Арбитражная практика процедуры банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ процедуры банкротства в Арбитражном суде. Реализуя цель, мы ставим перед собой задачи :
1)Рассмотрение института банкротства.
2)Анализ судебного порядка разрешения споров, связанных с банкротством.
3)Рассмотрение процедуры банкротства.
4)Получение практического опыта, для формирования арбитражного дела.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Библиография…………………………………………………………………...…5
Историческая справка………………………………………………...………......6
Глава 1.Судебный порядок разрешения дел о банкротстве
1.1Принятие Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом………………………………………………………………………….8
1.2Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству……………12
Глава 2 Судебные процедуры банкротства
2.1Судебные процедуры влекущие за собой прекращение дела
о банкротстве…………………………………………………………………….15
2.2Конкурсное производство……………………………………………...…….29
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы………………………….………………..………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 64.54 Кб (Скачать)

- уступка прав требования  должника;

- исполнение обязательств  должника собственником имущества  должника - унитарного предприятия,  учредителями (участниками) должника  либо третьим лицом или третьими  лицами;

- увеличение уставного  капитала должника за счет  взносов участников и третьих  лиц;

- размещение дополнительных  обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия  должника;

- замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению  платежеспособности должника.

С целью защиты прав и  законных интересов участников дела о банкротстве законодатель осуществляет отдельное регулирование некоторых  мер по восстановлению платежеспособности должника. В частности, такими мерами являются продажа предприятия должника, продажа части имущества должника, исполнение обязательств должника собственником  имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами, увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих  лиц, размещение дополнительных обыкновенных акций должника, замещение активов  должника.

В качестве меры по восстановлению платежеспособности должника может  использоваться замещение активов  должника. Оно проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или  нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого  акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том  числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.

С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Таким образом, правовой статус конкурсных кредиторов в процедуре  конкурсного производства определяется возможностью получения наиболее полного  удовлетворения своих требований. Среди  основных средств обеспечения указанной  возможности названных субъектов  является право контроля над конкурсным управлением. Это достигается посредством  осуществления фактического и информационного  контроля над конкурсным управляющим.

Возможность получения максимального  удовлетворения своих требований конкурсными  кредиторами также обеспечивается такими средствами, как исполнение обязательств должника третьим лицом  и право кредиторов на обращение  взыскания на имущество должника, незаконно переданное третьим лицам. Однако указанные институты нуждаются  в значительной проработке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Конкурсное производство

Конкурсное производство является традиционной процедурой банкротства. Согласно ст. 2 Закона о банкротстве  под ним понимается процедура  банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях  соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Названная процедура возникает  в результате принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом. В соответствии с новеллами Закона о банкротстве срок конкурсного производства сокращен с года до шести месяцев. Указанный срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Решение о признании должника банкротом принимается, как правило, на основании ходатайства собрания кредиторов (п. 1 ст. 75, абз. 3 п. 4 и абз. 4 п. 5 ст. 87, абз. 3 п. 4 ст. 88, абз. 3 п. 3 ст. 107, абз. 4 п. 3 ст. 118 Закона о банкротстве). В некоторых случаях закон допускает возможность принятия данного решения арбитражным судом без учета мнения кредиторов (абз. 5 п. 2 ст. 75, п. 5 ст. 107 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство отличается от восстановительных процедур прежде всего по способу достижения основной цели конкурсного процесса. Если в рамках восстановительных  процедур разрешение столкновения прав кредиторов достигается путем воздействия  на объект их стечения (имущество должника), то при конкурсном производстве эта  цель достигается путем установления определенного порядка осуществления  сталкивающихся прав.

Указанное различие предопределяет особенность правового статуса  конкурсных кредиторов в процедуре  конкурсного производства. Так, если, как отмечалось выше, правовое положение  конкурсных кредиторов в рамках восстановительных  процедур характеризуется возможностью получения полного удовлетворения своих требований, то в рамках ликвидационной процедуры удовлетворение требований кредиторов в большинстве случаев  бывает либо частичным, либо вообще не происходит. В связи с этим правовой статус названных субъектов в конкурсном производстве будет характеризоваться возможностью получения наиболее полного удовлетворения своих требований. При этом, как представляется, эффективность законодательства о несостоятельности с точки зрения обеспечения интересов кредиторов будет определяться тем, насколько оно способно обеспечивать максимально полное удовлетворение требований кредиторов.

Введение процедуры конкурсного  производства влечет наступление определенных материально-правовых последствий, которые  предопределяют особенности правового  статуса конкурсных кредиторов в  ходе указанной процедуры банкротства. К ним относятся следующие  последствия:

- срок исполнения возникших  до открытия конкурсного производства  денежных обязательств и уплаты  обязательных платежей должника  считается наступившим;

- прекращается начисление  процентов, неустоек (штрафов, пеней)  и иных санкций за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  денежных обязательств и обязательных  платежей, за исключением текущих  платежей, а также процентов, предусмотренных  ст. 126 Закона о банкротстве. 

В ходе конкурсного производства расчеты с кредиторами, как правило, осуществляет конкурсный управляющий, который погашает требования конкурсных кредиторов из конкурсной массы.

Под конкурсной массой согласно ст. 131 Закона о банкротстве понимается все имущество должника, имеющееся  на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного  производства.

