Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
Цель данной контрольной работы состоит в том, чтобы исследовать сущность и содержание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.
Реализация данной цели потребовала решение следующих задач:
Раскрыть понятие юридической ответственности
Дать характеристику конституционно-правовой ответственности и ее особенностям
Проанализировать конституционный деликт как основание конституционной ответственности
Рассмотреть понятие конституционно-правовой санкции
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Конституционная ответственность как вид юридической ответственности.……………………………..………………………………......5
1.1. Понятие юридической ответственности ..............…………………….…. .5
1.2.Конституционно-правовая ответственность и ее особенности ………....11
1.3. Конституционный деликт как основание конституционной ответственности....................................................................................................19
Выводы по первой главе………………………………………...……………..26
Глава II. Санкции конституционно-правовой ответственности...…..……...28
2.1. Понятие конституционно-правовой санкции........................…………….28
2.2. Виды санкций в конституционном праве.........................................….......32
Выводы по второй главе……………...………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………... ……….………………………..43
В других случаях применение конституционно-правовой ответственности может исключить необходимость использования какой-либо иной ответственности. Например, отставка министра в связи с его плохой работой, как правило, снимает вопрос о применении к нему мер дисциплинарной ответственности.
Иногда конституционно-правовая ответственность используется независимо от того, использована ли другая ответственность. Например, нарушение порядка подсчета голосов влечет аннулирование результатов выборов по избирательному округу независимо от того, понесли ли виновные уголовную ответственность.
Наконец, применение другой
ответственности в ряде случаев
обязательно влечет и конституционно-правовую
ответственность. Например, в связи
с вступлением в законную силу
обвинительного приговора суда в
отношении лица, являющегося депутатом,
соответствующий
Конституционно-правовая ответственность часто носит ярко выраженный политический характер и тесно соприкасается или даже сочетается с политической ответственностью.
Характерной для конституционно-правовой ответственности особенностью является то, что не существует единой процедурной формы ее применения. Почти каждой мере конституционно-правовой ответственности соответствует свой особый порядок ее назначения и исполнения.
Проблема реализации конституционно-правовой
ответственности решается непросто,
и к важнейшим относится вопрос
об инстанции - субъекте юрисдикции. Кто-то
должен констатировать наступление
конституционно-правовой ответственности
в отношении соответствующего субъекта.
В ином случае невозможно привлечь
к конституционно-правовой ответственности.
Если инстанция ответственности - субъект
юрисдикции не установлена - нет и
самой ответственности. В связи
с этим при закреплении
Конституционная ответственность применяется не только за совершение правонарушения, но и при несовершении таковых - за неправильный политический курс, неэффективную государственную деятельность, слабость руководства и др.; ее характеризует специфический набор санкций, не присущий какому-либо иному виду юридической ответственности.
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что конституционно- правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.
1.3.Конституционный деликт как основание конституционной ответственности
Как было отмечено ранее, конституционно-правовой ответственности как особому виду юридической ответственности присущи все основные признаки последней. Она наступает на основе правовых норм за деяния, не соответствующие этим нормам, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов (инстанциями ответственности), связана с государственным принуждением.
Вместе с тем конституционно-
Одним из существенных отличительных
признаков конституционно-
Поскольку конституционно-правовая
ответственность
Существует мнение, согласно
которому в отношении фактического
основания конституционно-
Содержания понятия
конституционного деликта,
На основании приведенного
выше понятия конституционно-
Существуют следующие признаки конституционного деликта.
(действия или бездействия).
Российское законодательство
По аналогии с иными
видами ответственности Т.Д.
Объектом конституционного
правонарушения является
Объективная сторона
конституционного деликта
С.А. Авакьян приводит следующие варианты недолжного поведения:
а) неприменение конституционно-правовой нормы;
б) недолжное применение конституционно-правовой нормы, что может выразиться в недостаточно эффективной реализации предписаний нормы, в использовании одного из возможных вариантов поведения в ущерб другим;
в) прямое нарушение конституционно-
Можно выделить и такие виды недолжного (противоправного) поведения, как неисполнение обязанности и злоупотребление правом. Наиболее часто встречается неисполнение обязанности. Злоупотреблением правом можно признать, например, издание заведомо неконституционного акта.
Особенность объективной
стороны конституционного правонарушения
состоит в том, что ее необходимым
элементом является только противоправное
деяние (действие или бездействие),
а наступление вредных
Субъективной стороной состава
конституционно-правового
Однако это совсем не предполагает возможность отсутствия вины. Конечно, специфической чертой конституционно-правовой ответственности является то, что она наступает как за правонарушения, так и при их отсутствии. Однако другая специфическая черта этой ответственности состоит в том, что она предполагает наличие вины и в условиях, когда формально какие-либо правонарушения отсутствуют.
Содержание субъективной стороны правонарушений в конституционном праве в значительной степени зависит от характера субъектов, несущих правовую ответственность. Так, в случае, если такими субъектами являются физические лица, то в содержании субъективной стороны важное место занимает психологическое отношение лица к своим противоправным действиям и их возможным последствиям. Например, Президент РФ может быть отрешен от должности только при наличии его вины.
Признак вины необходим и для применения конституционно-правовой ответственности к гражданам. Так, гражданин Российской Федерации не может быть лишен избирательных прав, если он не содержится в местах лишения свободы по приговору суда за совершенное им преступление.
Классификацию конституционных
деликтов, важную для их характеристики,
можно провести по разным основаниям:
способу (например, невыполнение обязанности,
злоупотребление правом), субъектам
(конституционные деликты
1. Конституционные деликты в сфере основ конституционного строя.
2.Конституционные деликты в сфере прав и свобод человека и гражданина.
3. Конституционные деликты в сфере федеративного устройства.
4.Конституционные деликты в сфере институциональной организации и функционирования государственной власти.
5.Конституционные деликты в сфере местного самоуправления.
6.Конституционные деликты, связанные с внесением поправок и пересмотром Конституции Российской Федерации. Конкретные примеры таких нарушений Конституции Российской Федерации содержатся в упомянутых ранее аналитических и справочных материалах.
Проанализировав конституционный деликт как основание конституционной ответственности, можно сделать вывод о том, что основанием конституционной ответственности должно рассматриваться действие или бездействие субъекта конституционно-правовых отношений, не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и влекущее за собой применение установленных мер конституционной ответственности.