Конституционно-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в том, чтобы исследовать сущность и содержание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.
Реализация данной цели потребовала решение следующих задач:
Раскрыть понятие юридической ответственности
Дать характеристику конституционно-правовой ответственности и ее особенностям
Проанализировать конституционный деликт как основание конституционной ответственности
Рассмотреть понятие конституционно-правовой санкции

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Конституционная ответственность как вид юридической ответственности.……………………………..………………………………......5
1.1. Понятие юридической ответственности ..............…………………….…. .5
1.2.Конституционно-правовая ответственность и ее особенности ………....11
1.3. Конституционный деликт как основание конституционной ответственности....................................................................................................19
Выводы по первой главе………………………………………...……………..26
Глава II. Санкции конституционно-правовой ответственности...…..……...28
2.1. Понятие конституционно-правовой санкции........................…………….28
2.2. Виды санкций в конституционном праве.........................................….......32
Выводы по второй главе……………...………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………... ……….………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.92 Кб (Скачать)

Таким образом, фактическим  основанием для наступления конституционно-правовой ответственности является, прежде всего, деяние конкретного субъекта конституционно-правовых отношений, которое не соответствует  диспозиции конституционно-правовой нормы, охраняемой конституционно-правовой санкцией,  рассмотрению которой посвящена следующая глава.

 

 

 

 

 

 

 

                                       Выводы по первой главе

Подводя итоги рассмотрению понятия конституционно-правовой ответственности и анализу конституционного деликта как основания конституционной ответственности можно отметить основные моменты.

Анализ трудов Е.И.Козловой, О.Е.Кутафина, В.М.Корельского позволил рассматривать юридическую ответственность как меру государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений (лишений) личного или имущественного порядка.

Для более полного уяснения сущности юридической ответственности были определены принципы, на которых она базируется: законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания.

Дальнейший анализ литературы по данной теме позволил выявить и охарактеризовать конституционно-правововую ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений.

 В ходе дальнейшего исследования были установлены особенности конституционно-правововой  ответственности:

    • субъектами конституционно-правовой ответственности выступают как физические лица, так и коллективные образования;
    • основание конституционно-правовой ответственности - конституционный деликт существенно отличается не только от основания уголовной ответственности - преступления, но и от других правонарушений - деликтов - административных, дисциплинарных, гражданско-правовых;
    • специфика санкций конституционно-правовой ответственности, которые, как правило, сами по себе не носят ни карательного в прямом смысле этого слова, ни компенсирующего характера;
    • конституционно-правовая ответственность часто носит ярко выраженный политический характер и тесно соприкасается или даже сочетается с политической ответственностью и др.

Характеристика понятия  конституционно-правововой  ответственности  нацелила на анализ ее существенного  отличительного признака (фактического основания) – конституционного деликта, определяемого как противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) органа публичной власти или должностного лица такого органа, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления публичной власти и за которое законодательством предусмотрена конституционно-правовая ответственность.

Подводя итоги первой главы, следует отметить, что любая ответственность, в том числе и конституционная, предусматривает применение санкций, рассмотрению которых и посвящена следующая глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Санкции конституционно-правовой ответственности

2.1. Понятие конституционно-правовой санкции

Анализ конституционного законодательства с очевидностью выявляет существование санкций, которые  не могут быть отнесены к таким  традиционным видам юридической  ответственности, как административная, гражданско-правовая, уголовная и  дисциплинарная. Наличие особых санкций  с ярким политико-правовым характером констатировалось в науке уже четверть века назад, что в свою очередь поставило более широкий вопрос о новом виде юридической ответственности - конституционной.23

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности  в конституционном праве. Юридическая  ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической  норме. Именно санкция указывает  на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким  образом, ответственность выступает  в качестве формы реализации соответствующих  санкций, а санкция - мерой этой ответственности.

В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят, прежде всего, отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.24

Основная цель конституционно-правовых санкций состоит в предупреждении отклонений от требуемой диспозицией  конституционно-правовых норм модели поведения. А если это произошло, то применение конституционно-правовых санкций направлено на осуществление  превенции, восстановление во всех возможных  случаях нарушенного конституционного правопорядка.

Конституционно-правовые санкции  имеют ряд особенностей, отличающих их от мер других видов юридической  ответственности, что позволяет  выделить их в самостоятельный вид.

Во-первых, меры конституционной  ответственности имеют четко  выраженный политический характер и  по основаниям применения, и по кругу  субъектов. В связи с этим есть опасность того, что конституционная  ответственность может превратиться из правового инструмента в политический. Поэтому осуществление мер конституционной  ответственности должно ограничиваться конституционно-правовой сферой.

Во-вторых, конституционно-правовые санкции применяются широким  кругом уполномоченных субъектов - органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, например, в случае отзыва и др. Меры конституционной  ответственности могут применяться  органами и должностными лицами в  отношении неподчиненных и неподотчетных  им субъектов, тем самым отличаясь  от дисциплинарных взысканий.

В-третьих, высшие органы государственной  власти и должностные лица во многом определяют собственную ответственность. При установлении конституционно-правовых санкций в отношении этих субъектов  следует исходить из принципа "сдержек  и противовесов", таким образом, чтобы меры конституционной ответственности  были взаимно сбалансированы. А обязанность  одного была бы подкреплена полномочиями другого органа - должностного лица или иной инстанции ответственности, например, избирателей на случай ее неисполнения.

