Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
Цель данной контрольной работы состоит в том, чтобы исследовать сущность и содержание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.
Реализация данной цели потребовала решение следующих задач:
Раскрыть понятие юридической ответственности
Дать характеристику конституционно-правовой ответственности и ее особенностям
Проанализировать конституционный деликт как основание конституционной ответственности
Рассмотреть понятие конституционно-правовой санкции
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Конституционная ответственность как вид юридической ответственности.……………………………..………………………………......5
1.1. Понятие юридической ответственности ..............…………………….…. .5
1.2.Конституционно-правовая ответственность и ее особенности ………....11
1.3. Конституционный деликт как основание конституционной ответственности....................................................................................................19
Выводы по первой главе………………………………………...……………..26
Глава II. Санкции конституционно-правовой ответственности...…..……...28
2.1. Понятие конституционно-правовой санкции........................…………….28
2.2. Виды санкций в конституционном праве.........................................….......32
Выводы по второй главе……………...………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………... ……….………………………..43
Таким образом, фактическим
основанием для наступления
Подводя итоги рассмотрению понятия конституционно-правовой ответственности и анализу конституционного деликта как основания конституционной ответственности можно отметить основные моменты.
Анализ трудов Е.И.Козловой, О.Е.Кутафина, В.М.Корельского позволил рассматривать юридическую ответственность как меру государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений (лишений) личного или имущественного порядка.
Для более полного уяснения сущности юридической ответственности были определены принципы, на которых она базируется: законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания.
Дальнейший анализ литературы по данной теме позволил выявить и охарактеризовать конституционно-правововую ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений.
В ходе дальнейшего исследования были установлены особенности конституционно-правововой ответственности:
Характеристика понятия конституционно-правововой ответственности нацелила на анализ ее существенного отличительного признака (фактического основания) – конституционного деликта, определяемого как противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) органа публичной власти или должностного лица такого органа, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления публичной власти и за которое законодательством предусмотрена конституционно-правовая ответственность.
Подводя итоги первой главы, следует отметить, что любая ответственность, в том числе и конституционная, предусматривает применение санкций, рассмотрению которых и посвящена следующая глава.
Глава II. Санкции конституционно-правовой ответственности
2.1. Понятие конституционно-правовой санкции
Анализ конституционного законодательства с очевидностью выявляет существование санкций, которые не могут быть отнесены к таким традиционным видам юридической ответственности, как административная, гражданско-правовая, уголовная и дисциплинарная. Наличие особых санкций с ярким политико-правовым характером констатировалось в науке уже четверть века назад, что в свою очередь поставило более широкий вопрос о новом виде юридической ответственности - конституционной.23
Санкция является обязательным
атрибутом юридической
В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят, прежде всего, отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.24
Основная цель конституционно-правовых
санкций состоит в
Конституционно-правовые санкции имеют ряд особенностей, отличающих их от мер других видов юридической ответственности, что позволяет выделить их в самостоятельный вид.
Во-первых, меры конституционной
ответственности имеют четко
выраженный политический характер и
по основаниям применения, и по кругу
субъектов. В связи с этим есть
опасность того, что конституционная
ответственность может
Во-вторых, конституционно-правовые
санкции применяются широким
кругом уполномоченных субъектов - органами
законодательной, исполнительной, судебной
власти, местного самоуправления, должностными
лицами, гражданами, например, в случае
отзыва и др. Меры конституционной
ответственности могут
В-третьих, высшие органы государственной
власти и должностные лица во многом
определяют собственную ответственность.
При установлении конституционно-правовых
санкций в отношении этих субъектов
следует исходить из принципа "сдержек
и противовесов", таким образом,
чтобы меры конституционной
В-четвертых, применение конституционно-правовых
санкций не влечет судимости или
иного состояния наказанности.2
Таким образом, исходя из понимания санкции в теории права26 и с учетом
особенностей конституционно-
Анализ нормативных актов
показывает, что единого порядка
применения конституционно-правовых санкций
не существует, и, по-видимому, предусмотреть
такой порядок невозможно из-за разнообразия
этих санкций. Тем не менее, некоторые
общие черты данного порядка
существуют. Во-первых, сроки, в течение
которых в отношении субъекта
можно применить
Во-вторых, в конституционном
праве субъектам, к которым применены
меры ответственности, право обжалования
может и не предоставляться. А
само обжалование, если оно предусмотрено,
может быть как судебным, так и
находиться в ведении вышестоящей
инстанции. Судебный порядок обжалования,
как и применения, мер конституционной
ответственности представляется наиболее
целесообразным. И, наконец, нарушение
порядка применения конституционно-правовых
санкций само может стать основанием
для конституционной
Следует также отметить,
что конституционная санкция
может быть при определенных условиях
политической мерой ответственности.
Например, отставка Правительства РФ
может быть мерой как конституционной,
так и политической ответственности.
При этом в первом случае необходимо
наличие конституционного деликта
в качестве основания наступления
конституционной
Меры конституционной
ответственности должны быть закреплены
в Конституции РФ или в законах.
Это предлагается признать другой особенностью
конституционных санкций. В то же
время сам факт содержания конкретной
меры ответственности в Конституции
РФ не превращает ее автоматически
в конституционную санкцию, так
как в Конституции РФ могут
содержаться меры и иных видов
юридической ответственности. Например,
ч. 2 ст. 20 Конституции РФ предусматривает,
что "смертная казнь впредь до ее
отмены может устанавливаться
Особенностью мер
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. А юридическая ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция - мерой этой ответственности.
2.2. Виды санкций в конституционном праве
Конституционно-правовые санкции являются необходимым атрибутом конституционно-правовой ответственности. Санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к субъекту конституционно-правовой ответственности.
Понятие санкции в правовой науке является дискуссионным. В.О. Лучин определяет конституционные санкции через «установленные основным законом меры государственного принуждения».27
Н.М. Колосова полагает, что
конституционно-правовые санкции представляют
собой «возможность наступления
неблагоприятных последствий
Н.М. Колосова справедливо
отмечает, что строгость санкций
за нарушение правовых норм
в значительной степени
Главным основанием для классификации санкций должны быть названы их существенные признаки: неблагоприятные последствия и характер или способ законодательного принуждения к нарушителям конституционного законодательства. Другими словами цели и последствия санкций – это основные критерии их классификации.
Они делятся на четыре вида:
-правовосстановительные
санкции (принуждение к
-предупредительные санкции
(письменное предупреждение
-меры взыскания, имеющие цель наказать правонарушителя (отставка правительства РФ; роспуск Государственной Думы; отзыв депутата; отрешение от должности Президента РФ; отстранение от должности главы субъекта Российской Федерации; досрочное прекращение законодательного органа субъекта Российской Федерации; досрочное прекращение законодательного органа местного самоуправления; отказ в регистрации кандидатов и ряд других ограничений или лишение конституционных прав и свобод человека и гражданина, лишение гражданства и др.), т.е. карательные санкции.