Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение общей характеристики принципов правосудия.
Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Демократические принципы правосудия.______________________4
1.1.Законность ___________________________________________________6
1.2.Осуществление правосудия только судом_________________________8
1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при
осуществлении правосудия.________________________________________10
1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13
1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19
1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех
перед законом и судом.___________________________________________21
1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.____________________25
1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту_______________________28
1.9.Презумпция невиновности._____________________________________29
1.10. Национальный язык судопроизводства._________________________30
Заключение.______________________________________________________32
Список используемой литературы.___________________________________34
Вместе с тем
из этого общего правила допускаются
изъятия: в зал, где проходит открытое
судебное заседание по уголовному делу,
по педагогическим соображениям не допускаются
лица моложе 16 лет; из-за недостаточности
площади зала председательствующий
может распорядиться в целях
поддержания необходимого порядка
об ограничении доступа
Кроме того, законодательство
устанавливает и правила
Дел о преступлениях,
совершенных подсудимыми, не достигшими
16 лет, о половых преступлениях, всех
иных дел, если это нужно для предотвращения
разглашения сведений об интимных сторонах
жизни участвующих в деле лиц,
а также в случаях, когда этого
требуют интересы обеспечения безопасности
потерпевших, свидетелей, их родственников
и других граждан. Допускается закрытие
судебных заседаний и в иных случаях
(для обеспечения тайны
Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор всегда оглашаются публично.
Гласность правосудия
имеет много общего с гласностью
в обществе вообще. Но гласности
судопроизводства присуща специфическая
особенность – она представляет
собой нормативное
1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
Этот принцип
правосудия тоже закреплен во многих
законодательных актах. В Конституции
РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
2. Государство
гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения,
3. Мужчина и
женщина имеют равные права
и свободы и равные
Правила судопроизводства
во всех общих и военных судах
одинаковы, независимо от того, кто
привлекается к ответственности, признан
потерпевшим, предъявил гражданский
иск, является ответчиком по такому иску
и т. д. Одинаковы правила
Были приняты,
как и в прежние времена, законы,
предусмотревшие нечто подобное
для членов местных представительных
органов и некоторых выборных
должностных лиц органов
Такую законодательную практику вполне можно признать в целом понятной и оправданной. Она отражает стремление предусмотреть дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма острых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение в силу того, что они принимают активное участие в политической жизни.
Дополнительные гарантии – средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.
Вместе с тем
в последние годы введение различного
рода изъятий из принципа равенства
перед законом и судом
В их числе оказались
зарегистрированные кандидаты на должность
Президента РФ и в депутаты, члены
комиссий по проведению выборов и
референдумов с правом решающего
голоса, судьи всех судов, прокуроры
и следователи прокуратуры, сотрудники
органов федеральных служб
Представление
о том, какие предусматриваются
изъятия из конституционного принципа
равенства всех перед законом
и судом для названных лиц,
можно получить при ознакомлении,
например, со следующими актами:
– ч. 7 ст. 19 названного закона, а также ч. 7 ст. 20 Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3941);
– ч. 5 ст. 22 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 года (СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406);
– ч. 9 ст. 44 Федерального
закона “О выборах депутатов
– ст. 16 Закона о статусе судей;
– ст. 42 Закона о прокуратуре;
– ч. 4 ст. 17 Федерального закона “Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации” от 3 апреля 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269);
– ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Российской федерации” от 11 января 1995 года (СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167);
– ч. 7 ст. 18 Федерального
закона “Об общих принципах
1.7. Участие граждан в отправлении правосудия
Правовым основанием
и этого принципа правосудия являются
конституционные предписания. “Граждане
Российской Федерации, — говорится
в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют
право участвовать в
В соответствии
со ст. 8 Закона о судебной системе
участие граждан в
При разбирательстве
судебных дел и принятии по ним
решений народные заседатели пользуются
практически равными правами
с судьями-профессионалами. С участием
народных заседателей рассматривается
значительная часть судебных дел. Присяжные
заседатели привлекаются к разбирательству
только уголовных дел. Существенно
иметь в виду, что в наши дни
с участием присяжных уголовные
дела могут разбираться только в
тех краевых, областных и городских
судах, в отношении которых имеются
специальные решения
Их положено
отбирать из числа граждан Российской
Федерации, достигших 25-летнего возраста
и отвечающих ряду других требований,
установленных в ст. 80 Закона о
судоустройстве (например, отсутствие
судимости, дефектов здоровья, которые
не дают возможности выполнять функции
присяжного). На начальных этапах отбор
производится из списков избирателей
районов (городов) создаваемыми местной
администрацией комиссиями. Делается
это путем случайной выборки
кандидатов из числа избирателей. На
последующих этапах, когда появляется
необходимость подобрать
В соответствии с законодательством народные и присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: “Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа”.
Новым явлением для организации российских судов и практики осуществления правосудия является институт арбитражных заседателей.
Он учрежден
в порядке эксперимента Федеральным
законом “О введении в действие
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации” от 5 мая 1995 года
(СЗ РФ. 1995: № 19. Ст. 1710). Первоначально
предполагалось, что с участием арбитражных
заседателей дела будут рассматриваться
лишь в тех арбитражных судах,
в отношении которых состоится
специальное решение Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ. Для
характеристики арбитражных заседателей
существенным является то, что при
рассмотрении конкретных дел и принятии
решений они пользуются правами,
равными с правами судей-
1.8.Обеспечение права граждан на судебную защиту.
Свободу доступа к правовой защите, осуществляемой судами, принято считать одним из оплотов демократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственной власти, на четкое разграничение их функций и установление так называемой системы сдержек и противовесов.