Система контроля деятельности арбитражных управляющих

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрим понятии, функции, требования к арбитражным управляющим, а также формам и методам надзора за деятельностью этого субъекта процесса банкротства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Правовой статус и требования к кандидатуре арбитражного управляющего……………………………………………………………………..3
1.2. Дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего…………………………………………………………………....5
2.Порядок утверждения арбитражного управляющего……………….……..6
2.1.Утверждение временного управляющего…………………………………..6
2.2.Утверждение административного, внешнего, конкурсного управляющего……………………………………………………8
3.Содержание полномочий арбитражного управляющего………….………9
3.1. Общие полномочия арбитражного управляющего………………………..9
3.2. Полномочия временного управляющего…………...……………………...11
3.3. Полномочия административного управляющего…………………………14
3.4.Полномочия внешнего управляющего…………………………….……….16
3.5. Полномочия конкурсного управляющего…………………………………18
4.Разграничение полномочий арбитражного управляющего и руководителя должника…………………………………………………………………………20
5.Привлечение арбитражным управляющим иных лиц для обеспечения своих полномочий…………………………………………………………………..…..25
6.Прекращение полномочий арбитражного управляющего…………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы ……………………………….………….31

Работа содержит 1 файл

система контроля деятельности арбитражных управляющих.docx

— 54.17 Кб (Скачать)

    Права административного  управляющего:

     Согласно  п. 4 ст. 83 административный управляющий имеет право:

  • требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;
  • принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;
  • согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и решениях;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных Законом о банкротстве;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;
  • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве20.
 

     3.4 Полномочия внешнего  управляющего

     Внешним управляющим является арбитражный  управляющий, утвержденный арбитражным  судом для проведения процедуры  внешнего управления.

     К полномочиям внешнего управляющего следует отнести права и обязанности  внешнего управляющего, которые предусмотрены  Законом о банкротстве и в  результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой внешнего управления, а именно: восстановление платежеспособности должника.

    Обязанности внешнего управляющего:

     Согласно  п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан:

    • принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
    • разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
    • вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
    • заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
    • принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
    • вести реестр требований кредиторов;
    • реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим федеральным законом;
    • информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
    • представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
    • осуществлять иные предусмотренные настоящим федеральным законом полномочия.

    Права внешнего управляющего:

     Согласно  п. 1 ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий, имеет право:

  • распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим федеральным законом;
  • заключать от имени должника мировое соглашение;
  • заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст. 102 Закона о банкротстве;
  • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;
  • осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия24.
 

     3.5 Полномочия конкурсного управляющего

     Конкурсным  управляющим является арбитражный  управляющий, утвержденный арбитражным  судом для проведения процедуры  конкурсного производства.

     К полномочиям конкурсного управляющего следует отнести права и обязанности  конкурсною управляющего, которые предусмотрены  Законом о банкротстве и в  результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой конкурсного производства, а именно: соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника, признанного банкротом.

    Обязанности конкурсного управляющего:

    Согласно  п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан:

    • принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
    • привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом;
    • уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
    • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
    • анализировать финансовое состояние должника;
    • предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим федеральным законом;
    • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований
    • кредиторов, предъявленных к должнику;
    • вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом;
    • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
    • исполнять иные установленные настоящим федеральным законом обязанности.

    Права конкурсного управляющего:

     Согласно  п. З ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе:

  • распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим федеральным законом;
  • увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;
  • заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном ст. 102 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;
  • передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 103 настоящего федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;
  • осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом о банкротстве24.
 

     4.Разграничение полномочий арбитражного управляющего и руководителя должника 

     Согласно  п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными Законом о банкротстве. Такие ограничения касаются возможности совершения должником некоторых сделок и принятия отдельных решений.

     Сделки, перечисленные в п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, должник вправе совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего. Что касается решений, указанных в п. З ст. 64 Закона о банкротстве, то данные решения должник принимать не вправе.

