Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:20, реферат
Благотворительная деятельность на Руси является одной из древнейших традиций и ее развитие связывают с принятием христианства, поскольку Церковь руководствуется второй из основных христианских заповедей – о любви к ближнему (Возлюби ближнего, как самого себя). В то же время благотворительность и меценатство на Руси появились не сразу. Этот процесс длился в течение нескольких столетий в результате чего становление и развитие благотворительности прошло несколько этапов.
Введение....................................................................................................................3
1.Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России................................................................................................4
Заключение...............................................................................................................10
Список использованных источников.....................................................................12
Содержание
Введение......................
1.Благотворительность
и меценатство в деятельности
российских предпринимателей. Основные
этапы становления благотворительности
и меценатства в России........................
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Введение
В
словаре Брокгауза и Ефрона (1891
г.) благотворительность
Благотворительная
деятельность на Руси является одной
из древнейших традиций и ее развитие
связывают с принятием христианства, поскольку
Церковь руководствуется второй из основных
христианских заповедей – о любви к ближнему
(Возлюби ближнего, как самого себя). В
то же время благотворительность и меценатство
на Руси появились не сразу. Этот процесс
длился в течение нескольких столетий
в результате чего становление и развитие
благотворительности прошло несколько
этапов.
1.Основные
этапы становления
благотворительности
и меценатства
в России. Основные
этапы становления благотворительности
и меценатства в России
Первый этап охватывает период с IX – по конец XVII вв. и характеризуется как княжеско-церковный. Свое выражение благотворительность в рамках этого этапа получила в раздаче милостыни, тем более, что нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, а одним из средств его нравственного воспитания. Человеколюбие на деле выражалось в Древней Руси нищелюбием. Нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходатаем. В результате сформировался институт профессиональных нищих.
Профессиональные нищие это лица, которые в силу своих физических возможностей трудиться могли, но не желали. Для них нищенство стало постоянной профессией. Овладение «профессией» означало приобретение знаний о том, как одеваться, что говорить, чтобы представлять жалкий вид и психологически воздействовать на публику. Крайним проявлением профессионального нищенства являлись на Руси «юродивые».
Центром благотворительности в Древней Руси была Церковь, через которую шли пожертвования, в том числе и от князя (десятина). Деловые люди не только раздавали милостыни и устраивали трапезы для нищих, но чаще всего вкладывали землю или деньги в монастыри, а также в строительство новых храмов (именно в таком виде в сознании русских людей отражалась идея искупления за богатство, обладание которым всегда связывалось с грехом).
При монастырях возникали богадельни, бесплатные лечебницы, где находили приют нищие, составлявшие в это время особую социальную группу «церковных и богадельных людей». Подобная практика сохранялась вплоть до конца XVII века, хотя уже при Иване Грозном обнаружились недостатки частного благотворения и необходимость создания государственной светской организации помощи, особенно в период крупных катаклизмов (неурожаи, эпидемии, войны и т.п.). Такая идея высказывалась еще в 1551 г. на Стоглавом соборе, но так и не была реализована.
Только
Указ 1682 г. царя Федора Алексеевича
положил начало строительству официальных
государственных заведений
Особенно активно эту деятельность стал развивать Петр I. По указу 1705 г. в Москве стали ловить бродяг и нищих и наказывать их, а подающих милостыню подвергали штрафу. Таким образом, рубеж XVII-XVIII вв. стал новым государственным этапом в развитии благотворительности, который условно продолжался до второй половины XIX в.
К главным направлениям деятельности государства в рамках этого периода относилась борьба с нищенством, сочетавшаяся с репрессивной политикой «вразумляющего принуждения». Деятельность Петра I на поприще благотворительности имела в целом репрессивный характер. За нищенство наказывали кнутом и ссылали в дальние сибирские города (как предписывалось указом 1691 г.). Наряду с беглыми крестьянами, уголовным элементом и проститутками, нищие и бродяги привлекались к принудительному труду на промышленных предприятиях.
В Петровских указах 1712 и 1724 гг. также предписывалось устраивать в губерниях страны госпитали для увечных и престарелых, не имеющих возможности трудом обеспечивать себе пропитание, провести перепись призреваемых с целью упорядочивания работы с различными их слоями, в частности с военными и умалишенными. 1 февраля 1720 г. был издан указ о строительстве в Москве госпиталя для «зазорных» (незаконнорожденных) детей.
