Арбитражная практика процедуры банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ процедуры банкротства в Арбитражном суде. Реализуя цель, мы ставим перед собой задачи :
1)Рассмотрение института банкротства.
2)Анализ судебного порядка разрешения споров, связанных с банкротством.
3)Рассмотрение процедуры банкротства.
4)Получение практического опыта, для формирования арбитражного дела.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Библиография…………………………………………………………………...…5
Историческая справка………………………………………………...………......6
Глава 1.Судебный порядок разрешения дел о банкротстве
1.1Принятие Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом………………………………………………………………………….8
1.2Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству……………12
Глава 2 Судебные процедуры банкротства
2.1Судебные процедуры влекущие за собой прекращение дела
о банкротстве…………………………………………………………………….15
2.2Конкурсное производство……………………………………………...…….29
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы………………………….………………..………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 64.54 Кб (Скачать)

В-третьих, финансовое оздоровление может быть введено вопреки воле кредиторов, т.е. когда первым собранием  кредиторов принято решение об обращении  в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства. В этом случае, как и при введении финансового оздоровления без учета  мнения кредиторов, правом на обращение  в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления обладают учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, а также  иные лица. Они также обязаны предоставить обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом законодатель закрепляет, что в качестве способа обеспечения может быть только банковская гарантия, которая  должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два  года определением арбитражного суда, которое подлежит немедленному исполнению. Данное определение может быть обжаловано.6

Введение процедуры финансового  оздоровления влечет для конкурсных кредиторов определенные материально-правовые последствия. С указанного момента  требования конкурсных кредиторов, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением порядка, предусмотренного Законом о банкротстве, т.е. их обращение  с исковым заявлением к должнику невозможно. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность  удовлетворения требований кредиторов. С даты введения финансового оздоровления не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств конкурсных кредиторов, возникших до даты введения данной процедуры. Данная остановка начисления процентов имеет не формальную, а материальную силу. Это значит, что конкурсные кредиторы совершенно теряют право на получение указанных процентов.

Помимо указанных материально-правовых последствий, с введением процедуры  финансового оздоровления у конкурсных кредиторов возникает возможность  осуществления контроля над управлением  должника. Эта возможность реализуется  ими посредством права давать согласие должнику на совершение сделок и принятия решений, предусмотренных  п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве. Данное право конкурсные кредиторы осуществляют в рамках собрания кредиторов.

Так, должник обязан согласовывать  с кредиторами решение о своей  реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), а также сделки или несколько  взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

- связаны с приобретением,  отчуждением или возможностью  отчуждения прямо либо косвенно  имущества должника, балансовая  стоимость которого составляет  более 5% балансовой стоимости  активов должника на последнюю  отчетную дату, предшествующую дате  заключения сделки;

- влекут за собой выдачу  займов (кредитов), выдачу поручительств  и гарантий, а также учреждение  доверительного управления имуществом  должника.

В случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

В Законе о банкротстве  также содержатся специальные правила, направленные на защиту прав и законных интересов залоговых кредиторов. Так, должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им или обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога (п. 4 ст. 18.1Закона о банкротстве). Имущество, являющееся предметом залога, продается только на торгах. Продажа данного имущества допускается только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

При введении процедуры финансового  оздоровления происходит реструктуризация задолженности должника перед кредиторами, т.е. устанавливаются новые сроки  погашения долгов. В связи с  этим главным документом, в соответствии с которым в период финансового  оздоровления осуществляется деятельность должника, является график погашения  задолженности.

График погашения задолженности  представляет собой аналог мирового соглашения. Он, как и мировое  соглашение, устанавливает определенный порядок исполнения должником обязательств перед кредиторами, что определяет их материально-правовое сходство.

Отличие указанных соглашений сводится к тому, что график погашения  задолженности не влечет такого процессуального  последствия, как прекращение дела о банкротстве.

Специфика дел о банкротстве  заключается в том, что здесь  открываются значительные возможности  применения договорных конструкций  как средств разрешения столкновения прав кредиторов, которые облекаются в определенную процессуальную форму. Как представляется, широкое использование  данных институтов может значительно  улучшить эффективность правового  регулирования несостоятельности.7

Закон о банкротстве предусматривает  особую ситуацию досрочного прекращения  процедуры финансового оздоровления. Она складывается, когда в соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве  указанная процедура была введена  судом, несмотря на принятие первым собранием  кредиторов решения о введении иной процедуры банкротства (внешнее  управление или конкурсное производство). При такой ситуации по ходатайству  лица, участвующего в деле о банкротстве, арбитражный суд может досрочно прекратить финансовое оздоровление при условии нарушения в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. В этом случае арбитражный суд выносит определение о введении процедуры, ходатайство о введении которой было принято первым собранием кредиторов.

Административный управляющий  обязан в течение 15 дней с даты возникновения  оснований для досрочного прекращения  финансового оздоровления созвать  собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.

