Демократические принципы правосудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

Задачами курсовой работы являются:
Изучение общей характеристики принципов правосудия.
Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Демократические принципы правосудия.______________________4
1.1.Законность ___________________________________________________6
1.2.Осуществление правосудия только судом_________________________8
1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при
осуществлении правосудия.________________________________________10
1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13
1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19
1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех
перед законом и судом.___________________________________________21
1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.____________________25
1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту_______________________28
1.9.Презумпция невиновности._____________________________________29
1.10. Национальный язык судопроизводства._________________________30
Заключение.______________________________________________________32
Список используемой литературы.___________________________________34

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные.docx

— 63.23 Кб (Скачать)

     Она и в соответствии с ней уголовное  законодательство ориентируют суды на необходимость особой осмотрительности при принятии решений о применении данной меры наказания.

     Конституция РФ и другие законы бескомпромиссно  запрещают любые действия, которые  причиняли бы какой-то ущерб и  здоровью, умаляли бы достоинство  личности. В ее ст. 21 четко сказано, что “ничто не может быть основанием”  для умаления достоинства личности. Там же категорически запрещено  применение в каких бы то ни было формах насилия, а также проведение медицинских, научных или иных опытов без добровольного согласия тех, кого намереваются подвергать таким  опытам.

     Эти запреты, естественно, подлежат безусловному соблюдению и являются крайне важными  прежде всего для тех областей государственной деятельности, которые  связаны с борьбой с преступностью  и, соответственно, с осуществлением правосудия по уголовным делам. Они  означают, в частности, что нельзя ни у кого требовать под угрозой  насилия и тем более с применением  такового дачи показаний, признания  своей вины в совершении преступления, принудительного медицинского освидетельствования, совершения поступков, унижающих человеческое достоинство либо опасных для  жизни или здоровья и т. д. Сведения, полученные при несоблюдении таких  запретов, не могут считаться 

     Доказательствами, которые суд вправе положить в  основу приговора или иного своего решения по конкретному делу. Должностные  лица, допускающие антиконституционные  действия, должны нести ответственность, в том числе уголовную.

     Неприкосновенность  личности с конституционной точки  зрения означает также недопустимость произвольного ареста, заключения под  стражу и содержания под стражей.

     Отступление от данного запрета возможно только в законом установленном порядке, который предусматривает систему  гарантий, обеспечивающих законность и обоснованность лишения свободы  человека и гражданина в любой  форме. В частности оно может  быть применено только при наличии  условий, тщательно определенных в  законодательном порядке, под контролем  суда или прокурора. Лицу, подвергнутому  такой мере, предоставлены неограниченные возможности по принесению жалобы на ее незаконность или необоснованность.

     В связи с характеристикой рассматриваемого принципа правосудия важно иметь  в виду, что несоблюдение изложенных правил должно влечь за собой исключение из числа доказательств всех данных, обнаруженных в ходе действий, произведенных  без соблюдения таких правил. А  это означает, что данные подобного  рода не могут служить основанием для постановления того или иного  акта правосудия. В случае их использования  принятые судебные решения должны отменяться. Соответственно правосудие не может  считаться состоявшимся.  
 
 
 

1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.

     Суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

     Это самоочевидное положение прямо  в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции  РФ ( ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу  последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских  и политических правах. “Каждый  имеет право, — говорится в  ч. 1 ст. 14 этого документа, – при  рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении  его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство  дела компетентным, независимым и  беспристрастным судом, созданным  на основании закона”. Для обеспечения  всех этих свойств суда существуют многие установленные законом средства. О том, как такая обеспеченность достигается в отношении независимости  суда и судей, речь пойдет в следующем  параграфе, поскольку данное свойство нуждается в особом рассмотрении.

Что касается других из перечисленных свойств суда (законности, компетентности и беспристрастности), то средства, обеспечивающие их, отличаются своеобразием и могут быть объединены в три группы:8

– правила, определяющие порядок наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей  их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти  роли;

– правила определения  суда, где должно рассматриваться  конкретное гражданское или уголовное  дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его  состава;                                                                                              – правила, ограничивающие возможность необъективности либо пристрастности тех, кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникших по делу.                                                                                                                                                   Первая группа правил устанавливается предписаниями Конституции РФ (ст. 119 и 123), Закона о судебной системе9, Закона о статусе судей,10, Закона о Конституционном Суде11 и Закона об арбитражных судах12. Их соблюдение, как будет показано в гл. XI учебника, создает “сито” с помощью которого от реализации судебных функций отстраняются люди, неспособные выполнять их (не имеющие достаточной квалификации, профессионального и житейского опыта, не соответствующие высоким нравственным требованиям, дающим право судить других и т. д.). В конечном счете, правила данной группы обеспечивают преимущественно компетентность суда. Правила второй группы тоже устанавливаются предписаниями Конституции РФ (ст. 47), а равно ГПК, УПК г АПК. Они вытекают также из приведенного выше положение ч-1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В основе всех этих предписаний лежит давно и широко признанная предпосылка: всякий заранее и наверняка должен знать, к какому судье ему придется обратиться, если возникни имущественный или иной разрешаемый в суде спор, либо перед каким судьей он предстанет в случае привлечения его к уголовной ответственности.

Вопрос о подсудности  дела не относится к числу юридикотехнологических. Правильное его решение — это  обеспечение компетентности и беспристрастности  суда, его надлежащего состава. И  решаться он должен не по усмотрению какого-то должностного лица или по его капризу, как это нередко случалось  в прошлом, в том числе в  не столь отдаленном.

