Арбитражные суды, их место и роль в системе правосудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение места арбитражного суда в системе правосудия.

Задачи курсовой работы:

◦показать компетенцию арбитражного суда в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ;
◦определить степень подсудности и подведомственности арбитражного судопроизводства;
◦выявить особенности рассмотрения дел в арбитражном суде.

Содержание

введение………………………………………………………………..3


Глава 1.Арбитражный суд и его место в правовой

системе государства…………………………………………….5

1.1.Функции и устройство арбитражных судов РФ, их особенности… 5

1.2. Вопросы компетенции арбитражных судов……………………….10


глава 2. подведомственность и подсудность дел в

арбитражном суде..................................................................….14

2.1.Подведомственность дел арбитражному суду……………………..14

2.2. Подсудность дел арбитражному суду……………………………...20


глава 3. особенности производства дел в

арбитражном суде……………………………………………….26

3.1. Принципы арбитражного судопроизводства……………………….26

3.2. Особенности рассмотрения дел в арбитражном суде……………...29


заключение…………………………………………………………...33


список использованной литературы……………………..36

Работа содержит 1 файл

Кур.р. Арбитраж.суды.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

      Из  числа судей  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создаются судебные коллегии, которые рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные к подсудности   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также иные, порученные им вопросы. Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей соответствующей коллегии. Работой судебного состава руководит его председатель, утвержденный Пленумом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Вопросы компетенции арбитражных судов 

      Определяя полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской  Федерации» предусмотрел образование  в каждом арбитражном суде судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по  рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст.11,25,35 АПК РФ).7 Такой состав арбитражных судов позволяет говорить о  том, что в их юрисдикции находится рассмотрение экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, что нашло свое отражение в нормах о подведомственности  Арбитражного процессуального кодекса РФ.

        Характер правоотношений, споры  из которых рассматривают арбитражные  суды, определяют категории  подведомственных  им дел: это  дела гражданские  и административные.8

      При этом в процессуальном праве используются такие критерии подведомственности  дел арбитражным судам как характер спорного правоотношения и субъектный состав спора. Новый Арбитражный  процессуальный кодекс российской Федерации, принятый в 2002 году, изменил подходы к определению подведомственности, иначе обозначил пределы юрисдикции арбитражных судов. При этом новый Кодекс учитывает наметившиеся в последнее время тенденции расширения подведомственности дел арбитражным судам. Особенно это касается такой сферы деятельности как сфера публичных отношений.  В частности, ряд законов относит к компетенции арбитражных судов дела, которые раньше рассматривались судами общей юрисдикции (обжалование действий судебных приставов-исполнителей, оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов, дела об административных правонарушениях и другие).

      Кроме того, по новому Арбитражному процессуальному  кодексу изменены подходы к определению  критериев подведомственности, делая  упор не на субъективный состав участников правоотношений и даже не на характер этих правоотношений, который сам по себе не дает оснований охарактеризовать его как специфический для арбитражных судов, так как суды общей юрисдикции  тоже  рассматривают споры из гражданских и административных правоотношений. 9

      Новый Кодекс   ключевую роль в определении подведомственности отводит предметному критерию, поскольку определяющим моментом компетенции арбитражных судов является указание на экономические споры согласно как Конституции, так и  ФКЗ  «Об арбитражных судах в Российской Федерации».10

      Вопросам  компетенции арбитражных посвящена глава 4 Кодекса, при этом значительно расширяется компетенция арбитражных судов за счет отнесения к их подведомственности новых категорий дел, а также порядок их рассмотрения.

        Предметный критерий лежит в основе почти  всех статей АПК Российской Федерации. Так, ст.247 Кодекса о компетенции арбитражных судов по делам с участием иностранных  лиц определение подведомственности осуществляется через “привязку” , то есть указание на связанность с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.11

      Кодекс  значительно расширяет пределы  компетенции арбитражных судов. Арбитражные суды будут рассматривать  дела об оспаривании нормативных  правовых актов, затрагивающих права  и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов, дела об административных правонарушениях и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

      Новые положения появились в Кодексе в части, касающиеся форм взаимодействия арбитражных и третейских судов, оказания содействия  в их развитии. К подведомственности  арбитражных судов отнесены теперь дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности, и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст.31 АПК РФ).

      В Кодексе также устанавливается  ограниченный круг оснований, при которых  арбитражный суд может отменить решение третейского  суда (ст.233) или отказать в  выдаче исполнительного листа  на принудительное исполнение решения третейского суда  (ст.239,244).

