Демократические принципы правосудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

Задачами курсовой работы являются:
Изучение общей характеристики принципов правосудия.
Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Демократические принципы правосудия.______________________4
1.1.Законность ___________________________________________________6
1.2.Осуществление правосудия только судом_________________________8
1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при
осуществлении правосудия.________________________________________10
1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13
1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19
1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех
перед законом и судом.___________________________________________21
1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.____________________25
1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту_______________________28
1.9.Презумпция невиновности._____________________________________29
1.10. Национальный язык судопроизводства._________________________30
Заключение.______________________________________________________32
Список используемой литературы.___________________________________34

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные.docx

— 63.23 Кб (Скачать)

Вместе с тем  из этого общего правила допускаются  изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям не допускаются  лица моложе 16 лет; из-за недостаточности  площади зала председательствующий может распорядиться в целях  поддержания необходимого порядка  об ограничении доступа посетителей.

Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда. Такие заседания  должны проводиться в интересах  охраны государственной тайны. При  рассмотрении уголовных дел суд  может своим мотивированным решением (постановлением или определением) закрыть двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, при разбирательстве  

Дел о преступлениях, совершенных подсудимыми, не достигшими 16 лет, о половых преступлениях, всех иных дел, если это нужно для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого  требуют интересы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников  и других граждан. Допускается закрытие судебных заседаний и в иных случаях (для обеспечения тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки  граждан).

Слушание гражданских  и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением  всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор всегда оглашаются публично.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности  судопроизводства присуща специфическая  особенность – она представляет собой нормативное установление, несоблюдение которого является грубейшим  нарушением закона.15 
 
 
 
 
 
 

1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

Этот принцип  правосудия тоже закреплен во многих законодательных актах. В Конституции  РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:                                                                         1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям, а также других  обстоятельств. Запрещаются любые  формы ограничения прав граждан  по признакам социальной, расовой,  национальной, языковой или религиозной  принадлежности.

3. Мужчина и  женщина имеют равные права  и свободы и равные возможности  для их реализации”.                                                                                                             Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия. Понятие равенства перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т. д. , обязан явиться и дать правдивые показания.

Правила судопроизводства во всех общих и военных судах  одинаковы, независимо от того, кто  привлекается к ответственности, признан  потерпевшим, предъявил гражданский  иск, является ответчиком по такому иску и т. д. Одинаковы правила судопроизводства и для дел, рассматриваемых арбитражными судами. Закон вместе с тем предусматривает  некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам  РФ или иным военным структурам, воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенности  проявляются лишь в том, что для  лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения  подсудности их дел. Рассматриваются  они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются  одинаковые для всех общих и военных  судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.До сравнительно недавнего  времени исключения из принципа, закрепленного  в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. В соответствии с широко распространенными  во многих странах мира традициями в российском законодательстве устанавливался особый режим привлечения к уголовной  ответственности и применения мер  принуждения, к которым прибегают  при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и  т. п. ), только в отношении главы  государства и депутатов законодательных (представительных) органов. Эти конституционные положения существенно уточняются и дополняются в ст. 18 и 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".16

Были приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления.

Такую законодательную  практику вполне можно признать в  целом понятной и оправданной. Она  отражает стремление предусмотреть  дополнительные гарантии законности и  обоснованности привлечения к уголовной  ответственности и применения весьма острых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение в силу того, что они принимают активное участие в политической жизни.

Дополнительные  гарантии – средство, ограждающее  прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие  гарантии нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Вместе с тем  в последние годы введение различного рода изъятий из принципа равенства  перед законом и судом приобретает  характер нарастающей тенденции. Появились  законы, ставящие в особые условия  многих должностных и не должностных  лиц.

В их числе оказались  зарегистрированные кандидаты на должность  Президента РФ и в депутаты, члены  комиссий по проведению выборов и  референдумов с правом решающего  голоса, судьи всех судов, прокуроры  и следователи прокуратуры, сотрудники органов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки при  исполнении ими своих служебных  обязанностей, Председатель, заместители  Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др.  