     В ходе процедуры наблюдения должник  продолжает функционировать, и временный  управляющий не может каким-либо образом «вмешаться» в текущую  хозяйственную деятельность должника. На данной стадии рассмотрения дела о  банкротстве временный управляющий  имеет лишь так называемые «наблюдательные» полномочия, реализация которых позволит ему сделать вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и принять решение о том, какую процедуру банкротства целесообразно применить к должнику вслед за процедурой наблюдения.

     Несмотря  на все вышесказанное, Закон о  банкротстве предусмотрел возможность  отстранения должника от должности  по ходатайству временного управляющего. Решение об отстранении руководителя должника от должности принимается  арбитражным судом, рассматривающим  дело о банкротстве. При этом арбитражный  суд выносит определение об отстранении  руководителя должника от должности.

     Основанием  для отстранения руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего может быть только нарушение  руководителем должника требований Закона о банкротстве. Какие требования предъявляет Закон о банкротстве  к руководителю должника в ходе процедуры  наблюдения?

     Прежде  всего к таким требованиям относится предусмотренный Законом о банкротстве запрет на совершение определенных видов сделок без согласия временного управляющего, а также запрет на принятие некоторых решений. Нарушение данных запретов уже может служить основанием для обращения временного управляющего с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (если, конечно, заключение таких сделок или принятие некоторых решений (например, решение о заключении договора простого товарищества) входит в компетенцию руководителя).

     Кроме того, согласно п. 2 ст. 66 Закона о банкротстве органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника. В том случае, если руководитель должника будет препятствовать каким-либо образом получению временным управляющим такой информации или откажет в предоставлении информации, временный управляющий также может обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности.

     В соответствии с п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника, к собственнику имущества должника – унитарного предприятия рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведения дополнительной эмиссии акций и решения иных предусмотренных Законом о банкротстве вопросов. Неисполнение этой обязанности также будет нарушением руководителем должника требований Закона о банкротстве.

     В случае вынесения арбитражным судом  определения об отстранении руководителя должника от должности полномочия руководителя должника к временному управляющему не переходят. Арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника – унитарного предприятия, в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника – на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей – на одного из работников должника29.

     Лицо, назначенное арбитражным судом  в качестве исполняющего обязанности  руководителя должника, также может  быть отстранено от исполнения обязанностей руководителя должника по тем же основаниям, что и руководитель. Порядок назначения нового лица, исполняющего обязанности  руководителя должника, совпадает с  порядком, описанным выше.

     В ходе финансового оздоровления органы управления должника также продолжают осуществлять свои полномочия, но с  ограничениями, установленными Законом  о банкротстве.

     Руководитель  должника в ходе процедуры финансового  оздоровления также может быть отстранен  от должности, но круг лиц, имеющих право  обратиться в арбитражный суд  с подобным ходатайством, расширен по сравнению с кругом лиц, обладающих таким правом при проведении процедуры  наблюдения. Так, согласно п. 2 ст. 82 Закона о банкротстве арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.

     При этом и основания для отстранения  руководителя иные, чем аналогичные  основания, характерные для процедуры  наблюдения, а именно: ненадлежащее исполнение руководителем должника плана финансового оздоровления; совершение руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц.

     Порядок отстранения руководителя должника от должности в ходе процедуры  финансового оздоровления совпадает  с порядком отстранения руководителя должника от должности в ходе наблюдения.

     Что касается полномочий административного  управляющего, то они носят в основном «контролирующий» характер и также  не позволяют принимать какие-либо значимые для должника решения о  содержании его хозяйственной деятельности. Вместе с тем административный управляющий  может повлиять на принятие таких  решений органами управления должника, так как ряд сделок, перечисленных  в п. 4 ст. 82 Закона о банкротстве, может совершаться должником только с согласия административного управляющего.

     С момента введения внешнего управления полномочия руководителя должника и органов управления должника прекращаются, их полномочия переходят к внешнему управляющему, за исключением следующих полномочий:

  • о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;
  • об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
  • об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
  • об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
  • об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
  • об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
  • о замещении активов должника;
  • об избрании представителя учредителей (участников) должника;
  • о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;
  • иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Информация о работе Система контроля деятельности арбитражных управляющих