Для Петра I было характерно стремление ограничить роль церкви в социальной политике России, в то же время в эпоху петровских реформ, как и при его преемниках, еще не существовало сколько-нибудь действенной государственной системы социального призрения и обеспечения.
Следующая
реорганизация общественного
Во второй половине XVIII в., по указу Екатерины II, в стране создаются государственные структуры по организации и управлению учреждениями призрения. Ими становятся Приказы общественного призрения, созданные после 1775 г. в 33-х губерниях страны под руководством гражданских губернаторов и дворянской опеки. Приказы занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших, работных домов и т.д. На каждую губернию выделялось по 15 тыс. руб. из государственной казны. Увеличить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Это опять стимулировало частную благотворительность, которая в XVIII в. получила филантропическую направленность.
Первым
благотворительным обществом
Следующим по влиянию на поприще благотворительности являлось "Ведомство учреждений императрицы Марии", начало которому было положено в 1797 г., когда Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла в свое заведование воспитательные дома в Петербурге и Москве и "Общество благородных девиц" в Смольном монастыре.
Одни благотворительные общества работали самостоятельно, по собственной программе, другие – "Императорское человеколюбивое общество" (до 1816 г. – "Филантропическое общество"), основанное в 1802 г., получали от государства дополнительные преимущества: частичное финансирование, индивидуальное поощрение, различные льготы. Так Человеколюбивое общество к концу XIX в. содержало 225 различных благотворительных учреждений (больниц, школ, богаделен и др.) с числом обслуживающего персонала свыше 6 тыс. человек.
Получила развитие частная благотворительная деятельность. В 1781 г. официально частные лица получили право открывать благотворительные заведения. Особое развитие частная благотворительность получила в период расцвета либерализма Александра I. После Отечественной войны 1812 г., когда сгорела Москва, было создано Патриотическое общество, финансовую основу которого составили частные взносы. Сам Александр I внес на счет общества из личных средств 50 тыс. руб. Только за один год расходы Общества в пользу пострадавших от войны составили около 300 тыс. руб.
Профессиональным
благотворителем был принц
Всего частные пожертвования в первое десятилетие XIX в. превысили 9 млн. руб. Этому подъему, безусловно, способствовала политика правительства Александра I, всемерно поощрявшего благотворительность.
Наиболее интенсивно частная благотворительность развивалась в пореформенный период. Этот этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала ХХ в., можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения. В пореформенный период и в период экономической модернизации страны, когда активно утверждались капиталистические отношения, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.
Особенно
возросла в этот период роль частной
благотворительности в
Материальную основу благотворительных организаций и учреждений составляли их недвижимость, собственные капиталы, различные поступления и пожертвования, пособия, членские взносы и т.п.
Частная благотворительность приобрела массовый характер, инициатива в ней перешла от немногих представителей аристократических фамилий к достаточно широкой массе купцов, фабрикантов, мелких помещиков. В начале ХХ в. только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% – из средств частной благотворительности.
С
отменой крепостного права
С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства (Меценат – приближенный императора Августа в Древнем Риме. Покровитель поэтов и искусств, таким образом, это имя стало нарицательным).
Меценатство рассматривается как покровительство искусствам, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей, строительство театров и поддержка творческих коллективов и т.п., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. В этом смысле меценатство можно рассматривать как форму просвещенного благотворения.
Если в XVIII в. меценатская деятельность ассоциировалась в основном с привилегированным сословием (прежде всего с дворянством), то со 2-ой половины XIX века к этой деятельности активно подключаются крупнейшие российские предприниматели. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь и стала искать свое место в общественной жизни в условиях, когда политическая деятельность находилась под запретом.
На
рубеже XIX-ХХ вв. возникает "Общество
защиты и сохранения в России памятников
искусства и старины". В 1901 г. Обществом
было инициировало издание "Художественных
сокровищ России", в котором впервые
обращалось внимание читателей на высокую
художественную ценность коллекций и
частных собраний, как национального достояния.