Таким образом, в рамках процедуры  финансового оздоровления правовой статус конкурсных кредиторов предопределяется тем, что они фактически предоставляют  должнику кредит в форме отсрочки или рассрочки платежа. Поэтому  их правовые возможности прежде всего  зависят от того, насколько в законодательстве о несостоятельности обеспечивается этот кредит должника. Основным гражданско-правовым средством, гарантирующим исполнение обязательств должника, является институт обеспечения обязательств, который  приобретает специфические признаки в условиях несостоятельности. Не меньшее  значение для конкурсных кредиторов имеет график погашения задолженности  как документ, определяющий условия  предоставления кредита должнику. Недостатком  его правового регулирования  является то, что законодатель необоснованно  применяет к конкурсным отношениям публично-правовые нормы, которые значительно  понижают возможность урегулирования задолженности должника на основе графика  погашения задолженности. Это оказывает  негативное влияние не только на положение  конкурсных кредиторов, но и на законодательство о несостоятельности в целом.

Внешнее управление является восстановительной процедурой банкротства. Как всякая реорганизационная процедура  она направлена на восстановление платежеспособности должника. Однако, несмотря на тождественность целей указанных процедур, внешнее управление обладает рядом специфических признаков, позволяющих отграничить его от иных восстановительных процедур банкротства. К ним относится, во-первых, то, что меры по восстановлению платежеспособности должника реализуют не органы должника, а специальный субъект конкурсного права - внешний управляющий. Во-вторых, внешнее управление осуществляется под контролем суда и кредиторов. В-третьих, данная процедура в отличие от процедуры финансового оздоровления имеет активный характер, т.е. предполагает использование активных экономических и гражданско-правовых мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника (ст. 109 Закона о банкротстве).

В ст. 2 Закона о банкротстве  дается легальная дефиниция процедуры  внешнего управления. Согласно указанной  статье под внешним управлением  понимается процедура, применяемая  в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Такое определение процедуры  внешнего управления представляется неполным. Ограничение цели внешнего управления только лишь стремлением восстановления платежеспособности должника, думается, связано с продолжниковым характером действующего законодательства о несостоятельности и является необоснованным.

Справедливее представляется теоретическая позиция и законодательная  практика, которые понимают под восстановительной  процедурой прежде всего разновидность (наряду с конкурсным производством) способа удовлетворения требований кредиторов, а не механизм восстановления платежеспособности должника.

При этом, поскольку целью  конкурсного права является разрешение столкновения прав кредиторов, выражаемое в справедливом удовлетворении их требований, постольку данная цель должна находить свое последовательное отражение во всех процедурах конкурсного права, включая и внешнее управление.

Таким образом, целесообразным представляется под внешним управлением  понимать процедуру банкротства, применяемую  к должнику в целях удовлетворения требований кредиторов и восстановления его платежеспособности.

Проблема определения  понятия внешнего управления имеет  практическое значение, которое связано  с правовым регулированием данной процедуры. Анализ действующего законодательства показывает, что некоторые положения, содержащиеся в гл. VI Закона о банкротстве, непосредственно выводятся из легальной  дефиниции понятия внешнего управления. В частности, это касается ст. 117 и 118 Закона о банкротстве. Согласно им в отчете временного управляющего может содержаться предложение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и о переходе к расчетам с кредиторами, а по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами. Из приведенных положений закона следует, что внешнее управление может быть закончено в случае, когда требования кредиторов не удовлетворены, т.е. не достигнута основная цель конкурсного права.

Формально между указанными положениями закона и определением понятия внешнего управления, содержащимся в ст. 2 Закона о банкротстве, нет  противоречий, поскольку единственной целью данной процедуры является восстановление платежеспособности должника.

Однако возникает вопрос: в рамках какой процедуры происходят расчеты с кредиторами, если внешнее управление прекращается? Попытки системного толкования Закона о банкротстве вынуждают прийти к выводу, что после прекращения внешнего управления удовлетворение требований кредиторов происходит в рамках того же внешнего управления поскольку, с одной стороны, расчеты с кредиторами не названы законодателем самостоятельной процедурой банкротства, с другой стороны, указанные правила закрепляются в гл. VI Закона о банкротстве. Безусловно, подобный вывод представляется абсурдным, но между тем единственно верным.

Разрешить указанное выше противоречие возможно с помощью  предлагаемого дополнения определения  внешнего управления, поскольку оно  расширяет цели внешнего управления необходимостью удовлетворения требований кредиторов. При этом положения абз. 2 п. 4 ст. 117 следует изложить в редакции: "о переходе к расчетам кредиторов в связи с восстановлением платежеспособности должника", а положения абз. 2 п. 3 ст. 118 - в редакции: "об обращении в арбитражный суд с ходатайством о переходе к расчетам с кредиторами в связи с восстановлением платежеспособности должника".

В юридической литературе по данной проблеме высказывается также  другое мнение. Так, М.В. Телюкина полагает, что срок для удовлетворения требований кредиторов представляет особую процедуру конкурса наряду с наблюдением, внешним управлением, конкурсным производством, мировым соглашением.

Подобная позиция является спорной. Разделение процедуры внешнего управления, в рамках которой должно достигаться удовлетворение требований кредиторов и восстановление платежеспособности должника, на две самостоятельные процедуры, одна из которых направлена на восстановление платежеспособности должника, а другая на удовлетворение требований кредиторов, на практике может привести только лишь к усложнению внешнего управления и к противоречиям между нормами, регулирующими данные процедуры.

Статья 109 Закона о банкротстве  предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника. К ним  относятся:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных  производств;

- взыскание дебиторской  задолженности;

- продажа части имущества  должника;

Информация о работе Арбитражная практика процедуры банкротства