     Представление о том, какие предусматриваются  изъятия из конституционного принципа равенства всех перед законом  и судом для названных лиц, можно получить при ознакомлении, например, со следующими актами:                                                  – ч. 7 ст. 37 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 17 мая 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924);

– ч. 7 ст. 19 названного закона, а также ч. 7 ст. 20 Федерального конституционного закона “О референдуме  Российской Федерации” от 10 октября 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3941);

– ч. 5 ст. 22 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 года (СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406);

– ч. 9 ст. 44 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 21 -июня 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398);

– ст. 16 Закона о  статусе судей;

– ст. 42 Закона о  прокуратуре;

– ч. 4 ст. 17 Федерального закона “Об органах федеральной  службы безопасности Российской Федерации” от 3 апреля 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269);

– ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Российской федерации” от 11 января 1995 года (СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167);

– ч. 7 ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506); 

1.7. Участие граждан в отправлении правосудия

Правовым основанием и этого принципа правосудия являются конституционные предписания. “Граждане  Российской Федерации, — говорится  в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют  право участвовать в отправлении  правосудия”. Такое участие чаще всего выражается в привлечении  представителей народа к разбирательству  гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным  делам).

В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе  участие граждан в разбирательстве  судебных дел и в принятии необходимых  решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

При разбирательстве  судебных дел и принятии по ним  решений народные заседатели пользуются практически равными правами  с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается  значительная часть судебных дел. Присяжные  заседатели привлекаются к разбирательству  только уголовных дел. Существенно  иметь в виду, что в наши дни  с участием присяжных уголовные  дела могут разбираться только в  тех краевых, областных и городских  судах, в отношении которых имеются  специальные решения законодателя, и, как отмечено выше только по ходатайству  подсудимого, привлекаемого к ответственности  за преступление, наказуемое лишением свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненным лишением свободы  или смертной казнью. Присяжные заседатели не должны, подобно народным заседателям, избираться населением или сослуживцами. 17

Их положено отбирать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований, установленных в ст. 80 Закона о  судоустройстве (например, отсутствие судимости, дефектов здоровья, которые  не дают возможности выполнять функции  присяжного). На начальных этапах отбор  производится из списков избирателей  районов (городов) создаваемыми местной  администрацией комиссиями. Делается это путем случайной выборки  кандидатов из числа избирателей. На последующих этапах, когда появляется необходимость подобрать присяжных  для разбирательства конкретного  уголовного дела, отбор осуществляется аппаратом суда и судьями с  участием сторон. И на этом этапе  отбора присяжных пользуются методом  случайной выборки или жеребьевкой. От народных заседателей присяжные  отличаются также и предоставленными им по закону правами. Основное отличие  — они вправе принимать решение (вердикт) лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а  также о том, заслуживает или  не заслуживает он снисхождения. Не все решения присяжных обязательны  для судьи-профессионала, председательствующего  в судебном заседании. В определении  меры наказания осужденному и  решении ряда других важных вопросов, которые могут возникнуть по конкретному  уголовному делу, присяжные не участвуют. Пока удельный вес уголовных дел, рассматриваемых с участием присяжных, незначителен.

В соответствии с законодательством народные и  присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами  олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе  судей: “Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам  в лице судей и привлекаемых в  установленных законом случаях  к осуществлению правосудия представителей народа”.

Новым явлением для организации российских судов и практики осуществления  правосудия является институт арбитражных  заседателей.

Он учрежден в порядке эксперимента Федеральным  законом “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации” от 5 мая 1995 года (СЗ РФ. 1995: № 19. Ст. 1710). Первоначально  предполагалось, что с участием арбитражных  заседателей дела будут рассматриваться  лишь в тех арбитражных судах, в отношении которых состоится  специальное решение Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ. Для  характеристики арбитражных заседателей  существенным является то, что при  рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов. Действующее законодательство предусматривает и иные формы привлечения представителей народа к участию в отправлении правосудия, с которыми в наши дни можно столкнуться не так уж часто. Их имеет в виду, например, ст. 250 УПК, где речь идет о выполнении функций обвинения и защиты18. Общественные обвинители и общественные защитники наделены сравнительно широкими правами при разбирательстве уголовных дел. Общественный обвинитель, к примеру, вправе представлять доказательства, принимать участие в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях. Он также вправе высказать свои соображения о целесообразности применения или неприменения наказания, юридической квалификации содеянного подсудимым, конкретной меры наказания и т. д. Аналогичным объемом прав наделены и общественные защитники. Представители общественных организаций и трудовых коллективов наделены определенными возможностями участия в разбирательстве и гражданских дел в судах. Чаще всего такие возможности используются в связи с рассмотрением трудовых споров, споров, касающихся воспитания детей, взыскания алиментов, разрешением вопросов ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотиками, и т. д.

1.8.Обеспечение права граждан на судебную защиту.

Свободу доступа  к правовой защите, осуществляемой судами, принято считать одним  из оплотов демократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственной власти, на четкое разграничение их функций  и установление так называемой системы  сдержек и противовесов.

Информация о работе Демократические принципы правосудия