Как справедливо отмечается в литературе, в состав конкурсной массы входит не только имущество  должника как предметы материальной действительности, но также и его  имущественные права*(221).

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое  из оборота, имущественные права, связанные  с личностью должника, в том  числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.

В ходе конкурсного производства конкурсная масса должна быть обращена в денежную массу, так как удовлетворение требований кредиторов производится в  денежной форме. Это достигается  при помощи таких гражданско-правовых средств, как продажа имущества  и (или) предприятия должника, уступка  права требования должника, замещение  активов должника.8

Поскольку данные мероприятия  направлены на формирование источника  удовлетворения требований конкурсных кредиторов, постольку возможность  участия в них названных лиц  представляет существенную гарантию их правового статуса.

Основным средством обращения  конкурсной массы в денежную форму  является прежде всего продажа имущества  и (или) предприятия должника. Продаже  всегда предшествует процедура определения  продажной цены.

В ходе конкурсного производства оценку имущества должника осуществляет конкурсный управляющий.

Закон предусматривает положения, которые являются важными гарантиями прав и законных интересов конкурсных кредиторов и защищают их от возможных  злоупотреблений со стороны конкурсного  управляющего. К ним следует отнести  необходимость проведения оценки имущества  должника независимым оценщиком. При  этом в отношении движимого имущества  установлено исключение. На основании  решения собрания кредиторов или  комитета кредиторов оценка движимого  имущества должника, балансовая стоимость  которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее 100 тыс. руб., может быть проведена без привлечения независимого оценщика.

Помимо конкурсного управляющего расчеты с кредиторами также  вправе произвести третье лицо. Данное лицо осуществляет расчеты с кредиторами  путем исполнения обязательств должника. При этом указанное право может  быть осуществлено третьим лицом  при условии, если предоставленные  денежные средства достаточны для полного  погашения требований кредиторов в  соответствии с реестром.

Обязательства должника могут  быть исполнены двумя способами:

- перечислением денежных  средств непосредственно кредиторам;

- перечислением денежных  средств непосредственно должнику.

Лицо, имеющее намерение  удовлетворить требования кредиторов должника, обязано направить заявление  о таком намерении в арбитражный  суд, рассматривающий дело о банкротстве, и внешнему управляющему. Заявление  о намерении подлежит рассмотрению арбитражным судом. В случае поступления  в арбитражный суд от нескольких лиц заявлений о намерении  они рассматриваются в порядке  их поступления в арбитражный  суд. По результатам рассмотрения заявления  о намерении арбитражный суд  выносит определение об удовлетворении заявления о намерении или  определение об отказе в удовлетворении такого

Требования кредиторов должника должны быть исполнены в течение 20 дней с момента вынесения арбитражным  судом определения об удовлетворении заявления о намерении (ст. 113 Закона о банкротстве).

В случае исполнения обязательств должника конкурсный процесс подлежит прекращению.

При исполнении обязательств должника третье лицо приобретает право  обратного требования к должнику.

Право обратного требования может осуществляться либо в рамках отношений суброгации, либо в рамках отношений регресса.

Таким образом, при исполнении обязательств несостоятельного должника применение института суброгации оказывается  невозможным. Третье лицо приобретает  право регрессивного требования к должнику.

С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Таким образом, правовой статус конкурсных кредиторов в процедуре  конкурсного производства определяется возможностью получения наиболее полного  удовлетворения своих требований. Среди  основных средств обеспечения указанной  возможности названных субъектов  является право контроля над конкурсным управлением. Это достигается посредством  осуществления фактического и информационного  контроля над конкурсным управляющим.

Возможность получения максимального  удовлетворения своих требований конкурсными  кредиторами также обеспечивается такими средствами, как исполнение обязательств должника третьим лицом  и право кредиторов на обращение  взыскания на имущество должника, незаконно переданное третьим лицам. Однако указанные институты нуждаются  в значительной проработке.

 

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе была рассмотрена процедура банкротства, судебный порядок банкротства, подготовка дела к судебному разбирательству. Поставленная цель и задачи были реализованы.

Очевидна, таким образом, недостаточность нормативной регуляции  только порядка удовлетворения требований кредиторов в условиях несостоятельности  должника, необходим дополнительный рычаг воздействия на поведение  лиц, вовлеченных в процесс банкротства, в роли которого выступает управление, обеспечивающее упорядоченное функционирование всей системы банкротства. Управление, в свою очередь, являясь подсистемой  целостной системы банкротства, не может быть реализовано вне  правового опосредования, поскольку призвано упорядочить, прежде всего, правовые связи и отношения между участниками банкротства.

          Построение эффективной модели управления в системе банкротства является одной из насущных задач правотворчества. Модификация управления, обусловленная ориентирами законодателя на сбалансированность интересов в целях обеспечения устойчивости экономического оборота и развития свободной конкуренции, исключении из оборота неплатежеспособных хозяйствующих субъектов и поддержании тех, для которых финансовые трудности являются временным явлением, стала определяющим фактором в процессе совершенствования законодательства о банкротстве.

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой  литературы.

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской  Федерации // РГ. 1993. 25 дек. (с послед. изм.).

2. Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3012 (с послед. изм.).

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 (с послед. изм.).

4. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности  (банкротстве) предприятий" // Ведомости  СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6.

5. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222 (с послед. изм.).

6. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097 (с послед. изм.).

Информация о работе Арбитражная практика процедуры банкротства