
лишь с согласия Президента либо по
его поручению - Правительство. Что
касается вопроса об объявлении рассмотрения
проекта закона срочным, то Президент
либо по его поручению Правительство
имеют право вносить
2. Внесение законопроектов либо их разработка
Постоянными комиссиями Парламента
Тот
государственный орган либо группа
граждан, которая внесла предложение
о необходимости принятия нового
закона либо внесения изменений и
дополнений в уже действующий
закон, они же и предлагают проект
данного закона или поправок в
закон. Однако основную работу по разработке
законопроекта выполняет
Хотелось
бы в данном вопросе немного рассказать
о постоянных комиссиях Парламента
Республики Беларусь. Как правило, они
осуществляют предварительное рассмотрение
и подготовку вопросов, относящихся
к ведению Национального
3.
Обсуждение законопроекта в
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь первоначально законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента, т.е. Палате представителей. Рассмотрение законопроекта в нижней палате происходит по усмотрению самих парламентариев либо постатейно, либо по разделам, либо целиком.
При наличии возражений на законопроект, он по решению депутатов возвращается в соответствующую постоянную комиссию на доработку. Это позволяет говорить о так называемом первом и втором чтении закона. Затем доработанный постоянной комиссией законопроект возвращается в Палату Представителей для второго чтения. Второе чтение опять же по усмотрению парламентариев может быть постатейным, по разделам либо целиком.
Законопроект
принимается Палатой
После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет Республики, в течение пяти дней, который должен рассмотреть законопроект в течение не более чем двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией. Если за законопроект проголосовало большинство от полного состава Совета Республики (33 члена Совета Республики), либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен нижней палатой Парламента, закон считается одобренным. Если Совет Республики одобряет законопроект, то законопроект становится законом. В случае если Совет Республики отклоняет законопроект, то создается согласительная комиссия на паритетной основе из состава обеих палат, которая должна выработать согласованный текст, преодолевающий разногласия между палатами. Текст этого законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.
Если
комиссия не смогла выполнить свою
задачу, то Президент либо по его
поручению Правительство
4. Принятие закона
Законопроект
становится законом, за исключением
случаев предусмотренных
5.
Официальное опубликование и
вступление в силу
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным опубликованием понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текста законов и декретов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.
Официальное
опубликование законов и
В случае разновременного опубликования законодательного акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования законодательного акта и срок вступления его в силу определяется по дате первоначального опубликования.
Законодательные акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: наименование органа, принявшего законодательный акт, вида этого законодательного акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.
Официальное опубликование законодательных актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования законодательных актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.
Срок и условия официального опубликования законодательных актов
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию. [2]
Также
следует отметить, что законодательные
акты могут быть опубликованы в изданиях,
не являющихся официальными, также
доведены до всеобщего сведения по
телевидению и радио, переданы посредством
иных способов распространения информации.
Законодательные акты могут быть
опубликованы в неполном изложении
с пометкой «Извлечение». Опубликование
законодательных актов в
Вступление в силу законодательных актов
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу с момента:
• указанного в самом законодательном акте;
• через десять дней после официального опубликования законодательного акта.
С 1 января 2001г. официальными изданиями для законов являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; «Народная газета» (на русском языке); газета «Звязда» (на белорусском языке).
Для декретов Президента официальными изданиями являются: издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; газета «Советская Белоруссия».
Некоторые
законодательные акты (кодексы) вводятся
в действие специальными законами.
Это касается Уголовного, Уголовно-процессуального
и Уголовно-исполнительного
Законодательные
акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей
граждан, вступают в силу только после
их официального опубликования. При
этом, как правило, законодательные
акты публикуются после включения
их в Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. [2]
Исторические типы государства
Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: 1. деспотии, сложившиеся в древности на Востоке (Египет); 2. рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы – Афины, Спарта); 3. феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе – Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем – капитализм со свойственными ему формами организации общества. Известен также такой тип государства, как коммунистический. Его практическое выражение пока можно наблюдать только в образе уже исчезнувших, либо еще существующих социалистических государств - государств “переходного периода”, “строительства основ” коммунистического общества.
Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь