Рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:48, реферат

Описание работы

Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов установлен в гл. 23 АПК РФ, в ней определены условия для обращения в суд, обстоятельства, подлежащие установлению в судебном заседании, правила распределения бремени доказывания по делу и другие особенности рассмотрения анализируемой категории дел. Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов разъяснены в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" . Однако, несмотря на такое детальное регулирование в судебной практике возникают вопросы об особенностях применения отдельных процессуальных институтов в процессе рассмотрения дела о признании недействующими нормативных правовых актов.

Содержание

Оглавление: 2
Введение. 3
Глава1.Понятие и признаки нормативного правового акта. 4
Глава2. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов. 7
Список использованной литературы: 16

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 33.59 Кб (Скачать)

     Оглавление:

     Оглавление: 2

     Введение. 3

     Глава1.Понятие и признаки нормативного правового акта. 4

     Глава2. Порядок рассмотрения  дел об оспаривании нормативных актов. 7

     Список использованной литературы: 16 
 
 
 
 
 

 

     

     Введение.

     Порядок рассмотрения дел об оспаривании  нормативных правовых актов установлен в гл. 23 АПК РФ, в ней определены условия для обращения в суд, обстоятельства, подлежащие установлению в судебном заседании, правила распределения  бремени доказывания по делу и  другие особенности рассмотрения анализируемой  категории дел. Некоторые вопросы  рассмотрения дел об оспаривании  нормативных правовых актов разъяснены в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 "О некоторых  вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных  правовых актов" . Однако, несмотря на такое детальное регулирование  в судебной практике возникают вопросы  об особенностях применения отдельных  процессуальных институтов в процессе рассмотрения дела о признании недействующими нормативных правовых актов.

     Глава1.Понятие и признаки нормативного правового акта.

     Нередко предметом судебного спора становится проверка юридической силы (обязательности) правового акта. Сама по себе возможность  судебного оспаривания нормативных  документов — это существенный признак  становления гражданского общества и правового государства. При  подаче иска об оспаривании правового  акта нужно выяснить, обладает ли он свойством нормативности или  нет. Важным критерием различения нормативных  актов от ненормативных является содержание их предписаний и способ регулирования соответствующих  отношений1.

     Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым "писаным" правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов.

     Таким образом, нормативно-правовой акт: 
а) содержит юридические нормы; 
б) представляет собой официальный письменный акт-документ; 
в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой. 
Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли. 
С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: 
а) компетентными органами государства; 
б) в порядке делегированного законодательства; 
в) в порядке референдума. 
 
Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов - индивидуальных юридических, а главное - от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер. 
 
Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для "рядовых" субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами. 
 
Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. 
 
Закон обладает следующими признаками: 
а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; 
б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; 
в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; 
г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования; 
д) должен отражать волю и интересы общества в целом; 
е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь "вкрапления" индивидуально-властных предписаний). 
 
Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся: 
 
а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны); 
б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции; 
в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией. 
В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. 
Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. 
Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. 
В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие: 
а) указы Президента РФ; 
б) нормативные акты Правительства РФ; 
в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).

     Глава2. Порядок рассмотрения  дел об оспаривании  нормативных актов.

     Дела  об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и  законные интересы лиц в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности, рассматриваются арбитражным  судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в гл. 23 АПК РФ.

     Арбитражные суды наделены правом рассмотрения дел  об оспаривании нормативных правовых актов, как не соответствующих акту, имеющему большую юридическую силу.

     Суды  по своей инициативе не могут рассматривать  подобные дела, поскольку производство по делам об оспаривании нормативных  правовых актов возбуждается лишь на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием  о признании такого акта недействующим.

     Дела  об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном  суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Так, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.

     Кроме того, необходимо учитывать, что в  ГПК РФ также предусмотрена возможность  рассмотрения дел об оспаривании  нормативных правовых актов полностью  или в части (ст. 245 ГПК РФ).

     В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Согласно ст. 29 и ч. 3 ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

     Поэтому по делам об оспаривании нормативных  правовых актов арбитражный суд  проверяет, имеется ли федеральный  закон, который отнес рассмотрение таких дел к их компетенции2. В случае же, если подобного федерального закона нет, оспаривание нормативного правового акта может быть осуществлено в судах общей юрисдикции согласно правилам подведомственности и подсудности, установленным ГПК РФ.

     Если  при решении вопроса о принятии заявления о признании нормативного правового акта недействующим судья  установит, что в применяемом  федеральном законе арбитражный  суд не назван в качестве суда, компетентного  рассматривать такое заявление, данное заявление может быть возвращено на основании, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

     Если это обстоятельство будет установлено в судебном заседании, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

     Важнейшим вопросом остается подсудность таких категорий  дел. В отличие от дел искового производства в таких делах существует родовая подсудность Высшего  Арбитражного Суда РФ, который рассматривает  в качестве суда первой инстанции  дела об оспаривании нормативных  правовых актов Президента РФ, Правительства  РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и  законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности (ст. 34 АПК РФ).

     Правом  на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим обладают:

     а) граждане. Речь, прежде всего, идет об индивидуальных предпринимателях. Практически трудно себе представить, когда гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, может оспорить в арбитражном  суде нормативный правовой акт, признающий его права и законные интересы в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. Создана явно искусственная конструкция (учитывая правила ст. 27 и 192 АПК), требующая определения позиции ВАС РФ и ВС РФ по данному вопросу;

     б) организации. Речь идет о любых коммерческих и некоммерческих организациях, включая  и международные;

     в) иные лица. К их числу относятся  организации, не обладающие статусом ЮЛ (это допускается, например, ст. 8 Закона о профсоюзах, ст. 3, 23 Закона об объединениях); иностранные граждане, лица без гражданства; Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (ст. 123-125 ГК, ст. 27 АПК);

     г) прокурор, госорганы, органы местного самоуправления, иные органы, но только в случаях, предусмотренных  законом, с заявлениями о признании  нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения  не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности, указанных в ч. 2 ст. 190 АПК3.

     Согласно ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

     Если  соответствующий орган считает, что нормативный правовой акт  нарушает публичные интересы, то в  заявлении о признании его  недействующим должно быть указано, какие конкретно публичные интересы нарушены принятием этого акта. Отсутствие такого обоснования может служить  мотивом для отказа в удовлетворении заявленного требования.

     Обращение заинтересованного лица в вышестоящий  в порядке подчиненности орган  или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления  в арбитражный суд, если федеральным  законом не установлено иное.

     Заявление о признании нормативного правового  акта недействующим должно соответствовать  общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, предусмотренным ст. 193 АПК РФ.

Информация о работе Рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов