Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Преступления, связанные с банкротством, являются одним из элементов экономической преступности, поскольку их совершение наносит ущерб не только кредиторам должника, но и создает угрозу экономической безопасности государства. Противодействие криминальному банкротству входит в число первоочередных задач Российского государства в сфере борьбы с преступностью, поэтому разработка его правовых основ и механизма реализации имеет особую важность для современной российской экономики. Выполнение этой задачи осложняется тем, что со времени принятия Уголовного кодекса Российской Федерации гражданско-правовое законодательство о банкротстве существенно изменилось, поэтому возникает настоятельная потребность как в модернизации соответствующих уголовно-правовых норм, так и в серьезном научном изучении и глубоком осмыслении основных направлений противодействия преступному банкротству.
Между тем практика показывает, что зачастую нарушения процедуры банкротства, имеющие признаки общественной опасности, не получают должной уголовно-правовой квалификации, т. е. по существу многие преступные деяния в данной сфере остаются безнаказанными на фоне общей тенденции их роста. Так, по даннымМВД России, с 1997 г. ежегодный рост зарегистрированных криминальных банкротств составлял 1-15%. В 2005 г. в России было зарегистрировано 749 преступлений, предусмотренных статьями 195, 196, 197 УК РФ. В 2006 г. рост составил 26,2%. В 2008-2009 гг. наблюдается некоторое снижение случаев криминальных банкротств,1 однако большого оптимизма это обстоятельство не прибавляет, поскольку указанный факт определенным образом обусловлен отсутствием опыта правоохранительных органов по применению новых положений законодательства о банкротстве.

Содержание

Глава I. Социальная обусловленность уголовной ответственности за криминальные банкротства.
1.1. Банкротство как экономико-правовое явление и факторы, определившие установление уголовной ответственности за нарушение его процедуры.
1.2. Законодательное закрепление составов преступных банкротств в истории российского права и зарубежных странах.
Глава II. Уголовно-правовая характеристика криминальных банкротств в российском уголовном праве.
2.1. Общая характеристика криминальных банкротств в российском уголовном праве.
2.2. Неправомерные действия при банкротстве.
2.3. Преднамеренное банкротство.
2.4. Фиктивное банкротство.
Глава III. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сфере банкротства в России.
3.1. Криминологическая характеристика лиц, совершающих криминальные банкротства.
3.2. Причины и условия совершения преступлений, связанных с банкротством.
3.3. Основные направления деятельности государственных органов и иных организаций по предупреждению криминальных банкротств.

Работа содержит 1 файл

Уголовно- правовая характеристика преступлений в сфере банкротства.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

10. Юридическая конструкция состава  фиктивного банкротства из всех  видов криминальных банкротств  вызывает наиболее противоречивые  суждения в уголовно-правовой  литературе. Очевидно, что в значительной мере это происходит из-за возникшей с самого начала (то есть с криминализации данного деяния вместе с принятием уголовного закона 1996 г.) конкуренции гражданско-правовых и уголовно-правовых трактовок различных аспектов фиктивного банкротства. Изменение формулировки диспозиции ст. 197 УК РФ значительно облегчит правоприменение, поэтому ее следует изложить сле-дующимобразом:

Действия, направленные ria создание заведомо ложного; состояния банкротства, если это деяние причинило крупный ущерб

- наказывается.».

11. Несмотря на значительное внимание, которое в криминологической литературе уделяется проблеме личности преступника, личность отдельных категорий преступников изучена еще недостаточно. К их числу относятся и преступники, совершающие криминальные банкротства, что можно объяснить сравнительно очень немногим количеством таких преступлений. Так, если в 2008 году всего было выявлено более 234 тысяч преступлений экономической направленности, то среди них криминальных банкротств всего 850, что составляет 0, 36% от всех экономических преступлений.

12. Полученные1 результаты исследования  свидетельствуют о незначительном  удельном весе случаев, когда  в качестве смягчающих обстоятельств суды учитывали добровольное возмещение ущерба (это имело место в 29,5% случаев), что можно объяснить сложным финансовым положением, в котором оказываются лица,совершающие криминальные банкротства. Вместе с тем эффективность наказания можно было бы существенно повысить, если бы закон не просто предусматривал добровольное возмещение ущерба как смягчающее ответственность обстоятельство, а устанавливалось требованием учитывать его как условие снижение максимального размера наказания предусмотренного за совершение преступление в санкции статьи.

