Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях с участием прокурора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:42, реферат

Описание работы

Одним из нововведений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 г. (далее - АПК РФ) стало отнесение к подведомственности арбитражных судов дел об административных правонарушениях. В АПК РФ появилась глава 25, регулирующая рассмотрение данной категории дел.
Данная глава АПК РФ содержит два параграфа: § 1 "Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности" и § 2 "Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности".
Наряду с указанными изменениями АПК РФ существенно ограничил роль органов прокуратуры в арбитражном процессе, что обозначило тенденцию сокращения полномочий прокурора в гражданском и арбитражном процессе, начавшейся с ликвидации функции прокуратуры по надзору за деятельностью судов .

Работа содержит 1 файл

адм пр-во в арбитраж процессе.docx

— 33.51 Кб (Скачать)

   Вместе  с тем на основании общих положений  АПК РФ, в частности главы 5, право  на оспаривание имеется в обязательном порядке у второй стороны по делу - административного органа, чье решение оспаривается. Но ни потерпевший, ни прокурор не названы АПК РФ в качестве субъектов, уполномоченных возбуждать производство по делам об оспаривании решений административных органов.

   Законодательный пробел касаемо права на обжалование потерпевшего был восполнен ВАС РФ. В пункте 4 Постановления Пленума от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" ВАС РФ указал, что в силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в порядке, предусмотренном нормами § 2 главы 25 АПК РФ, вправе также лицо, признанное потерпевшим в соответствии со ст. ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы.

   В отношении же возможности прокурора  по оспариванию в арбитражный  суд решений по делам об административных правонарушениях арбитражные суды в большинстве своем придерживаются мнения, что прокурор вправе обжаловать как сторона по делу решение, вынесенное по первой инстанции арбитражным судом. Например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2006 г. по делу N Ф08-2587/2006-1083А.11

     По вопросу правомочий прокурора по оспариванию решений административных органов однозначного мнения у арбитражных судов нет.

   Так, например, в Постановлении от 19 июня 2006 г. по делу N Ф09-5239/06-С1 ФАС Уральского округа отметил, что ч. 1 ст. 207 АПК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ закрепляют полномочия прокурора на оспаривание не вступившего в законную силу постановления административного органа по делу об административном правонарушении; в Постановлении ФАС Центрального округа от 27 декабря 2005 г. по делу N А64-15800/05-17 суд пришел к выводу, что прокурор вправе обжаловать также и вступившие в законную силу решения административных органов .

   Вместе  с тем пересмотр вступившего  в законную силу решения административного  органа осложнен существующими противоречиями в законодательстве. В соответствии с КоАП РФ вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора  ВАС РФ в соответствии с арбитражным  процессуальным законодательством (ч. 4 ст. 30.13). Однако согласно ст. 292 АПК  РФ предметом пересмотра в порядке  надзора могут быть только вступившие в законную силу судебные акты арбитражных  судов Российской Федерации. В связи  с этим на практике вопрос о пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных административными органами, нашел следующее разрешение: прокурор приносит протест на указанное постановление путем подачи заявления в арбитражный суд первой инстанции; затем уже решение суда первой инстанции может быть обжаловано в суд апелляционной, кассационной инстанции и стать предметом рассмотрения ВАС РФ в порядке надзора. Например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 октября 2005 г. по делу N А29-4309/2005а .

   При этом в Постановлении от 09 ноября 2009 г. по делу N Ф04-7186/200912 ФАС Западно-Сибирского округа указал, что ни АПК РФ, ни КоАП РФ не предусмотрено право прокурора на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности либо отказе в привлечении к административной ответственности.

   Позиция ВАС РФ по данному вопросу противоречива. Так, в Постановлении Президиума от 20 июля 2004 г. N 2343/04 ВАС РФ подтвердил право прокурора независимо от участия в деле приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе на решение административных органов о привлечении к административной ответственности. В последующем, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 8 мая 2007 г. N 45/0713, позиция Суда изменилась. В данном решении сделан вывод об отсутствии у прокурора полномочий по оспариванию решений административных органов по делам об административных правонарушениях 14.

   При этом данное дело было передано в Президиум  ВАС РФ (Определение от 5 марта 2007 г. N 45/07) как раз на том основании, что нижестоящие суды ошибочно, по мнению Судебной коллегии ВАС РФ, полагали об отсутствии у прокурора полномочий по оспариванию постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности.

   Подводя итог, следует сказать, что наличие разноплановых подходов по вопросу правового положения прокурора, несомненно, сказывается на обеспечении принципа законности при рассмотрении арбитражными судами  дел об административных правонарушениях. Поэтому данный вопрос требует законодательного разрешения и приведения норм АПК РФ и КоАП РФ в соответствие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

Нормативно-правовые акты:

1.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (ред. от 12 июля 2011 г.) // Справочно-правовая система "Гарант".

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 21 июля 2011 г.) // Справочно-правовая система "Гарант".

3.Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 7 февраля  2011 г.) // Справочно-правовая система "Гарант".

Специальная литература:

1.Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007.

2.Винокуров К. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении // Законность. 2003. N 11.

3.Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПбГУ, 2005.

4.Степанова О.Ю. К вопросу о полномочиях прокурора по делам об административных правонарушениях в арбитражном процессе. // Арбитражный и гражданский процесс, 2009.

Судебная практика:

1.Постановление ФАС Уральского округа от 19 июня 2006 г. по делу N Ф09-5239/06-С1 // Справочно-правовая система "Гарант".

2.Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09 ноября 2009 г. по делу Ф04-7186/2009 // Справочно-правовая система «Гарант».

3.Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N 38-15-02 "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // Справочно-правовая система "Гарант».

Информация о работе Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях с участием прокурора