Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:20, контрольная работа
Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида – человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность – это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.
Должник – юридическое лицо, гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленный законом срок. При этом к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные взносы в бюджет соответствующего уровня.
Для реализации
требований Закона О банкротстве
предусмотрены процедуры
Важным для
применения Закона О банкротстве
является определение признаков
банкротства (ст. 3) отдельно для граждан
и юридических лиц. Юридическое
лицо считается банкротом, если денежные
обязательства перед
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей (ст. 4) определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. При этом арбитражным судом принимается решение об открытии конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. На дату открытия конкурсного производства устанавливается величина денежных обязательств перед кредиторами и обязательных платежей в бюджет. Величина обязательств в иностранной валюте определяется по курсу ЦБ РФ на дату введения каждой процедуры банкротства.
Наличие признаков
банкротства в соответствии с
Законом О банкротстве
Если должник не согласен с требованиями кредиторов, то размер обязательств определяется арбитражным судом. Это же относится и к неденежным обязательствам.
По текущим платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, требования кредиторов не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а удовлетворение этих требований осуществляется в ходе внешнего управления в соответствии с законом (ст. 5).
Ряд статей Закона О банкротстве (ст. 6, 7, 8, 9) посвящены процедурным вопросам признания банкротства, которые рассматриваются арбитражным судом.
В Законе О банкротстве определены права кредиторов и уполномоченных органов (ст. 11) и процедуры принятия решений собранием кредиторов (ст. 12-19). В соответствии со ст. 11 правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы и конкурсные кредиторы, а также органы исполнительной власти в части взыскания задолженности по обязательным платежам.
Уполномоченные органы – это федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены Правительством РФ представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов и граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда здоровью, морального вреда, по оплате авторских вознаграждений, по обязательствам перед учредителями).
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы имеют право проводить собрания кредиторов с правом голоса, а в отсутствие других участников – принимать решения по делу о банкротстве.
К компетенции собрания кредиторов относятся:
1.принятие решения о введении внешнего управления и проведении в установленный срок финансового оздоровления должника;
2.утверждение плана внешнего управления, плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
3.утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего;
4.выбор реестродержателя;
5.принятие решения о заключении мирового соглашения;
6.принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
7.принятие решений об образовании комитета кредиторов, его состава и о досрочном прекращении его полномочий;
8.избрание представителя собрания кредиторов.
Отдельными статьями Закона О банкротстве (ст. 17, 18) регулируются организационные вопросы, связанные с созданием и порядком избрания комитета кредиторов.
Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего.
На комитет возлагается ряд функций, связанных с предоставлением арбитражным управляющим информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства, а также с принятием рекомендаций об отстранении арбитражного управляющего, об обжаловании его действий, о созыве собрания кредиторов. Состав комитета не может быть менее трех человек и более одиннадцати, а при решении вопросов на заседании комитета каждый его член обладает одним голосом. Решения комитета принимаются большинством голосов. При избрании членов комитета используется следующий принцип: каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требований в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Из числа членов комитета избирается председатель.
Арбитражный управляющий,
утвержденный арбитражным судом, имеет
право созывать собрание кредиторов;
созывать комитет кредиторов; получать
вознаграждение в соответствии с
законом; привлекать для осуществления
своих полномочий лиц с оплатой
их деятельности за счет должника; подать
заявление в арбитражный суд
о досрочном прекращении
1.принимать меры по защите имущества должника;
2.анализировать финансовое состояние должника;
3.анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;
4.вести реестр требований кредиторов и предоставлять его лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования;
5.выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
6.возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам, причиненным им при исполнении своих обязанностей, с даты вступления в законную силу судебного акта об их возмещении.
Отдельными статьями Федерального закона о банкротстве (ст. 20-26) регулируются порядок назначения, права и обязанности, требования к кандидатуре, ответственность арбитражного управляющего, а также правила их профессиональной деятельности (ст. 29).
Наблюдение вводится
на основании определения, вынесенного
арбитражным судом по результатам
рассмотрения заявления должника. После
вынесения определения
по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, вступивших в силу до даты введения наблюдения (взыскание задолженности по заработной плате, по выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда жизни и здоровью и др.);
запрещаются удовлетворение требований учредителей и выделение пая в имуществе должника, выкуп должником размещенных акций;
запрещается выплата дивидендов по эмиссионным ценным бумагам;
не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета однородных требований, кроме ситуации, когда при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Глава V Закона О банкротстве посвящена вопросам финансового оздоровления организации-должника. Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
При этом ходатайство о введении финансового оздоровления направляется первому собранию кредиторов или в установленных законом случаях – к арбитражному суду (не позднее 15 дней до даты проведения собрания кредиторов).
Ходатайство должно содержать:
1.сведения об исполнении должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;
2.предлагаемые сроки финансового оздоровления и удовлетворения требований кредиторов.
К ходатайству прилагаются план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей должника или решение собственника имущества должника (унитарного предприятия), перечень учредителей должника, голосовавших за принятие ходатайства к собранию кредиторов.
В законе предусмотрены
источники погашения
В ст. 80, 81 Закона о банкротстве определены порядок введения финансового оздоровления и последствия этой процедуры.
В законе подчеркнуто, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.
Определение суда подлежит немедленному исполнению со сроком оздоровления не более двух лет. При этом наступают следующие последствия:
отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
арест на имущество должника может быть наложен только в рамках процесса о банкротстве;
приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, кроме исполнительных документов, вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления (по взысканию задолженности по заработной плате, по авторским договорам, в возмещение вреда жизни и здоровью и т. п.);
запрещаются выкуп должником размещенных акций, удовлетворение требований учредителей и выделение пая в имуществе должника;
запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
не начисляются штрафы, пени, проценты за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;
на сумму требований
кредиторов в соответствии с графиком
погашения задолженности
неустойки и суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды подлежат удовлетворению после погашения остальных платежей по требованиям кредиторов;
требования кредиторов, включенные в реестр требований, подлежат удовлетворению не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств по графику.
Действующий Закон
о банкротстве, безусловно, в большей
мере соответствует современным
условиям экономического развития России
и значительно подробнее, чем
прежний, регулирует отношения в
области несостоятельности (банкротства)
лиц. С точки зрения законодательной
техники и правоприменительной
практики в науке неоднократно высказывалась
идея о целесообразности собрать
в Законе о банкротстве все
специальные правила об особенностях
банкротства отдельных