В-четвертых, применение конституционно-правовых санкций не влечет судимости или  иного состояния наказанности.25

Таким образом, исходя из понимания санкции в теории права26 и с учетом

особенностей конституционно-правового  регулирования общественных отношений, можно дать следующее определение конституционно-правовой санкции. Это определенная нормами конституционного права мера государственного или приравненного к нему общественного воздействия в сфере конституционно-правовых отношений, которая применяется в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, установленному диспозицией конституционно-правовой нормы, и которая содержит его итоговую оценку.

Анализ нормативных актов  показывает, что единого порядка  применения конституционно-правовых санкций  не существует, и, по-видимому, предусмотреть  такой порядок невозможно из-за разнообразия этих санкций. Тем не менее, некоторые  общие черты данного порядка  существуют. Во-первых, сроки, в течение  которых в отношении субъекта можно применить конституционно-правовые санкции, как правило, не устанавливается. Иногда это связано с длящимся характером конституционного деликта.

Во-вторых, в конституционном  праве субъектам, к которым применены  меры ответственности, право обжалования  может и не предоставляться. А  само обжалование, если оно предусмотрено, может быть как судебным, так и  находиться в ведении вышестоящей  инстанции. Судебный порядок обжалования, как и применения, мер конституционной  ответственности представляется наиболее целесообразным. И, наконец, нарушение  порядка применения конституционно-правовых санкций само может стать основанием для конституционной ответственности.

Следует также отметить, что конституционная санкция  может быть при определенных условиях политической мерой ответственности. Например, отставка Правительства РФ может быть мерой как конституционной, так и политической ответственности. При этом в первом случае необходимо наличие конституционного деликта  в качестве основания наступления  конституционной ответственности.

Меры конституционной  ответственности должны быть закреплены в Конституции РФ или в законах. Это предлагается признать другой особенностью конституционных санкций. В то же время сам факт содержания конкретной меры ответственности в Конституции  РФ не превращает ее автоматически  в конституционную санкцию, так  как в Конституции РФ могут  содержаться меры и иных видов  юридической ответственности. Например, ч. 2 ст. 20 Конституции РФ предусматривает, что "смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным  законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных  заседателей". Очевидно, что смертная казнь относится к уголовным  санкциям, поэтому при определении  факта наличия конституционных  санкций и соответственно конституционной  ответственности речь должна идти о  совокупности признаков, одновременное  наличие которых позволяет признать или отвергнуть их существование (субъекты, основания, источники конституционной  ответственности, санкции).

Особенностью мер конституционной  ответственности является то, что  все они, за редким исключением (возмещение материального ущерба иногда может  быть санкцией конституционной, а не гражданско-правовой ответственности), не могут быть использованы в качестве мер иных видов юридической ответственности. Речь идет о вотуме недоверия Правительству  РФ, о досрочном лишении конституционного статуса органа государственной  власти, о признании выборов отдельных  депутатов недействительными, об отказе в регистрации кандидата в  депутаты, о временном осуществлении  федеральными органами государственной  власти отдельных полномочий субъектов  РФ, о признании правового акта недействующим.

Вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. А юридическая ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция - мерой этой ответственности.

 

2.2. Виды санкций в конституционном праве

Конституционно-правовые санкции  являются необходимым атрибутом  конституционно-правовой ответственности. Санкция указывает на те неблагоприятные  последствия, которые применяются  к субъекту конституционно-правовой ответственности.  

Понятие санкции в правовой науке является дискуссионным. В.О. Лучин определяет конституционные  санкции через «установленные основным законом меры государственного принуждения».27

Н.М. Колосова полагает, что  конституционно-правовые санкции представляют собой «возможность наступления  неблагоприятных последствий через  законодательное принуждение по отношению к субъекту права в  случае неисполнения им конституционных  обязанностей или в случае злоупотребления  своими правами».28

  Н.М. Колосова справедливо  отмечает, что строгость санкций  за нарушение правовых норм  в значительной степени отражает  социальную ценность охраняемых  этими нормами отношений.

Главным основанием для классификации санкций должны быть названы их существенные признаки: неблагоприятные последствия и характер или способ законодательного принуждения к нарушителям конституционного законодательства. Другими словами цели и последствия санкций – это основные критерии их классификации.

Они делятся на четыре вида:

-правовосстановительные  санкции (принуждение к выполнению  конституционной обязанности, отмена  незаконных правовых актов, обязанность  государства возместить причиненный  ущерб).

-предупредительные санкции  (письменное предупреждение органов  юстиции о прекращении деятельности  общественного объединения и  др.).

-меры взыскания, имеющие  цель наказать правонарушителя  (отставка правительства РФ; роспуск Государственной Думы; отзыв депутата; отрешение от должности Президента РФ; отстранение от должности главы субъекта Российской Федерации; досрочное прекращение законодательного органа субъекта Российской Федерации; досрочное прекращение законодательного органа местного самоуправления; отказ в регистрации кандидатов и ряд других ограничений или лишение конституционных прав и свобод человека и гражданина, лишение гражданства и др.), т.е. карательные санкции.

Информация о работе Конституционно-правовая ответственность