Правовой статус адвоката в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:01, дипломная работа

Описание работы

Настоящая дипломная работа посвящена в большей степени ответу на первый вопрос, так как в ней исследуется и изучается в основном процесс приобретения статуса адвоката, рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть у претендентов на приобретение статуса адвоката и возможные пути их благополучного разрешения. Но, конечно же, в ней также находят отражение ответы и на второй, не менее важный, вопрос, так как в работе исследованы полномочия адвоката, его обязанности, гарантии независимости адвоката и его ответственность.

Содержание

Введение

Глава 1. Правовой статус адвоката. Его элементы. Полномочия адвоката, его обязанности и ответственность

&1. Понятие «Адвокат» в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Элементы правового статуса адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»

&2. Права адвоката. Проблемы, возникающие в связи с их реализацией. Посягательства на права адвоката. Защита прав адвоката.

&3. Обязанности адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

&4.Гарантии независимости адвоката и его имущественная ответственность.

Глава 2. Приобретение статуса адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Порядок и основания.

&1. Основания приобретения статуса адвоката

&2. Квалификационный экзамен

&3. Присвоение статуса. Присяга адвоката

&4. Реестр адвокатов

Глава 3.Приостановление, прекращение статуса адвоката

&1. Порядок и основания приостановления статуса адвоката. Возобновление статуса адвоката

&2. Прекращение статуса адвоката. Порядок и основания

Заключение


Список используемой литературы и нормативно-правовых актов

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа про адовката.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

    Впервые законодателем предусмотрена сдача  квалификационного экзамена. Ранее  в своей работе я уже указывал, что Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года не содержало норм о квалификационных экзаменах. Но на практике многие коллегии, заботящиеся о своем добром имени, проводили такие экзамены. Но, естественно, что требования у всех были разные, так как и экзаменационные билеты и порядок проведения экзамена устанавливался каждой коллегией самостоятельно. В настоящий же момент на всей территории Российской Федерации действует единое положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также единый перечень вопросов, предлагаемых претендентам, которые согласно пункту 1 статьи 11 Закона утверждены советом Федеральной палаты адвокатов.

    Насколько важна эта норма для обеспечения  высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, наверное, говорить не нужно. Показательно и то, что законодатель поручает адвокатскому сообществу в лице его исполнительного органа выработку профессиональных критериев, на основании которых будет происходить прием новых членов (ведь в состав совета Федеральной палаты адвокатов входят только адвокаты).

    В действующем Федеральном законе предусмотрены жесткие требования к претендентам на приобретение статуса  адвоката. Согласно пункту 2 статьи 11 квалификационный экзамен состоит из письменных ответов  на вопросы (тестирование) и устного собеседования.

    Очень важной новеллой Закона являются нормы  о квалификационных комиссиях. Квалификационная комиссия – это особый орган, от деятельности которого зависит состав адвокатского корпуса. Настоящая комиссия создается при адвокатской палате субъекта Российской Федерации и состоит из 13 человек. В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона об адвокатуре в состав квалификационной комиссии входят:

    1) от адвокатской палаты – семь адвокатов. При этом адвокат – член комиссии должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет;

  1. от территориального органа юстиции - два представителя; 
  2. от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - два представителя. При этом 
    представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов Российской Федерации;
  3. от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного 
    округа - один судья;
  4. от арбитражного суда субъекта Российской Федерации - один судья.

    Такой состав не случаен. Присутствие в  комиссии представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации связано со статьей 72 Конституции Российской Федерации, которая относит адвокатуру к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В числе претензий, предъявляемых к проекту 1995 года, были замечания ряда субъектов законодательной инициативы по поводу отсутствия в проекте положений, устанавливающих компетенцию субъектов РФ в области адвокатуры. Эти замечания были учтены, и участие в работе квалификационных комиссий - одно из полномочий субъектов Российской Федерации, установленных Законом. Участие представителей территориального органа Министерства юстиции РФ в деятельности комиссии также закономерно, поскольку Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за состояние дел в сфере юстиции, в том числе в части оказания населению юридической помощи. Судьи  также заинтересованы в качественном составе адвокатского корпуса, поскольку от уровня работы адвокатов во многом зависит и уровень. Поэтому государство принципиально заинтересовано в качественном составе адвокатуры, тем более что в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

    Состав комиссии, предусмотренный Законом, вполне соответствует и международным принципам и стандартам.

