Подведомственность дел арбитражным судам

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 04:26, курсовая работа

Описание работы

В работе ставилась задача ознакомиться со всем кругом споров, подведомственных сегодня арбитражному суду, определенных действующим арбитражным процессуальным законом, ознакомиться с материалами по существующим проблемам в данной области, и, учитывая тот факт, что в период подготовки курсовой работы законодательными органами страны был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс, - рассмотреть различия вопросов подведомственности в новом и прежнем кодексах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ
5
§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ
5
§2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ
7
§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-1995 И АПК-2002
9


ГЛАВА 2. КРУГ ДЕЛ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ
11
§1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
11
§2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
17
§3. СПОРЫ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25


БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

481.doc

— 138.00 Кб (Скачать)


18

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

              Тихоокеанский институт политики и права

 

Кафедра гражданского и предпринимательского права

 

 

 

Подведомственность дел арбитражным судам

 

 

 

Курсовая работа студента

группы Ю-5 факультета второго высшего образования

Павленко Виктора Даниловича

 

Научный руководитель –

Ст. преподаватель кафедры  гражданского и предпринимательского права Бурова И.Л.

 

Дата защиты ________________

Оценка ____________________

 

 

 

Владивосток

2002

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ

5

§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ

5

§2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ

7

§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-1995 И АПК-2002

9

 

 

ГЛАВА 2. КРУГ ДЕЛ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ

11

§1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

11

§2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

17

§3. СПОРЫ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

22

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

27

 

 

 

 

  

 

 



18

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной причиной, определившей выбор темы данной работы, явилось желание использовать предоставленную автору обстоятельствами возможность как можно скорее и полнее ознакомиться с системой организации работы отечественных арбитражных судов, а, точнее, с одним из узловых моментов организации данной ветви отечественной судебной системы. Интерес был предопределен спецификой собственной производственной деятельности и возникающей в процессе этой деятельности необходимостью принимать участие в подготовке материалов к арбитражным процессам.

Ознакомление с материалами по избранной теме показало, что существует  большое количество вопросов, возникающих в процессе правоприменительной деятельности в арбитражных судах России при определении подведомственности экономических  и иных споров.

Значение правильного решения вопроса подведомственности споров тем или иным судам трудно переоценить. Необоснованный отказ в принятии к рассмотрению исковых материалов, в том числе и арбитражным судом, практически означает отказ в правосудии, что, естественно, противоречит 46 статье Конституции Российской Федерации. Вот почему так важно добиться предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства, определяющего подведомственность дел арбитражным судам. Отсутствие четкого и однозначного правового регулирования в этой области может приводить и приводит к нарушению прав хозяйствующих субъектов.

В работе ставилась задача ознакомиться со всем кругом споров, подведомственных сегодня арбитражному суду, определенных действующим арбитражным процессуальным законом, ознакомиться с материалами по существующим проблемам в данной области, и, учитывая тот факт, что в период подготовки курсовой работы законодательными органами страны был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс, - рассмотреть различия вопросов подведомственности в новом и прежнем кодексах.

Большой объем информации по теме данной курсовой              работы автор почерпнул в  работе «Вопросы подведомственности дел арбитражным судам в Российской Федерации»[1], а также на Интернет-сайтах Высшего арбитражного суда[2] и  Агентства деловой информации[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ

 

§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ

Каждый орган государства, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое строгое разграничение компетенции является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную работу всего государственного аппарата, в том числе и суда.

Арбитражный суд выполняет особую государственную функцию: он осуществляет правосудие в сфере экономических отношений. Никакой другой орган государственной власти и никакой другой суд не может принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов.

В юридической литературе под подведомственностью понимают как разграничение компетенции между различными органами, так и круг дел к ней отнесенных (ее составляющих).

Термин «подведомственность» происходит от слова «ведомство», т. е. система (совокупность) учреждений, обслуживающих какую-либо область (отрасль) государственного управления.

Существительное «подведомственность» соответствует прилагательному «подведомственный», которое в справочной литературе толкуется как находящийся в чьем-либо ведении или подчиненный в порядке управления.

В юридической литературе правовой институт «подведомственность» означает разграничение круга дел между судом, арбитражным судом и административными органами.

Совокупность юридических норм, которые образуют институт подведомственности, определяет свойства дел (характер правоотношений, в силу которых их разрешение отнесено к компетенции того или иного государственного органа).

Отсюда вытекает, что, принимая дело к производству, арбитражный суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться арбитражным судом. Арбитражный суд должен убедиться в том, что поступившее на его рассмотрение дело действительно подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.

Подведомственностью называется институт, устанавливающий пределы компетенции судебных органов в области разрешения дел.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации арбитражные суды призваны рассматривать и разрешать дела, вытекающие из экономических правоотношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Право судебных органов рассматривать и разрешать в установленном законом процессуальном порядке отнесенные к их ведению дела называется судебной юрисдикцией. Судебная юрисдикция арбитражного суда определяется арбитражным процессуальным законодательством и другими законами Российской Федерации.

 

 



18

 

§2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ[4].

В соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, ад­министративного и уголовного судопроизводства, а к федеральным судам отно­сятся:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие сис­тему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему фе­деральных арбитражных судов.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации"2 в целях защиты основ кон­ституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Россий­ской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Феде­рации.

Согласно подп. 1 ст. 25 ГПК РСФСР судам общей юрисдикции подведомст­венны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и кол­хозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражда­нин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов.

Арбитражному суду подведомственны дела по эко­номическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. При этом к экономическим спорам между Российской Федерацией и субъекта­ми Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, разрешае­мым арбитражным судом, в частности, относятся споры о признании права собст­венности, о признании недействительными (полностью или частично) ненорма­тивных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации" граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправле­ния актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Поэтому очевидно, что арбитражный суд не вправе будет отказать муниципально­му образованию в принятии искового заявления. Представляется, однако, что спо­ры муниципальных образований между собой, а также с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации должны будут разрешаться не в Высшем Ар­битражном Суде РФ, а в арбитражных судах субъектов Российской Федерации.

§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-1995[5] И АПК-2002[6]

В июле текущего (2002) года законодательными органами РФ был принят и подписан Президентом РФ новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Анализ статей АПК-95 и АПК-2002, регулирующих вопросы подведомственности споров арбитражным судам, позволяет сделать следующие выводы:

1.   Содержание подведомственности  споров арбитражным судам Российской Федерации в новом арбитражном процессуальном кодексе (в сравнении с АПК-1995) в целом сохранено – это споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2.   В результате обобщения и включения в новый кодекс теоретических и практических наработок прошедшего периода содержание подведомственности  споров арбитражным судам РФ стало существенно более  конкретизированным и в определенной мере, в отдельных своих положениях - более расширенным.

К примеру, если в АПК-1995 подведомственность определялась в основном в двух статьях (22 и 212), то в АПК-2002 – в девяти. Выделены в отдельные статьи подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (статья 29) и подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (статья 30). Появились новые статьи – «Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» (статья 31), «Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений» (статья 32), «Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц» (статья 248).

Информация о работе Подведомственность дел арбитражным судам