Судебная власть в России и Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти, а также дать сравнительный анализ судебных систем России и Украины.
Целью данной исследовательской работы является раскрытие понятия судебной системы в России и за рубежом, выявить сходства и различия, а также преимущества и недостатки данных систем.

Работа содержит 1 файл

Текст - копия.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Для каждого государства, в том числе  для России и Украины, в современных  условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а  и своей действительностью  и применимостью в реальной жизни  общества.

     В данной работе будет рассмотрена  судебная власть, отсутствие которой  просто невозможно в любом государстве. Также будет раскрыта сущность государственной  власти и место в ней такой  разновидности, как судебная власть. Далее будет рассмотрена система  органов, осуществляющих эту власть.

     К сожалению, судебная власть во многих государствах, остается слабым звеном в государственной власти. Многие принципы судоустройства и судопроизводства реализуются  крайне трудно.

     Несмотря  на провозглашенные судьи правовые и социальные гарантии судьи, как  то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень  часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой  для правосудия в сегодняшнее  время стала коррумпированность судей.  Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости». Здесь нет ни одного лишнего слова». Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

     В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда  распространяется  и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

     Актуальность  этой темы состоит в раскрытии  направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти, а также  дать сравнительный анализ судебных систем России и Украины.

     Целью данной исследовательской работы является раскрытие  понятия судебной системы  в России и за рубежом, выявить  сходства и различия, а также преимущества и недостатки данных систем. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Судебная  власть в Российской Федерации

     1.1.Становление  судебной власти в России

     Началом становления судебной власти в современной  России считается 24 октября 1991 года - день принятия Концепции судебной реформы  в Российской Федерации Верховным  Советом РСФСР. Главной задачей  судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном  механизме как самостоятельной  влиятельной силы, независимой в  своей деятельности от законодательной  и исполнительной ветвей власти.

       Основные положения Концепции  судебной реформы получили свое  отражение в Конституции Российской  Федерации, в главе 7 - «Судебная  власть». В 1996 году принят Федеральный  конституционный закон «О судебной  системе Российской Федерации» . В статье 1 указанного закона закреплены  важнейшие положения о том,  что судебная власть в Российской  Федерации осуществляется только  судами, а также то, что судебная  власть является самостоятельной  и действует независимо от  законодательной и исполнительной  властей. Кроме того, в целях  развития судебной реформы за  последние годы в Российской  Федерации принят и еще ряд  законов: федеральный закон от 17.12.1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», федеральный закон от 21.07.1997 «Об исполнительном производстве», федеральный закон от 21.07.1997 «О судебных приставах» , федеральный закон от 23.06.1999 «О военных судах Российской Федерации» , федеральный закон от 02.01.2000 «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» , федеральный закон от 10.01.1996 «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» . Таким образом, законодателем предприняты достаточно большие меры для реализации в нашей стране Концепции судебной реформы, для наиболее оптимального осуществления правосудия.

     Сегодня можно считать основательно утвердившейся  точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский  период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был  звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.1 

     1.2.Структура  и порядок формирования органов,  осуществляющих судебную власть

     Судебная  власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

     Структура судов в Российской Федерации  представлена на рисунке 1. 

      Рис. 1.Судебная система Российской Федерации

                                                            

       

     

     

     

       
 

     1.3. Конституционный суд Российской  Федерации 

     Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

     Конституционный контроль относится к числу эффективных  средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое  является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении  правовых актов и действий государственных  органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически  конституционный контроль возник там  и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

     В арсенале Конституционного Суда РФ две  формы толкования конституционных  норм.

     Одна  из них свойственна всем конституционным  судам и составляет основное содержание их деятельности: это - толкование конституционных  норм и положений в связи с  рассмотрением конкретных споров, будь то вопрос о соответствии нормативного акта конституции, спор о компетенции  между государственными органами, между  федерацией и ее субъектами или, наконец, вопрос о соответствии международного договора Конституции страны.

     Вторая  форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое не связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. Возможность такого прямого  запроса - достаточно редкое явление.2

     КС  РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в  его составе не менее трех четвертей  от общего числа судей. Его полномочия  не ограничены определенным сроком.

     Основными принципами деятельности КС являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие  сторон.

     КС  РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом  отношениях от любых других органов. Финансирование КС РФ  производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления  конституционного судопроизводства в  полном объеме. В федеральном бюджете  ежегодно предусматриваются отдельной  статьей необходимые для обеспечения  деятельности КС РФ средства, которыми суд распоряжается самостоятельно. Смета расходов данного суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

     КС  РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение  своей деятельности.

     Имущество, необходимое КС РФ для осуществления  его деятельности и находящееся  в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Суд может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные  подразделения, входящие в состав его  аппарата.

     Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и  других условий деятельности КС РФ, установленных Федеральным конституционным  законом, не допускается.

     В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории Российской Федерации КС РФ:

     1) разрешает дела о соответствии  Конституции Российской Федерации:

     а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

     б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

     в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

     г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

     2) разрешает споры о компетенции:

     а) между федеральными органами государственной  власти;

     б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

     в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

     3) по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

     4) дает толкование Конституции  Российской Федерации;

     5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента Российской  Федерации в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

     6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

     7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией Российской  Федерации, Федеративным договором  и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со статьей 11 Конституции Российской  Федерации договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  если эти права не противоречат  его юридической природе и  предназначению в качестве судебного  органа конституционного контроля.

Информация о работе Судебная власть в России и Украине