    Квалификационная   комиссия   принимает решение о допуске к квалификационному экзамену. В соответствии со статьей 10 Закона претендент обращается в квалификационную комиссию с заявлением о присвоении ему статуса адвоката и предоставляет копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Под «другими документами», наверное, имеются в виду документы, подтверждающие прохождение стажировки, наличие пятилетнего стажа у руководителя стажировки, сведения о государственной аккредитации образовательного учреждения высшего профессионального образования. Практика скорее всего выявит потребность и в других документах.   Но мне  представляется, что эти документы, так же как и обстоятельства, при которых они требуются, должны быть четко перечислены в Законе либо в подзаконном акте, указанном в Законе. О них заранее должны знать кандидаты в адвокаты, чтобы не получалось так, что квалификационная комиссия, руководствуясь «революционным правосознанием», каждый раз решала, с кого какие документы ей требовать.

    Квалификационная  комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии. К сожалению, Законом, как всегда, не установлена ответственность за непредоставление или задержку информации. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.

    Основанием  для отказа в допуске к квалификационному экзамену является несоответствие претендента требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона, то есть отсутствие соответствующего образования, стажа или стажировки, наличие судимости, признание недееспособным или ограниченно дееспособным. Но есть еще одно основание, предусмотренное подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Закона, - предоставление недостоверных сведений в квалификационную комиссию. Не очень понятно, о каких сведениях идет речь. И что считать недостоверностью? Если недостоверны документы, подтверждающие стаж или образование, или в анкете не сказано о наличии непогашенной или неснятой судимости или ограничении дееспособности, то ясно, что речь идет о несоответствии лица требованиям Закона. А если в анкете, содержащей биографические сведения, перепутана какая-либо дата, не имеющая отношения к этим требованиям, или в трудовой книжке не окажется записи о совместительстве или о полученных наградах, это можно отнести к недостоверным сведениям и на этом основании отказать претенденту в допуске к квалификационному экзамену? Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд. И в этой связи интересно, а можно ли обжаловать решение квалификационной комиссии, которым претендент признан не сдавшим экзамен. Ни в статье 11 «Квалификационный экзамен», ни в статье 33 «Квалификационная комиссия», ни в других статьях Закона такая возможность не предусматривается. Тогда возникает вопрос: а зачем предусмотрен письменный экзамен? И зачем хранить письменные ответы и бюллетени для голосования в течение трех лет (пункт 6 статьи 33 Закона)?

    Хотелось  бы думать, что в этом случае должны действовать общие нормы о праве граждан на судебную защиту, но возникают сомнения. То, что это не исковое производство, понятно. Это жалоба, которую, по-видимому, следует рассматривать по правилам, установленным для производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Но чьи действия обжалует претендент, какого органа? Часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривает право обжалования в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 года также говорит о праве каждого гражданина обратиться с жалобой в суд, если он считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Статья 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что суд рассматривает дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    Квалификационная  комиссия не является органом государственной власти или органом местного самоуправления, она не относится к учреждениям, предприятиям или их объединениям. Нельзя отнести квалификационную комиссию и к общественным объединениям. В состав комиссии могут входить должностные лица или государственные служащие, но они не принимают единоличных решений, решение принимает комиссия. Не вполне ясно даже, должен ли утверждаться состав этой комиссии и если да, то каким, документом? То, что комиссия создана при адвокатской палате, ответов на эти вопросы не дает. Как же обжаловать ее действия? Статья 245 ГПК РФ говорит о том, что суд рассматривает и иные дела, возникающие из публичных правоотношений, но они должны быть при этом отнесены федеральным законом к ведению суда. Как мы уже сказали, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дела об обжаловании решений квалификационных комиссий по итогам экзамена к ведению суда не отнес. Может, это случайное упущение? Думается, вряд ли. Ведь предусмотрено в пункте 2 статьи 12 Закона право на обжалование решения комиссии в том случае, если претендент успешно сдал экзамен, а потом ему было отказано в присвоении статуса адвоката в связи с обнаружившимися после сдачи экзамена обстоятельствами, препятствовавшими допуску к экзамену. Предусмотрено Законом право на обжалование и в других случаях. Значит, в этом случае нельзя? И претенденту, не сдавшему квалификационный экзамен, остается только одна возможность, предусмотренная, пунктом 3 статьи 11 Закона - сдавать повторный экзамен через год? Посмотрим, что покажет судебная практика, ведь наверняка найдутся недовольные оценкой своих знаний и попробуют обратиться с жалобой в судебные органы. Однако такая неясность - бесспорное упущение законодателя.  