13. Разработанные криминологической  наукой общие методологические  положения о причинах преступности как массового социального явления полностью распространяются на причины и условия, способствующие совершению рассматриваемых преступных посягательств. Если вести речь о детерминантах совершениякриминальных банкротств в общесоциальном плане, то можно выделить такие, как глубинные противоречия в экономической сфере, обусловленные объективными трудностями построения рыночных отношений, а также субъективным неприятием определенной частью населения новых экономических отношений либо способа перехода к ним; низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие эффективных механизмов правовой защиты собственников — кредиторов и др.

14. Сложность механизма действия  законодательства о банкротстве  требует исключительно грамотного  и квалифицированного подхода.  Подобного наработанного десятилетиями  (а то и столетиями) как в  других странах опыта Россия  не имела, и поэтому типичными  стали ситуации, когда суд принимал  решение о признании должника  несостоятельным, хотя мог и  должен был применить реорганизационные  процедуры. Руководители предприятий  быстро поняли слабые стороны  закона о банкротстве и стали  использовать этот институт в незаконных целях. Типичная схема криминального банкротства при этом включала создание задолженности перед вновь созданным контролируемым предприятием, передачу ему активов и оборотных средств, а затем объявление себя банкротом. Подобные манипуляции как правила не становятся объектом внимания со стороны правоохранительных органов.

15. Одной из основных детерминант  совершения нарушений в рассматриваемой  сфере является несовершенство  законодательства в части установления  уголовной ответственности за  криминальное банкротство. Особое  внимание следует уделить и  проблемам правосознания в российском обществе, когда зачастую именно руководители (собственники) предприятий-должников не заинтересованы в реабилитации (оздоровлении) предприятий. И действительно, более чем за 10-летнюю историю, вопреки ожиданиям, законодательство о банкротстве не стало эффективным инструментом очищения рынка от несостоятельных хозяйствующих субъектов, что само по себе является непременным условием роста экономики и целом и подъема промышленного производства в частности. В связи с этим диссертант полагает, что системная детерминанта криминальных банкротств, равно как и других экономических преступлений, связана с общим процессом углубляющейся коррупции в России, на что в последнее время уделяется большое влияние.

16. К детерминантам криминальных  банкротств следует отнести и несовершенство системы налогообложения - пока она развивается в русле осуществления фискальных, а не стимулирующих функций. Это способствует возникновению ситуаций, когда банкротство является, в ряде случаев, по сути, вынужденной мерой для разрешения проблемы налоговых задолженностей. Следует также обозначить и такую проблему, как уровень квалификации дознавателей и следователей, занимающихся установлением и раскрытием криминальных банкротств.

17. Предупреждение криминальных банкротств связано с целым комплексом мер государственных органов и иных организаций, направленных на упорядочение самой процедуры банкротств, совершенствование соответствующей законодательной базы, улучшение уголовного законодательства об ответственности за криминальные банкротства, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.

Важнейшими  правовыми документами, на основании  которых организуется система мер, направленных на предупреждение криминальных банкротств следует признать программы социально-экономического развития

Российской  Федерации. Однако Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года очень  абстрактно раскрывает меры по обеспечению  эффективность института банкротства, как необходимого элемента рыночных отношений. С учетом этого необходимо ряд конкретных мер, направленных на противодействие правонарушений в сфере банкротства отразить в программах социально-экономического развития, принимающихся на региональном уровне.

18. Особое внимание при организации  превентивных мер следует уделить  возможностям бизнес-сообщества, которое может создавать такую корпоративную обстановку, при которой криминальное банкротство считалось бы аморальны, приносило серьезный вред деловой репутации лица. Так, достижение целей развития, успешной модернизации экономической и социальной сферы предполагает, как указал В. В. Путин выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и права1. К сожалению, этот уровень саморегулирования среди предпринимателей в России еще не развит.


Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере банкротства