Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:59, доклад
Государству жизненно необходимо осуществлять меры антикризисного регулирования, причем не только с позиций преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономики, направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижения заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений.
Направление
изменений социально-
Взаимодействие
благожелательной к
рынку стратегии
развития.
На
схеме, приведенной ниже, показаны отношения
между государством и рынком в четырех
аспектах: развитие человека, внутренняя
экономика, международная экономика и
макроэкономическая политика. Эти сферы
деятельности взаимосвязаны. Внутренняя
экономика без чрезмерных «перекосов»
вознаграждает тех, кто формирует свой
человеческий капитал более бережно, чем
это делает «перекошенная» экономика.
В то же время образование делает внутреннюю
экономику более производительной благодаря
тому, что ускоряется освоение новых технологий.
Или другой пример: стабильная макроэкономика
помогает внутренней системе цен, поскольку
она рассеивает туман инфляции. Но эффективность
микроэкономики также облегчает возможность
поддерживать инфляцию на низком уровне:
чем меньше нежизнеспособных предприятий,
тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих
дефицит государственного сектора. Все
четыре направления деятельности по праву
заслуживают того, чтобы ими заниматься.
Однако ввиду существования таких связей
результаты, по-видимому, будут несоизмеримо
более надежными, если все они будут осуществляться
вместе.
Сферы
реализации государственных
управленческих функций.
Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социальноэкономического прогресса.
Динамика
выхода из кризиса, а затем и экономического
роста определяется не силой государства,
а эффективность косвенного воздействия
и регулирования
Эта
функция государства
Во-первых,
согласно Гражданскому кодексу Российской
Федерации федеральная
Во-вторых,
это предприятия с
Но институт представителей государства в органах управления предприятий не всегда оправданно формировать только из государственных служащих – специалистов министерств и ведомств, нужно, чтобы представитель государства в органе управления предприятием был хорошим менеджером, владел методами исследования систем управления.
В-третьих,
государство обладает недвижимым имуществом.
Это золотой фонд государственной
собственности, который всегда в цене
и должен постоянно эффективно функционировать.
К сожалению, до последнего времени распространенным
действием остается избавление от недвижимости
для покрытия дефицита бюджета. Между
тем более эффективным может быть путь
регулирования через систему национального
имущества, в организации использования
этого имущества на условиях аренды. Этот
способ регулирования служит преградой
для превращения предприятий в чисто имущественные
объекты с утратой ими производственных
и хозяйственных функций и массовыми увольнениями
их работников. В-четвертых, с деятельностью
государства тесно связаны земельные
отношения. В этой сфере действуют более
сотни законодательных актов, которые
нередко носят противоречивый характер
и не способствуют эффективному развитию
сельскохозяйственного производства.
Наконец, в поле государственного регулирования
находятся отношения собственности в
регионах. Формально перевести недвижимость
одной формы собственности в другую не
является проблемой, добиться, чтобы на
этой базе оптимально реализовывались
интересы работника, предприятия и государства.
На практике же превалирует передача федеральных
предприятий в собственность субъектов
Российской Федерации в счет погашения
долга государства их бюджетам, что связано
с пониманием того, что предприятие –
имущество, имеющее определенную стоимость.
Виды
государственного регулирования
кризисных ситуаций
Нормативно-
Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.
«Экономической Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства.
Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.
В современной практике понятие «банкрот» введено в Указе Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур».
В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства на основе нормативных актов, таких как Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1993 г.
«О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», от 2 июня 1994 г.
«О
продаже государственных
В последней редакции данного закона несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом неспособность юридического лица в полном объеме выплатить денежный долг кредиторам и (или) исполнить требования по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).
Защита
интересов государства как
К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г.
«Об
ответственности должностных
В
условиях кризиса особое значение приобретает
государственное нормативное
Анализ
итогов реформ за прошедшие годы показывает,
что выход из кризиса невозможен без создания
социальной модели экономики, глубокого
поворота к нуждам и потребностям человека,
развития его способностей и творческого
потенциала. Закон, нормативноправовая
деятельность государства должны максимально
содействовать интеграции социальных
стимулов развития общественного производства
с его естественным назначением – служить
удовлетворению потребностей людей.
Финансовое
регулирование.
Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
Задачи
и цели бюджетной политики отражают
особенности переживаемого
1) использование
бюджетной политики для
2) обеспечение
минимальной в условиях
3) разрешение
или смягчение острых
4) развитие
новых отношений бюджетного
Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
Глубина и продолжительность кризиса в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. В регионах напряженность финансовая нейтрализуется путем приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Но нужны доходы от производства.
Механизм корректировки денежных процессов сложен. Поэтому главный акцент в монетарной политике делается на регулировании предложения денег, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.
В развитых странах денежная масса состоит преимущественно из кредитных денег (банкнот, депозитов), т. е. денег, выпускаемых в обращение по каналам кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Это означает, что инициаторами выпуска или изъятия денег выступают хозяйствующие субъекты. Ограничения эмиссии денег: государство может оказывать существенное влияние на темпы роста денежной массы и другие параметры денежного оборота. В России ситуация иная. У нас дефицит финансового капитала. Разработаны несколько программ выхода из кризисной ситуации. Первая – постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая – стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третья – привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертая – использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.
Информация о работе Возможность государственного регулирования кризисных ситуаций