Этим и объясняется  тот факт, что ему уделено внимание и в Конституции РФ. “Никто не может быть лишен права, — говорится  в ч. 1 ст. 47, — на рассмотрение его  дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно  отнесено законом”. В развитие этой общей установки законодательство по данному вопросу предусматривает, скажем, что изъятие конкретного  уголовного дела вышестоящим судом  из нижестоящего допускается лишь при  наличии ходатайства подсудимого. Помимо его воли дело не может быть изъято, к примеру, из районного суда даже в Верховный Суд РФ.

     Не  допускается произвольная передача дела, подсудного одному суду, в другой суд того же уровня. В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года разъяснено, что в случаях, когда имеется  крайняя необходимость в переносе дела из одного суда в другой суд  того же уровня (например, в данном суде один судья, и он заболел надолго; ожидание его выздоровления чревато  тем, что подсудимый будет вынужден находиться неопределенно долго  под стражей до вынесения приговора), передача дела может состояться по решению председателя вышестоящего суда, но при этом подсудимого нужно  обязательно известить о причинах такого решения. Извещение даст ему  возможность своевременно обратиться с жалобой, если он не будет согласен с решением. Словом, таким образом  Верховный Суд РФ принял меры к  тому, чтобы и в данном вопросе  не было произвольных отступлений от конституционных предписаний, предусматривающих  одно из средств обеспечения законности суда, которому можно доверить разбирательство  конкретного дела.

Для обеспечения  законности, компетентности и беспристрастности  суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который  должен рассматривать конкретное дело.

В настоящее  время все суды общей юрисдикции могут рассматривать гражданские  дела по первой инстанции в двух составах суда: судьями единолично или коллегией в составе профессионального  судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьями  единолично.

Дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться  по первой инстанции в одном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремя судьями-профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями. Чаще всего такое рассмотрение осуществляется судьями-профессионалами  единолично в арбитражных судах  субъектов Российской Федерации. Формирование коллегиальных составов должно происходить, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо по решению  председателя суда с учетом каких-то обстоятельств (ходатайство стороны  спора, сложность дела и т. д. ). В  этих случаях в состав коллегии судей  входят три судьи-профессионала, работающих в данном арбитражном суде. Состав суда с участием арбитражных заседателей  при определенных условиях может  формироваться решением руководства  соответствующего суда по просьбе или  с согласия спорящих сторон.                                                                                                 Что касается уголовных дел, то для их разбирательства в гражданских судах общей юрисдикции по первой инстанции возможны четыре варианта состава суда:13

— один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более  строгим наказанием, чем пять лет  лишения свободы). Такой состав суда возможен только по делам, рассматриваемым  районными судами, если подсудимый — совершеннолетний. На военные суды, общие (гражданские) суды среднего звена и Верховный Суд РФ данное правило не распространено — в них все уголовные дела по первой инстанции должны разбираться коллегиально. Оно не распространяется также на все уголовные дела несовершеннолетних;

– один судья-профессионал и два народных заседателя (по делам  о преступлениях, за которые в  районном суде может быть назначено  лишение свободы на срок свыше  пяти лет, а во всех других судах  — любой вид наказания; сюда относятся  и все дела о преступлениях  несовершеннолетних);

– три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем военным судам, общим (гражданским) судам среднего звена  и Верховному Суду РФ);

– один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей (такие коллегии образуются в судах  среднего звена общей "юрисдикции тех субъектов Российской Федерации, где допускался разбирательство  дел с участием присяжных, по ходатайствам подсудимых по делам о преступлениях, за которые может быть назначено  наказание в виде лишения свободы  на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни).

     Созыв суда присяжных допускается только в таких общих делах (гражданских) среднего звена, как краевые, областные  и городские суды в тех субъектах  Российской Федерации, в отношении  которых есть специальное решение 

     В кассационной, надзорной и апелляционной  инстанциях разбирательство дел  возможно только в коллегиальном  составе.  

     Например, в судебных коллегиях судов общей  юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя  профессионалами, а в президиумах  этих судов — не менее чем половиной  членов президиума. По такой же схеме  в общих чертах, как будет показано ниже, определяется состав арбитражных  судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

В соответствии с правилами третьей группы обеспечивается в первую очередь беспристрастность  суда. Они сосредоточены главным  образом в ГПК, УПК и АПК. Согласно этим правилам судьи и заседатели устраняются от разбирательства  конкретного дела:

– если они, например, выполняли какие-то функции в  связи с производством по данному  делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования  дела, участвовали в расследовании  дела, оказывали юридическую помощь истцу или ответчику и т. д. );

– либо если есть основания считать, что судья  или заседатель имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой-то из сторон, свидетелем, лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи, и  т. д. ).

При оценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность, компетентность и беспристрастность суда, которому доверяется разбирательство гражданских  и уголовных дел, важно не упускать из виду то, что между этими правилами  нет непроходимой пропасти. Они тесно  взаимосвязаны и дополняют друг друга.  

1.5.Открытое разбирательство дел во всех судах

“Разбирательство  дел во всех судах, — говорится  в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое. Слушание дела в закрытом заседании  допускается в случаях, предусмотренных  федеральным законом”.

Суть данного  принципа состоит в обеспечении  возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому иди  иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это  способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам  возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство  гражданского или уголовного дела, является своеобразной формой народного  контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих  вопросов как по существу, так и  по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным14.

Информация о работе Демократические принципы правосудия