    &3.Присвоение  статуса адвоката. Присяга адвоката.

    Наконец то, экзамен успешно сдан. Когда же претендент становится адвокатом, когда сможет заняться адвокатской деятельностью? Это тоже вопрос весьма интересный. В последнем предложении пункта 6 статьи 33 Закона указано, что решение квалификационной комиссии объявляется претенденту немедленно после голосования. Правда, не сказано, решение о чем, но, поскольку в целом в этом пункте речь идет о решении комиссии по вопросу о приеме квалификационных экзаменов, можно сделать вывод, что немедленно после голосования претенденту объявляется о том, сдал или не сдал он экзамен. Является ли это решение одновременно решением о присвоении статуса адвоката? Если судить по цитированному выше пункту 2 статьи 12 Закона, законодатель разделяет эти понятия. То есть решение о присвоении претенденту статуса адвоката комиссией может быть принято не сразу, а через какое-то время после квалификационного экзамена. Иначе когда же могут обнаружиться «обстоятельства, препятствовавшие допуску»? Радует то, что в любом случае и экзамен, и решение о присвоении статуса адвоката должны состояться не позднее трехмесячного срока со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката (пункт 1 статьи 12 Закона).

    Однако, само по себе решение о присвоении статуса не сделает претендента адвокатом, поскольку оно вступает в силу только со дня принятия претендентом присяги (подпункт 2 пункта 1 статьи 12 Закона). Когда же эта присяга должна быть принесена? Увы, Закон умалчивает. Согласно статье 13 Закона порядок принесения присяги устанавливается адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, и, наверное, правильно, что в каждом субъекте РФ будет своя процедура, учитывающая местные особенности. Но, к сожалению, палата не ограничена никакими сроками и никто ей не запрещает установить такой порядок, при котором присяга будет приноситься через полгода или через год после сдачи экзамена. Конечно, скорее всего здравый смысл восторжествует, но я полагаю, что вопросы, связанные с присвоением статуса адвоката, лучше не оставлять на субъективное усмотрение каких бы то ни было органов.

      Итак, претендент на статус адвоката, успешно славший квалификационный экзамен, в обязательном порядке приносит присягу следующего содержания:

  «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной пики адвоката».

  Присяга означает официальное и торжественное  обещание претендента на статус адвоката исполнять обязанности адвоката.

  Наконец присяга принесена, претендент стал адвокатом. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. 

    &4.Реестр адвокатов

    Общий порядок внесения в реестр сведений об адвокате регламентирован статьей 15 Закона об адвокатуре. Указанные действия осуществляются на паритетных началах, началах взаимодействия и делового сотрудничества квалификационных комиссий, советов адвокатских палат и региональных органов юстиции при отсутствии каких бы то ни было признаков главенства какой-либо из названных структур в этой сфере.

    На  органы юстиции возложено осуществление  только технических процедур при отсутствии контрольных функций за адвокатурой и адвокатами. В Законе определены обязанности (а не только права) органов юстиции перед адвокатскими палатами (направление в адвокатские палаты копий регионального реестра — один раз в год не позднее 1 февраля; направление в адвокатские палаты уведомлений о внесении изменений в региональный реестр — в 10-дневный срок со дня внесения таких изменений и др.).

Информация о работе Правовой статус адвоката в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"