Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:48, контрольная работа
Целями контрольной работы являются: исследование законодательства о банкротстве, определение недостатков законодательства, обоснование оценки российского законодательства, выявление путей совершенствования законодательства о банкротстве.
1. Общие положения института несостоятельности (банкротства) в России………………………………………………………………………………...5
2. Процедура банкротства в Российской Федерации……...…………………...7
3. Законодательство о банкротстве: недостатки и сложности применения........................................................................................................12
4. Пути совершенствования законодательства о банкротстве……………...15
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики
филиал
в г. Минске
Кафедра
экономики
Контрольная работа по дисциплине
«Антикризисное
управление»
Вариант
№10. «Законодательство
о банкротстве»
Выполнил студент Проверил ???????
3 курса
Специальности «Менеджмент организации»
Группы ЗМО – 08\31
Кастеневич
В.И.
Минск, 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Общие положения института
несостоятельности (банкротства)
в России………………………………………………………………
2. Процедура банкротства в Российской Федерации……...…………………...7
3.
Законодательство о
банкротстве: недостатки
и сложности применения....................
4. Пути совершенствования законодательства о банкротстве……………...15
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..22
Введение
Слово «банкротство» происходит от латинских слов «скамья» (лат. bancus) и «сломанный» (лат. ruptus). «Банком» первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой менялы и ростовщики проводили свои сделки и оформляли документы. После того, как владелец «банка» разорялся, он ломал свою скамью.
Ранее в мировой практике законодательство о банкротстве развивалось по двум принципиально разным направлениям: по американской модели цель банкротства - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. Британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. В развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал, то есть перед законодательством о банкротстве теперь стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов, по возможности восстанавливая платежеспособность должника.
После перехода Российской Федерации к частной собственности и рыночной экономике появилась необходимость в институте банкротства для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого закона институт банкротства представлен ст.65 ГК РФ, а также иными нормативными актами Правительства и Президента.
Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка.
Во-вторых, с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.
Целями
контрольной работы являются: исследование
законодательства о банкротстве, определение
недостатков законодательства, обоснование
оценки российского законодательства,
выявление путей совершенствования законодательства
о банкротстве.
1.
Общие положения института
несостоятельности (банкротства)
в России
Российское законодательство понимает под несостоятельностью (банкротством) - признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Банкротство является одним из оснований для ликвидации юридического лица. Процедура ликвидации по данному основанию может применяться только в отношении определенных юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, то есть в отношении коммерческих организаций, а также в отношении некоммерческих юридических лиц: потребительских кооперативов и благотворительных организаций, либо иных фондов. Процедуры банкротства не применяются к казенным предприятиям, так как они обладают одновременно признаками и коммерческих и некоммерческих организаций и за их действия субсидиарную ответственность несет собственник (Российская Федерация).
Существует еще одно ограничение: процедура может применяться только в тех случаях, когда сумма заявленных требований не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. В действующем законодательстве содержатся признаки несостоятельности (банкротства) предприятия. Их можно разделить на две группы: существенные и внешние. К существенным относится неспособность должника удовлетворить должника удовлетворить требования кредиторов, в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с тем, что обязательства должника превысили стоимость его имущества, то есть предприятие, должник имеет неудовлетворительную структуру баланса. К внешним признакам относят:
1. Приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков его исполнения.
2.
Приостановление платежей
Существенные и внешние признаки являются предпосылками, дающими суду право признать юридическое лицо несостоятельным (банкротом). При анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса, суд применяет критерии, указанные в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”:
1.
Коэффициент текущей
2.
Коэффициент обеспечения
3.
Коэффициент восстановления (утраты)
платежеспособности - наличие или
отсутствие возможности
В
постановлении указаны
Институт несостоятельности (банкротства) призван играть важнейшую роль в оздоровлении экономики, устанавливая правовые последствия конкурентной борьбы, предотвращая неосновательное обогащение недобросовестных участников гражданского оборота. Анализ положений законодательства о банкротстве, а также практика его применения показывают, что этот институт в действующей редакции не способен достичь поставленных перед ним целей и нуждается в серьезной доработке. Для повышения эффективности любого структурного элемента системы права необходимо не только уделять внимание фрагментарной корректировке его норм, но, прежде всего, добиваться законодательного закрепления грамотной теоретической базы, точного и четкого понятийного аппарата.
Одной из базовых категорий института банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» даны определения только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. В ст. 27 названного закона также приведен лишь перечень процедур банкротства, которые применяются при рассмотрении дел о банкротстве.
Все процедуры банкротства являются только судебными процедурами, поскольку вводятся и прекращаются судебными актами в рамках рассмотрения дела о банкротстве. Основаниями введения и прекращения процедуры банкротства являются юридические факты (действия) – судебные акты арбитражного суда, принявшего к производству дело о банкротстве. Моментом начала процедуры банкротства является вынесение арбитражным судом определения о введении процедуры (наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления), либо решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Для проведения процедуры наблюдения, арбитражный суд утверждает временного управляющего, для проведения финансового оздоровления - административного управляющего, в процедуру внешнего управления - внешнего управляющего, а при открытии конкурсного производства - соответственно конкурсного управляющего (ст. 2 Закона о банкротстве). Исключение составляет процедура мирового соглашения, для проведения которой новый, специальный арбитражный управляющий не утверждается. Ее проводит действующий арбитражный управляющий, утвержденный ранее для проведения той процедуры, в ходе которой заключается мировое соглашение.
Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Тем самым должнику предоставляется возможность работать без долгов, что способствует изучению истинной картины возможности восстановления платежеспособности и продолжения деятельности должника, установление реального срока такого восстановления. На этот период назначается временный управляющий. Не менее важная задача наблюдения — принятие эффективных мер по сохранению имущества должника. В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства. Анализ финансового состояния должника — одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, и для определения наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Проведение такого анализа дает возможность предложить конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника либо сделать однозначный вывод о невозможности ее восстановления.
Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.