Судебная власть в России и Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти, а также дать сравнительный анализ судебных систем России и Украины.
Целью данной исследовательской работы является раскрытие понятия судебной системы в России и за рубежом, выявить сходства и различия, а также преимущества и недостатки данных систем.

Работа содержит 1 файл

Текст - копия.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

     Конституционный суд состоит из 18 судей, которые  назначаются в одинаковом количественном соотношении (по 6 судей) соответственно Президентом, Верховной Радой, съездом судей Украины на срок 10 лет.

     Председатель  Конституционного суда избирается на специальном пленарном заседании  Конституционного суда из состава судей  Конституционного суда путем тайного  голосования на 3х-летний срок без  права его продления.

     Судьей  Конституционного суда может быть гражданин  Украины, который на день назначения достиг 40 лет, имеет высшее юридическое  образование и стаж работы по специальности  не менее 10 лет, проживает в Украине  на протяжении последних 20 лет и  владеет украинским языком.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сравнительная характеристика судебных систем России и Украины
 

     Судебные  системы России и Украины имеют  ряд сходств и различий, что  связано  с разной политической и  социально-экономической обстановкой  в странах.

     Также каждая из систем имеет свои преимущества и  недостатки, которые в основном связаны с законодательством  в каждой из стран.

     Безусловным сходством двух систем судебной власти является наличие Конституционного суда, который осуществляет полномочия по разрешению вопросов, связанных  с основами и принципами, заложенными  в конституции каждой из стран.

     Также одной из общих черт можно считать  наличие судов общей юрисдикции. Но при этом в России данные суды рассматривают лишь дела об административных, гражданских и уголовных правонарушениях.  Преступления,  связанные с предпринимательской  и иной экономической деятельностью  рассматриваются системой арбитражных  судов. На Украине данные суды занимаются всеми перечисленными правонарушениями.

     Сходным для двух судебных систем является структура рассмотрения дел о  правонарушениях. Сначала  дело рассматривается в  суде первой инстанции . В России к ним относятся мировые судьи, военные суды, суды общей юрисдикции различных звеньев в пределах своих полномочий.  На Украине -  местные суды: районные, городские, межрайонные, воинские. 

     Второй  инстанцией  являются  апелляционные суды, куда  можно обращаться  с жалобой на  решение суда  первой инстанции.  В  апелляционном  суде  весь  процесс   повторяется   аналогично процедуре  первой  инстанции,  но  возможно  привлечение  новых  свидетелей, предъявление   дополнительных   доказательств.

       Следующая    инстанция - кассационная.  Это  либо  вышестоящий  суд, либо  верховные суды стран.  Они заседают  только  в   составе профессиональных  судей  (без  народных  и  присяжных  заседателей),  но  не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дело только с точки  зрения соблюдения закона в судебном процессе (иногда и до него,  например,  в  ходе предварительного следствия).

     Одним из различий между судебными структурами  государств является их деление. В России – это Конституционный Суд, система  Арбитражных судов и суды общей  юрисдикции во главе с Верховным  Судом. На Украине данную структуру  составляют – Конституционный Суд  и суды общей юрисдикции во главе  с Верховным Судом.

     Одним из преимуществ российской системы  правосудия является деление судов  на три ветви и, следовательно, более  детальное рассмотрение правонарушений только теми судами, которые уполномочены их разбирать. Так арбитражные суды занимаются экономическими преступлениями, суды общей юрисдикции – гражданскими, уголовными и административными  правонарушениями, Конституционный  суд – дела, касающиеся Конституции  РФ.

     Одним из самых главных недостатков  российской судебной системы является неэффективность правосудия, что  связано с недостаточностью и  несовершенством российского законодательства в свою очередь приводящего  к  тому, что многие совершенные правонарушения не доходят до своего логического  завершения и «разваливаются» на стадии следствия.

     Также существенным недостатком, как в  России, так и во многих странах, в том числе и на Украине  является высокая коррумпированность судебной системы, что как раз  и приводит к неэффективности  правосудия.

     Преимуществом системы судебной власти на Украине  является наличие наименьшего числа  звеньев в структуре судов  и, следовательно, более тесная взаимосвязь  между ними, и также  более  быстрое принятие решений.

     Недостатком является большая нагрузка, которая  ложится на работников судебной системы, что связано с тем, что суды общей юрисдикции Украины рассматривают  практически все правонарушения, кроме тех которые связаны  с Конституцией. Это в свою очередь  приводит к низкой раскрываемости преступлений и не всегда к правильному и  эффективному результату.

     Любая судебная система страны, в том  числе России и Украины, имеет  свои преимущества, которые нужно  укреплять и преумножать, и недостатки, необходимые к устранению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В данной работе раскрыты такие  вопросы, как : понятие судебной власти, история ее становления, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных признаков, так же раскрыта система органов, осуществляющих данную власть в России и на Украине.

     На  основании изложении ого в  разделах 1-3 можно сделать следующие  выводы:

     В первом разделе была рассмотрена система судебных органов власти в Российской Федерации, осуществляющих судебную власть.  Структура имеет три деления: Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ и суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ. Также были рассмотрены полномочия судов каждой инстанции и порядок их образования.

     Во  втором разделе были рассмотрены  аналогичные вопросы, касающиеся судебных органов власти Украины. К ним  относятся суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом  Украины и Конституционный Суд  Украины.

     В третьем разделе был проведен сравнительный анализ судебных систем двух стран. В ходе данного мероприятия  были обнаружены сходства и различия  судебных систем, а также выявлены преимущества и недостатки каждой системы.

       В конце работы хотелось бы  подчеркнуть тот момент, что тема  этой курсовой работы очень актуальна в наше время, так как, несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новых Конституции Российской Федерации  и Украины, а также многих федеральных законов, огромное количество принципиально новых нормативно - правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства.

     Необходимо  провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и послужат Конституции двух стран , которые хотя и дали основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые законы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список использованной литературы

     Нормативная документация:

     1. Федеральный конституционный  закон от 23.06.1999г. № 1-ФКЗ «О Военных судах в Российской Федерации» (принят ГД 20.05.1999г.);

     2. Федеральный закон от 17.12.1998гю № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД 11.11.1998г.);

     3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (принят ГД 23.10.1996г.);

     4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. № 1-ФКЗ «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» (принят ГД РФ 05.04.1995г.);

     5. Федеральный конституционный закон  от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (принят ГД РФ 24.06.1994г.);

     6. Закон от 08.07.1981г. «О судоустройстве РСФСР»;

       7. Закон Украины «Про судоустройство Украины» от 07.02.2002 г.;

     8. Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996 г.;

         Научная литература:

     9. Воробьев Г.А. , Основы государства и права ;М: Учебное пособие, Краснодар, - 2008г., 345 с.;

     10. Курас Т.Л., Российская судебная система: история и современность., М: Учебное пособие, - 2006г., 256с.;

     11. Скакун О. Ф., Подберезский М. К. «Теория государства и права»; Харьков, 2007 г., 289с.;

     12. Судебные системы западных государств. Под ред. Тумановой В.А. М: Учебник – 2007г, 376с. 

Информация о работе Судебная власть в России и Украине