      Например, согласно  ст. 233 АПК Российской Федерации  решение третейского  суда может быть отменено арбитражным судом  только в случаях, названных в данной статье.  При этом выделяются  две группы оснований для отмены  решения третейского  суда:

    • третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
    • сторона не была должным образом уведомлена об избрании(назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о  месте и времени  заседания третейского суда, либо  по  другим уважительным причинам  не  могла представить третейскому суду  свои  объяснения;
    • решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его  условия, либо  содержит  постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали  соглашению сторон или федеральному закону.

      Кроме того, арбитражный суд отменяет  решение третейского  суда, если  установит, что:

    • спор, рассмотренный третейским судом, не может  быть  предметом  третейского  разбирательства в соответствии с федеральным законом;
    • решение третейского  суда нарушает основополагающие принципы российского  права.

      При этом  у сторон  третейского  разбирательства появилась  возможность  не  только  ходатайствовать перед  арбитражным судом  об отмене решения третейского  суда или испрашивать приведения его  в исполнение, но  и  обратиться в арбитражный суд  с заявлением о принятии обеспечительных мер   в отношении иска, рассматриваемого  третейским судом

      Таким образом, новый Арбитражный процессуальный кодекс, принятый в 2002 году, расширил  компетенцию арбитражных судов по  рассмотрению дел, связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью, а также  дела об административных правонарушениях и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. 

      глава 2. подведомственность и подсудность дел

      в     арбитражном суде 

      2.1.Подведомственность дел арбитражному суду 

      С вопросами компетенции связаны  совокупность норм, в которых закреплены правила определения подведомственности и подсудности дел арбитражным судам. При этом необходимо иметь  в виду, что можно определить круг дел, подведомственных арбитражным судам, но невозможно определить некую универсальную подсудность без привязки к конкретному арбитражному суду  или  конкретному делу, подлежащему рассмотрению в арбитражных судах.

      Определение подведомственности дает ст.2 Федерального  закона «О третейских судах в Российской Федерации», принятого   24 июня 2002 года. В соответствии с указанной нормой, компетентным судом признается арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством РФ.12

      Следовательно, подведомственность – это свойство гражданских дел, благодаря которому они  относятся к компетенции  того или иного   органа.

      ФКЗ об арбитражных судах более детально определяет их компетенцию: арбитражные  суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции  Конституцией РФ,  ФКЗ, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.13

      Арбитражному  суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением   предпринимательской или иной экономической деятельности (ч.1 ст.27 АПК РФ). Действующее арбитражное процессуальное законодательство позволяет сделать вывод, что в арбитражном процессе существуют два основных блока дел: связанные с тем или иным спором и бесспорные дела, которые при этом связаны с осуществлением предпринимательской или иной  деятельности. Отсюда возможно выделение отдельных видов арбитражного судопроизводства: исковое производство; публично-правовое производство; особое производство; производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; производство по делам, связанным с исполнением актов арбитражных судов. При этом по характеру спор должен вытекать из гражданских, административных и иных публичных правоотношений (ст.28,29 АПК РФ). 14

      Согласно  ст.28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают  в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и  иной экономической деятельности юридическими лицами и  индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законом, другими организациями и гражданами. Существующее законодательство и сложившаяся практика позволяют к экономическим или иным спорам, рассматриваемым в порядке искового производства относить следующие категории дел:

      1. О разногласиях по договору, заключение  которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами.

      2. Об изменении условий или о  расторжении договоров. Требование  об изменении или о расторжении  договора может быть заявлено  в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в указанный срок в предложении или в установленный законом срок (п.2 ст.452ГК). На изменение условий договора может оказать влияние  и дополнительное соглашение. В таком случае также возможно вмешательство суда.

      3. О неисполнении или  ненадлежащем  исполнении обязательств.

      4. О признании права собственности.  Возможность  обращения в арбитражный  суд с заявлением вытекает  из ст.11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности.

      5. Об истребовании собственником или иным законным  владельцем имущества из чужого незаконного владения.

      6. О нарушении прав собственника  или иного законного владельца,  не связанном с лишением владения.

      7. О возмещении убытков.

      8. О защите чести, достоинства  и деловой репутации. При этом необходимо иметь в виду, что арбитражный суд не рассматривает иски к автору опубликованных сведений.

      9. О понужденни поставщиков к  заключению государственных контрактов (договоров) на поставку материальных  ценностей в государственный резерв.

      10. О ликвидации юридических лиц.  При этом при принятии заявления  по делу  необходимо исходить  из субъектного состава возникающих  правоотношений.

      Согласно  ст.29 АПК РФ  арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных отношений экономические споры или иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной  экономической деятельности:

Информация о работе Арбитражные суды, их место и роль в системе правосудия