Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:26, реферат
Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.
Введение………………………………………………………………….…....3
Система арбитражных судов в Российской Федерации………………..…..4
Понятие арбитражных судов и их системы…………………………..……..4
Структура арбитражной системы……………………………………..….….4
Система арбитражных судов в Российской Федерации…………...……....7
Задачи и основные полномочия арбитражных судов…………….…….…..9
Заключение……………………………………………………………….…..13
Используемая литература………………………………………….………..14
Салехард, 2009г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Система арбитражных судов в Российской Федерации………………..…..4
Понятие арбитражных судов и их системы…………………………..……..4
Структура арбитражной системы……………………………………..….….4
Система арбитражных судов в Российской Федерации…………...……....7
Задачи и основные полномочия арбитражных судов…………….…….…..9
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература………………………………………….………
Введение.
Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.
Принятие
12 декабря 1993 г. Конституции РФ, принятие
21 октября первой части нового Гражданского
кодекса РФ, вступившего в действие с 1
января 1995 г., другого законодательства,
а также внутренние потребности дальнейшего
совершенствования арбитражной судебной
системы и ее функционирования вызвали
потребность принятия нового Закона «Об
арбитражных судах» в Российской Федерации
и нового Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, которые
в настоящее время и определяют систему,
состав и структуру арбитражных судов,
и процессуальную форму их деятельности.
Система
арбитражных судов
в Российской Федерации.
Понятие арбитражных
судов и их системы.
Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Длительное время арбитражные суды рассматривались в качестве специализированных в рамках системы органов гражданской юрисдикции. Данное обстоятельство подчеркивалось и в судебно-арбитражной практике, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г. N 33 по конкретному делу, отменяющем за неподведомственностью решение одного из арбитражных судов, было отмечено, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т. е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью.
После
прошедшей реформы арбитражного
процесса, принятия в 2002г. нового АПК и
существенного расширения подведомственности
можно вполне определенно сказать о том,
что арбитражные суды являются судами
общей компетенции по экономическим спорам.
Кроме того, усложнился и дифференцировался
процессуальный порядок рассмотрения
подведомственных арбитражным судам дел.
Структура
арбитражной системы.
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для других судов: Конституционного, общей юрисдикции и субъектов Федерации.
Так,
система арбитражных судов
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют в настоящее время:
Высший Арбитражный Суд РФ;
федеральные арбитражные суды округов;
арбитражный апелляционный суд;
арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражный суд субъекта РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. В силу такого правового статуса Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений (ст. 127 Конституции РФ).
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, федеральный арбитражный суд Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений (их состав определяется ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).
В
субъектах РФ действуют арбитражные
суды республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области,
автономных округов. При этом на территориях
нескольких субъектов РФ судебную власть
может осуществлять один арбитражный
суд, равно как и судебную власть на территории
одного субъекта РФ могут осуществлять
несколько арбитражных судов. Арбитражный
суд субъекта Федерации рассматривает
дела в качестве суда первой и апелляционной
инстанции, а также по вновь открывшимся
обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта
РФ действует президиум, а также могут
быть образованы судебные коллегии по
рассмотрению споров, возникающих из гражданских
и иных правоотношений, и по рассмотрению
споров, возникающих из административных
правоотношений.
Система
арбитражных судов
Российской Федерации.
В связи с принятием в 1991—1992 г. Закона РФ "Об арбитражном суде" и АПК система государственного и ведомственного арбитража была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды. Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привел к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. Все это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов. В Конституции РФ 1993г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.
Необходимость
дальнейшего совершенствования
арбитражного процессуального
24 июля 2002г. Президентом России был подписан новый Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за последние десять лет, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Такое развитие арбитражно-судебной системы позитивно и способствует в целом положительной динамике судебной реформы в России. Содержание нового АПК можно свести к двум основным категориям — преемственность (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитие (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).
Принятие нового АПК является значимым событием для развития не только системы арбитражных судов, но и в целом всей судебной системы нашей страны. Можно вполне констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась, заняла свое место в общей судебной системе России, построенной на принципах функционального, а не линейного единства. При оценке того обстоятельства, что данный АПК — третий по счету, следует исходить не из количественных показателей, а из реальных общественных потребностей, которые требуют совершенствования судебной системы как основного условия постепенного движения России на пути к правовому государству. Коль скоро наша страна за десятилетие прошла колоссальный путь реформ, то и законодательство в этот период не может не носить переходного характера и требует постоянного обновления по мере развития материального законодательства, изменения политической системы и самого духа времени.
Значимость
совершенствования именно процессуального
законодательства объясняется тем,
что бесконечные шлифовка и доработка
материального законодательства будут
бесполезными, если в обществе не создана
система правового принуждения его участников
к исполнению их обязательств как перед
друг другом, так и перед государством.
Согласно ст. 18 Конституции России права
и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием. Поэтому в принятии нового
АПК и проявляется та связь государства,
права и отдельного человека, которая
переводит конституционные положения
о правозащитных функциях органов правосудия
в плоскость их практической реализации
путем создания рабочих механизмов, которые
уже на конкретном уровне позволяют конкретному
гражданину получить судебную защиту
его прав и свобод, в данном случае — в
сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Задачи
и основные полномочия
арбитражных судов.
Идеал правосудия и его задач был выражен в свое время в часто цитируемых современными авторами словах из Указа императора Александра II от 20 ноября 1864г. об утверждении новых Уставов судопроизводства, где было сказано о "желании … водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных". Здесь выражена основная идея правосудия и его задач, которая не зависит от социально-экономической эпохи, а отражает само существо данного института в обществе.
Обращаясь к нашей действительности, хочу отметить, что согласно ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;