Рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:48, реферат

Описание работы

Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов установлен в гл. 23 АПК РФ, в ней определены условия для обращения в суд, обстоятельства, подлежащие установлению в судебном заседании, правила распределения бремени доказывания по делу и другие особенности рассмотрения анализируемой категории дел. Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов разъяснены в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" . Однако, несмотря на такое детальное регулирование в судебной практике возникают вопросы об особенностях применения отдельных процессуальных институтов в процессе рассмотрения дела о признании недействующими нормативных правовых актов.

Содержание

Оглавление: 2
Введение. 3
Глава1.Понятие и признаки нормативного правового акта. 4
Глава2. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов. 7
Список использованной литературы: 16

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 33.59 Кб (Скачать)

     В заявлении должны быть также указаны:

     - наименование органа государственной  власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный  правовой акт;

     - название, номер, дата принятия, источник  опубликования и иные данные  об оспариваемом нормативном  правовом акте;

     - права и законные интересы  заявителя, которые, по его  мнению, нарушаются этим оспариваемым  актом или его отдельными положениями;

     - название нормативного правового  акта, который имеет большую юридическую  силу и на соответствие которому  надлежит проверить оспариваемый  акт или его отдельные положения.  Если отсутствие в заявлении  ссылки на указанный нормативный  правовой акт выявлено при  решении вопроса о принятии  заявления, на стадии подготовки  дела к судебному разбирательству  или в судебном заседании, то  арбитражному суду следует предложить  заявителю уточнить содержание  его требования;

     - требование заявителя о признании  оспариваемого акта недействующим;

     - перечень прилагаемых документов.

     К заявлению должен быть обязательно  приложен текст оспариваемого нормативного правового акта.

     Подача  заявления в арбитражный суд  не приостанавливает действие оспариваемого  нормативного правового акта.

     Судебное  разбирательство по делам об оспаривании  нормативных правовых актов имеет следующие особенности.

     Прежде  всего дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается  коллегиальным составом судей.

     Срок  рассмотрения дела не должен превышать  двух месяцев со дня поступления  заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству  и принятие решения по делу, в  отличие от искового производства, где срок рассмотрения дела вместе с подготовкой составляет три месяца.

     Участники арбитражного процесса должны быть извещены о времени и месте судебного  заседания, однако неявка указанных  лиц, извещенных надлежащим образом  о времени и месте судебного  заседания, не является препятствием для  рассмотрения дела, если суд не признал  их явку обязательной. Вместе с тем  арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание  представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших  оспариваемый акт, и вызвать их в  судебное заседание для дачи объяснений.

     В случае отсутствия уважительных причин неявка указанных лиц, вызванных  в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке  и в размерах, которые установлены  в гл. 11 АПК РФ.

     При рассмотрении дел об оспаривании  нормативных правовых актов арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или  его отдельного положения, устанавливает  соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному  нормативному правовому акту, имеющим  большую юридическую силу, а также  полномочия органа или лица, принявших  оспариваемый нормативный правовой акт.

     Арбитражный суд проверяет оспариваемое положение  в полном объеме.

     Обязанность доказывания соответствия оспариваемого  акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую  юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а  также обстоятельств, послуживших  основанием для его принятия, возлагается  на орган, должностное лицо, которые  приняли акт.

     В случае если имеется вступившее в  законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу. При этом следует отметить, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу, либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

     Возможен  отказ заинтересованного лица, обратившегося  в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового  акта, от своего требования, признание  требования органом или лицом, которые  приняли оспариваемый акт, но это  обстоятельство не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

     Согласно ч. 3 ст. 193 АПК РФ подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

     Следовательно, по делам об оспаривании нормативных  правовых актов не может быть применена  такая обеспечительная мера, как  приостановление действия оспариваемого  акта.

     По  результатам рассмотрения дела об оспаривании  нормативного правового акта арбитражный  суд принимает одно из решений:

     1) о признании оспариваемого акта  или отдельных его положений  соответствующими иному нормативному  правовому акту, имеющему большую  юридическую силу;

     2) о признании оспариваемого нормативного  правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части. Это необходимо учитывать и в тех случаях, когда федеральный закон предусматривает возможность подачи в арбитражный суд заявления о признании нормативного правового акта недействительным. В решении арбитражного суда в случае признания нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, должно быть указано и на признание оспариваемого акта недействующим полностью или в части.

     Решение арбитражного суда по делу об оспаривании  нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после  его принятия.

     Нормативный правовой акт или отдельные его  положения, признанные арбитражным  судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и  должны быть приведены органом или  лицом, принявшим оспариваемый акт, в соответствие с законом или  иным нормативным правовым актом, имеющим  большую юридическую силу. Поэтому  арбитражный суд не может признавать этот акт недействующим с момента  его принятия.

     Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий 10 дней со дня его  принятия, направляются лицам, участвующим  в деле, в арбитражные суды в  Российской Федерации, Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции РФ. Копии  решения могут быть направлены также  в иные органы и иным лицам.

     Решение арбитражного суда по делу об оспаривании  нормативного правового акта, за исключением  решения Высшего Арбитражного Суда РФ, может быть обжаловано в арбитражный  суд кассационной инстанции в  течение месяца со дня вступления в законную силу .

     Вступившее  в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным  судом в официальные издания  государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован  оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному  опубликованию указанными изданиями. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового  акта публикуется в "Вестнике ВАС  Российской Федерации" и при необходимости  в иных изданиях4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

 
    1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ
    2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа  2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.
    3. Еремина О.А. Оспаривание нормативных правовых актов.
    4. Гуев А.Н.  Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации
    5. Валеев Д.Х., Челышев М.Ю. Арбитражный процесс. Учебник.:М. «Статут», 2010г

Информация о работе Рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов