Автор: e**********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа
Сегодняшнюю судебную систему невозможно представить без арбитражных судов. Эта тема достаточно актуальна в наши дни, в связи с сложившейся экономической ситуацией в стране. Арбитражные суды играют одну из важнейших ролей в регулировании экономики Российской Федерации.
Сегодняшнюю судебную систему невозможно представить без арбитражных судов. Эта тема достаточно актуальна в наши дни, в связи с сложившейся экономической ситуацией в стране. Арбитражные суды играют одну из важнейших ролей в регулировании экономики Российской Федерации.
До возникновения государственного арбитража экономические споры 5 лет вообще не разрешались. Переход к НЭПу потребовал создания арбитражных комиссий, которые впоследствии стали государственным арбитражем. Также существование судов, которые специализировались на экономических спорах, стало мировой тенденцией. Практически во всех высокоразвитых европейских странах таковые существуют. Во Франции – система торговых судов, В Германии – системы административных, финансовых и других специальных судов.1
Юридическая природа Государственного арбитража достаточно спорна. Например, кандидат юридических наук П.П. Якимов придерживался того мнения, что к арбитражному рассмотрению споров неприменимы принципы судопроизводства. Профессор К.С. Юдельсон полагал, сто наименование сторон в арбитраже терминами “истец”, “ответчик”, наименование заявления “ исковым” “ не соответствует природе арбитража…”. Я.Л. Шутин и старший консультант Госарбитража при Совете Министров УССР М.Я. Бялик считали, при неполноте регулирования отдельных процессуальных вопросов законами и инструкциями Госарбитража при Совете Министров СССР необходимо применение норм ГПК. Например, в арбитражных правилах имеется пробел по вопросу о порядке пересмотра решений по вновь открывшимся обстоятельствам. В этих случаях органы арбитража обращаются к ст. ст. 250-253 ГПК РСФСР.2
Впервые суды для торгового сословия России упоминались в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича в 1135 году. Позже особые таможенные суды, которые состояли из “лучших торговых люден”, были учреждены по Ново-Торговому уставу в 1667 году.
Свое дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году была учреждена бурмистрская палата в Москве, а в 1719 году была создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами. Сменив Государеву Боярскую Думу и Расправную Золотую Палату, Сенат стал высшей судебной инстанцией. Его IV департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Начало создания коммерческих судов в современном понимании можно отнести к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.). 14 мая 1832 года опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов, которые являются предшественниками нынешней системы арбитражных судов. Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.), других городах. Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания показаний сторон и т.п. Он включал в себя 16 глав, 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей. Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело. Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток.
Судебная реформа 1864 года в России организационно коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в судопроизводстве: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.
Исполнение решений коммерческих судов производилось по исполнительным листам через судебных приставов и находилось вне юрисдикции коммерческих судов. Главной особенностью производства в коммерческих судах России, как отмечали современники, являлось стремление к "возможно скорому" разрешению дел. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.
К источникам советского
Важнейшие значение имеет и постановление ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 года, которым было утверждено “Положение о Государственном арбитраже”. В нем указаны задачи арбитража, его организационное построение и порядок деятельности.
К источникам арбитража относятся также законы союзных республик, например, “Положение о Госарбитраже РСФСР”, а также подзаконные акты, принятые на основании и во исполнение закона: распоряжения и постановления Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, приказы министров, решения местных органов государственной власти.
Большое значение в качестве источника советского арбитража имеют издаваемые на основании Положения о Государственном арбитраже инструкции и правила Государственного арбитража при Совете Министров СССР. К ним относятся: “Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража” от 10 августа 1934 года4. В вышеуказанных правилах содержатся нормы, регулирующие арбитражный процесс (рассмотрение и разрешение имущественных споров). Также, важным источником является инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР от 24 ноября 1952 года “О порядке рассмотрения государственными арбитражами имущественных споров, связанных с поставкой недоброкачественной и некомплектной продукции”5, “Инструктивные указания Государственного арбитража при Совете Министров СССР по вопросам подведомственности” от 5 июня 1957 года.
Очевидно,
что все эти правила, инструкции,
инструктивные указания и письма
обязательны для органов
В связи с появлением новых задач у органов государственного арбитража, Совет Министров посчитал необходимым разработку проекта нового положения о Государственном арбитраже при Совете Министров, а также положений о государственных арбитражах при Советах Министров союзных и автономных республик, при исполнительных комитетах краевых и областных Советов депутатов трудящихся и возложил на Государственный арбитраж при Совете Министров СССР издание правил о порядке рассмотрения споров органами государственного арбитража и дачу предприятиям и организациям разъяснений о порядке применения положений о поставках и особых условий поставки отдельных видов продукции6.
Необходимость создания как ведомственного, так и государственного арбитража возникла в связи с прекращением гражданской войны и потребности восстановления народного хозяйства и развитием договорных связей между государственными предприятиями, перешедшими на хозяйственный расчет.
До возникновения самого Государственного Арбитража в СССР, постановлением ВЦИК и СНК ЗСФСЗ от 21 сентября 1924 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Согласно этому положения были созданы арбитражные комиссии: Высшая Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и на местах – арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях. В наркоматах и других ведомствах действовали собственные арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства, которые получили название ведомственных арбитражных комиссий. Позже 6 июня 1924 ЦИК и СНК СССР утверждено Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза ССР, а 29 октября были приняты основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. В Основах предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: Высшей Арбитражной Комиссией при Совете Труда и Обороны СССР; Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО(экономических совещаниях) союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний.7
Арбитражные комиссии имели широкий ряд полномочий: могли заменить предмет исполнения(заменить одно обязательство другим), полностью или частично освободить от обязательства и от ответственности за неисполнение обязательства, могли отсрочить или рассрочить исполнение обязательств.
Однако вышеупомянутые органы не способствовали значительному повышению хозяйственной дисциплины и ответственности хозяйственных органов за выполняемую работу, поэтому арбитражные комиссии были упразднены постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 марта 1931 года. С этого года правительство резко стало укреплять контроль за хозяйственным расчетом, усиливать плановую, договорную и финансовую дисциплину на предприятиях и хозяйственных организациях. Этому свидетельствуют следующие постановления правительства: Постановление ЦИК и СНК СССР “ об ответственности за невыполнение заказов и поставок по договорам для общественного сектора народного хозяйства” от 18 февраля 1931 года и постановление Совета народных комиссаров СССР "Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах" от 20 марта 1931 года. В последнем указывалось, что все споры, возникающие между хозяйственными органами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами Госарбитража. Очевидно, что само собой напрашивалось постановление ЦИК и СНК СССЗ от 3 мая 1931 года, которым было утверждено Положение о государственном арбитраже.8
Создание государственного арбитража в СССР было также связано с мероприятиями правительства и Партии по изменению системы кредитования, внедрения хозяйственного расчета и договорных отношений в предприятиях и хозяйственных органах.
Система органов государственного арбитража СССР состояла из следующих звеньев: 1. Государственного арбитража при Совете Министров; 2. государственных арбитражей при Советах Министров союзных республик; 3. государственных арбитражей при Советах Министров автономных республик, государственных арбитражей при исполнительных комитетах, краевых, областных Советов народных депутатов.
Кроме
того, Советами Министров союзных
республик по согласованию с Государственным
арбитражем СССР могут быть образованы
государственные арбитражи
Законом Верховного Совета СССР от 30 ноября 1979 года закреплено, что Государственный арбитраж СССР, государственные арбитражи союзных и автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов составляют единую систему органов государственного арбитража в СССР.
Государственный арбитраж СССР являлся союзно-республиканским органом. Он руководил государственными арбитражами союзных республик, а также остальными органами государственного арбитража ( в основном через государственные арбитражи союзных республик). Государственный арбитраж СССР нес ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности всех органов государственного арбитража. Формы руководства государственного арбитража достаточно различны. К ним относятся: осуществление в установленном порядке надзора за законностью решений, принятых органами государственного арбитража, систематическая проверка деятельности этих органов; издание инструктивных указаний по вопросам применения законодательства Союза ССР или союзных республик при доарбитражном урегулировании споров и их рассмотрений и т.д.12