Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:50, курсовая работа
Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти, а также дать сравнительный анализ судебных систем России и Украины.
Целью данной исследовательской работы является раскрытие понятия судебной системы в России и за рубежом, выявить сходства и различия, а также преимущества и недостатки данных систем.
ВВЕДЕНИЕ
Для каждого государства, в том числе для России и Украины, в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а и своей действительностью и применимостью в реальной жизни общества.
В
данной работе будет рассмотрена
судебная власть, отсутствие которой
просто невозможно в любом государстве.
Также будет раскрыта сущность государственной
власти и место в ней такой
разновидности, как судебная власть.
Далее будет рассмотрена
К сожалению, судебная власть во многих государствах, остается слабым звеном в государственной власти. Многие принципы судоустройства и судопроизводства реализуются крайне трудно.
Несмотря на провозглашенные судьи правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей. Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости». Здесь нет ни одного лишнего слова». Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.
Актуальность
этой темы состоит в раскрытии
направленности и организации конституционно-
Целью
данной исследовательской работы является
раскрытие понятия судебной системы
в России и за рубежом, выявить
сходства и различия, а также преимущества
и недостатки данных систем.
1.Судебная власть в Российской Федерации
1.1.Становление судебной власти в России
Началом становления судебной власти в современной России считается 24 октября 1991 года - день принятия Концепции судебной реформы в Российской Федерации Верховным Советом РСФСР. Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти.
Основные положения Концепции
судебной реформы получили
Сегодня
можно считать основательно утвердившейся
точку зрения о том, что судебная
власть является самостоятельной ветвью
государственной власти. В советский
период, особенно на раннем его этапе,
эта идея, как известно, отвергалась.
Основное место занимала репрессивная
функция суда, суд фактически был
звеном государственного аппарата, приспособленного,
прежде всего к подавлению; о правозащитной
функции суда практически ничего не говорилось.
Только с провозглашением идеи правового
государства, с признанием в Конституции
РФ судебной власти в качестве самостоятельной
и независимой ветви государственной
власти стала создаваться определенная
теоретическая база, находящая отражение
в законодательстве.1
1.2.Структура
и порядок формирования
Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Структура
судов в Российской Федерации
представлена на рисунке 1.
Рис. 1.Судебная система Российской Федерации
1.3.
Конституционный суд
Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный
контроль относится к числу эффективных
средств обеспечения
В арсенале Конституционного Суда РФ две формы толкования конституционных норм.
Одна из них свойственна всем конституционным судам и составляет основное содержание их деятельности: это - толкование конституционных норм и положений в связи с рассмотрением конкретных споров, будь то вопрос о соответствии нормативного акта конституции, спор о компетенции между государственными органами, между федерацией и ее субъектами или, наконец, вопрос о соответствии международного договора Конституции страны.
Вторая форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое не связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. Возможность такого прямого запроса - достаточно редкое явление.2
КС РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Его полномочия не ограничены определенным сроком.
Основными принципами деятельности КС являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
КС
РФ независим в организационном,
финансовом и материально-техническом
отношениях от любых других органов.
Финансирование КС РФ производится
за счет федерального бюджета и обеспечивает
возможность независимого осуществления
конституционного судопроизводства в
полном объеме. В федеральном бюджете
ежегодно предусматриваются отдельной
статьей необходимые для
КС РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Имущество, необходимое КС РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Суд может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.
Какое
бы то ни было ограничение правовых,
организационных, финансовых, информационных,
материально-технических, кадровых и
других условий деятельности КС РФ,
установленных Федеральным
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации КС РФ:
1)
разрешает дела о соответствии
Конституции Российской
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б)
конституций республик, уставов, а
также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации,
изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3)
по жалобам на нарушение
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5)
дает заключение о соблюдении
установленного порядка
6)
выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7)
осуществляет иные полномочия, предоставляемые
ему Конституцией Российской
Федерации, Федеративным