Автор: e**********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа
Сегодняшнюю судебную систему невозможно представить без арбитражных судов. Эта тема достаточно актуальна в наши дни, в связи с сложившейся экономической ситуацией в стране. Арбитражные суды играют одну из важнейших ролей в регулировании экономики Российской Федерации.
Руководство государственными арбитражами союзных республик осуществляют как Советы Министров данных республик, так и Государственный арбитраж СССР.
Что касается государственных арбитражей третьего звена – арбитражами автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов, то над ними осуществляют руководство как органы, при которых они действуют, так и вышестоящие государственные арбитражи.
В Государственном арбитраже СССР действует коллегия в составе Главного государственного арбитра, председателя, его заместителей, а также других руководящих работников государственного арбитража. Состав коллегии утверждается Советом Министров СССР. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органов госарбитража, проекты важнейших нормативных актов, в том числе инструктивных указаний, заслушивает отчеты государственных арбитров.13 В качестве примера деятельности коллегий Государственного арбитража СССР можно сослаться на ее постановление от 22 июля 1982 года о задачах органов государственного арбитража, вытекающих из решений майского (1982г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам развития агропромышленного комплекса. В постановлении коллегии указаны меры, которые должны проводиться органами государственного арбитража в целях содействия выполнению Продовольственной программы.14
Коллегии
образуются и действуют также
в составе государственных
Центральной
фигурой госарбитража является государственный
арбитр. Он выполняет основную работу
по непосредственному решению
Требования государственного арбитра, предъявляемые в пределах прав госарбитража в связи с рассмотрением спора, обязательны для всех организаций и должностных лиц.17
Задачи и основные цели Государственного арбитража СССР тесно связаны с политикой Коммунистической партии и Советского правительства. Значит, одними из его главнейших задач являются: внедрение и укрепление хозяйственного расчета, плановой и договорной дисциплины.
Государственный
арбитраж разрешал преддоговорные и
имущественные споры между
С
другой стороны Государственный
арбитраж играл роль некой надзорной
инстанции. Он боролся с местническими
и ведомственными тенденциями, которые
противоречили
Рассмотрим
более конкретно и полно
Одной из задач государственного арбитража является обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организации19. Данная задача осуществляется с помощью рассмотрения хозяйственных споров, которое производится строго в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР 5 июня 1980 года. Очевидно, что деятельность государственного арбитража является процессуально-правовой, а не произвольной т.к. вышеуказанный орган руководствуется в своей деятельности названными Правилами.20
Государственный арбитраж обеспечивает единообразное и правильное применение закона. В ст. 4 Закона специально оговорено, что органы государственного арбитража разрешают споры на основании законов и других законодательных актов Союза ССР и союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров союзных республик, других нормативных актов и в соответствии с государственными планами экономического и социального развития. Здесь можно проследить значительный минус в работе арбитража. Было бы более справедливо, если решения и деятельность арбитражей была бы основана только лишь на законе, а государственные интересы как политические, так и экономические не влияли бы на деятельность арбитражей.
Государственный арбитраж обязан активно воздействовать при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации в целях соблюдения ими социалистической законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, борьбы с проявлением местничества и ведомственности хозяйственной деятельности, неуклонного применения установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины, допускаемые при выполнении плановых заданий и договорных обязательств.
Важной задачей арбитража являлось содействие улучшению договорной и претензионной работы в народном хозяйстве. Она выполняется прежде всего в процессе рассмотрения дел по спорам, которые возникли при согласовании и заключении договоров, а также исков по неудовлетворенным претензиям, образовавшимся при исполнении обязательств. В целях улучшения данной работы Государственный арбитраж СССР издавал инструктивные указания, основанные на обобщении практики.
Подобные
указания являются лишь частным случаем
выполнения Государственным арбитражем
СССР и государственными арбитражами
союзных республик более
Таковы
установленные Законом задачи и
функции органов
Например, Государственному арбитражу СССР и государственным арбитражам союзных республик присуща руководящая деятельность. Эту деятельность он осуществляет под руководством Совета Министров СССР.
Руководство арбитражами союзных республик осуществляется по принципу двойного подчинения: Советами Министров этих республик и Государственным арбитражем СССР. Руководство нижестоящими арбитражами производится как органами, при которых они состоят, так и вышестоящими арбитражами.22
Инструктаж ведомственных арбитражей (министерств, государственных комитетов, ведомств), а также других органов, разрешающих хозяйственные споры, по вопросам организации и практики работы по рассмотрению этих споров, осуществляют органы государственного арбитража в порядке, определяемом Государственном арбитражем СССР.23
Издание инструктивных указаний, обязательных не только для органов арбитража, а также и для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организации, по вопросам применения законодательства Союза ССР при разрешении хозяйственных споров и их доарбитражном урегулировании является важной функцией Государственного арбитража СССР. В литературе существуют различные взгляды на природу инструктивных указаний Государственного арбитража СССР и государственных арбитражей союзных республик. Например существует мнение, согласно которому инструктивные указания являются официальным нормативным толкованием, имеющим обязательное значение.24 С их помощью устанавливалось единство практики применения законов и подзаконных актов, предупреждающие ошибки при их истолковании.
Автор Гребенников выделяет нормативные функции Госарбитража. Например, особые условия поставки отдельных видов продукции приозводственно-технического назначения, которые утверждаются Государственным арбитражем СССР совместно с Госпланом СССР. Им же утверждаются особые условия поставки товаров народного потребления. Инструкции о порядке приемки по количеству и качеству продукции приозводственно-технического назначения и товаров народного потребления утверждает Государственный арбитраж СССР, а также типовые договоры и другие регулирующие хозяйственную деятельность нормативные акты.
Госарбитраж дает министерствам, государственным комитетам, ведомствам разъяснения по применению следующих нормативных актов: правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, положений о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, учреждениями, организациями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам, условий поставки товаров на экспорт и Условий выполнения всесоюзными внешнеторговыми объединениями заказов советских организаций на импорт товаров, с привлечением Министерства внешней торговли, государственного комитета СССР по внешним экономическим связям, решений Совета Министров СССР, регулирующих хозяйственную деятельность.25
Органы
государственного арбитража разрешают
споры между государственными, кооперативными
и другими общественными
Несмотря на четкое перечисление хозяйственных споров, подведомственных Государственному арбитражу СССР, на практике не всегда правильно определяется подведомственность споров. Например, споров при участии в процессе, когда в отношении одних участников спор должен рассматриваться в госарбитраже, а в отношении других – в суде. Такая ситуация может, к примеру, возникнуть из спора, вытекающего из перевозки, когда иск в госарбитраже предъявлен государственной организацией к перевозчику, но выявилась необходимость участия в деле колхозов. Такой спор будет разрешаться в суде в отношении всех его участников, согласно ст. 28 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК.
В
практике часто возникали вопросы
о возможности объединения