Законодательство о банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Целями контрольной работы являются: исследование законодательства о банкротстве, определение недостатков законодательства, обоснование оценки российского законодательства, выявление путей совершенствования законодательства о банкротстве.

Содержание

1. Общие положения института несостоятельности (банкротства) в России………………………………………………………………………………...5
2. Процедура банкротства в Российской Федерации……...…………………...7
3. Законодательство о банкротстве: недостатки и сложности применения........................................................................................................12
4. Пути совершенствования законодательства о банкротстве……………...15

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление - контрольная Законодательство о банкротстве.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Московский  государственный университет

экономики, статистики и информатики

филиал  в г. Минске 
 

Кафедра экономики 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Антикризисное управление» 

Вариант №10. «Законодательство о банкротстве» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент       Проверил ???????

3 курса       

Специальности «Менеджмент организации» 

                  Группы  ЗМО – 08\31

                  Кастеневич  В.И.   
                   
                   

Минск, 2011 г.

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Общие положения института несостоятельности (банкротства) в России………………………………………………………………………………...5

2. Процедура банкротства в Российской Федерации……...…………………...7

3. Законодательство о банкротстве: недостатки и сложности применения........................................................................................................12

4. Пути совершенствования законодательства о банкротстве……………...15

Заключение………………………………………………………………...............21

Список  использованной литературы…………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Слово «банкротство» происходит от латинских слов «скамья» (лат. bancus) и «сломанный» (лат. ruptus). «Банком» первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой менялы и ростовщики проводили свои сделки и оформляли документы. После того, как владелец «банка» разорялся, он ломал свою скамью.

     Ранее в мировой практике законодательство о банкротстве развивалось по двум принципиально разным направлениям: по американской модели цель банкротства - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. Британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. В развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал, то есть перед законодательством о банкротстве теперь стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов, по возможности восстанавливая платежеспособность должника.

     После перехода Российской Федерации к частной собственности и рыночной экономике появилась необходимость в институте банкротства для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого закона институт банкротства представлен ст.65 ГК РФ, а также иными нормативными актами Правительства и Президента.

     Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.

     Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка.

     Во-вторых, с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

     Целями  контрольной работы являются: исследование законодательства о банкротстве, определение недостатков законодательства, обоснование оценки российского законодательства, выявление путей совершенствования законодательства о банкротстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Общие положения института несостоятельности (банкротства) в России 

     Российское  законодательство понимает под несостоятельностью (банкротством) - признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Банкротство является одним из оснований для  ликвидации юридического лица. Процедура  ликвидации по данному основанию может применяться только в отношении определенных юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, то есть в отношении коммерческих организаций, а также в отношении некоммерческих юридических лиц: потребительских кооперативов и благотворительных организаций, либо иных фондов. Процедуры банкротства не применяются к казенным предприятиям, так как они обладают одновременно признаками и коммерческих и некоммерческих организаций и за их действия субсидиарную ответственность несет собственник (Российская Федерация).

     Существует  еще одно ограничение: процедура  может применяться только в тех  случаях, когда сумма заявленных требований не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. В действующем законодательстве содержатся признаки несостоятельности (банкротства) предприятия. Их можно разделить на две группы: существенные и внешние. К существенным относится неспособность должника удовлетворить должника удовлетворить требования кредиторов, в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с тем, что обязательства должника превысили стоимость его имущества, то есть предприятие, должник имеет неудовлетворительную структуру баланса. К внешним признакам относят:

     1. Приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков его исполнения.

     2. Приостановление платежей связано  с тем, что должник не может  их обеспечить.

     Существенные  и внешние признаки являются предпосылками, дающими суду право признать юридическое лицо несостоятельным (банкротом). При анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса, суд применяет критерии, указанные в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”:

     1. Коэффициент текущей ликвидности,  характеризующий общую обеспеченность  предприятия оборотными средствами  для ведения хозяйственной деятельности  и своевременного погашения срочных  обязательств предприятием.

     2. Коэффициент обеспечения собственными  средствами - наличие у предприятия  собственных оборотных средств  для его финансовой устойчивости.

     3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности - наличие или  отсутствие возможности восстановить платежеспособность в течение определенного периода.

     В постановлении указаны контрольные  значения первых двух показателей. То есть, если хотя бы одно из двух значений отклонилось от контрольного, то суд  в праве признать предприятие  банкротом, но при вынесении решения суд должен учитывать и третий показатель, так как даже при отклонении первых двух коэффициентов от контрольных значений, но при удовлетворительном третьем показателе у предприятия есть возможность восстановить свою платежеспособность. 
 

     
  1. Процедура банкротства в Российской Федерации
 

     Институт  несостоятельности (банкротства) призван  играть важнейшую роль в оздоровлении экономики, устанавливая правовые последствия  конкурентной борьбы, предотвращая неосновательное обогащение недобросовестных участников гражданского оборота. Анализ положений законодательства о банкротстве, а также практика его применения показывают, что этот институт в действующей редакции не способен достичь поставленных перед ним целей и нуждается в серьезной доработке. Для повышения эффективности любого структурного элемента системы права необходимо не только уделять внимание фрагментарной корректировке его норм, но, прежде всего, добиваться законодательного закрепления грамотной теоретической базы, точного и четкого понятийного аппарата.

      Одной  из базовых категорий института  банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» даны определения только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. В ст. 27 названного закона также приведен лишь перечень процедур банкротства, которые применяются при рассмотрении дел о банкротстве.

     Все процедуры банкротства являются только судебными процедурами, поскольку вводятся и прекращаются судебными актами в рамках рассмотрения дела о банкротстве. Основаниями введения и прекращения процедуры банкротства являются юридические факты (действия) – судебные акты арбитражного суда, принявшего к производству дело о банкротстве. Моментом начала процедуры банкротства является вынесение арбитражным судом определения о введении процедуры (наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления), либо решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

     Для проведения процедуры наблюдения, арбитражный  суд утверждает временного управляющего, для проведения финансового оздоровления - административного управляющего, в процедуру  внешнего управления - внешнего управляющего, а при открытии конкурсного производства - соответственно конкурсного управляющего (ст. 2 Закона о банкротстве). Исключение составляет процедура мирового соглашения, для проведения которой новый, специальный арбитражный управляющий не утверждается. Ее проводит действующий арбитражный управляющий, утвержденный ранее для проведения той процедуры, в ходе которой заключается мировое соглашение.

     Целью процедуры наблюдения является обеспечение  сохранности имущества должника и проведения анализа финансового  состояния должника. Тем самым  должнику предоставляется возможность  работать без долгов, что способствует изучению истинной картины возможности восстановления платежеспособности и продолжения деятельности должника, установление реального срока такого восстановления. На этот период назначается временный управляющий. Не менее важная задача наблюдения — принятие эффективных мер по сохранению имущества должника. В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства. Анализ финансового состояния должника — одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, и для определения наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Проведение такого анализа дает возможность предложить конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника либо сделать однозначный вывод о невозможности ее восстановления.

     Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.

Информация о работе Законодательство о банкротстве