Возможность государственного регулирования кризисных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:59, доклад

Описание работы

Государству жизненно необходимо осуществлять меры антикризисного регулирования, причем не только с позиций преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономики, направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижения заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений.

Работа содержит 1 файл

основы государственного регулирования кризисных ситуаций.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Основы государственного регулирования кризисных ситуаций 

    Государству жизненно необходимо осуществлять меры антикризисного регулирования, причем не только с позиций преодоления  уже имеющих место кризисных  явлений, но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономики, направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижения заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, имея в виду как недопущение возникновения конкретных кризисных явлений, вызревающих кризисных ситуаций. Уровень вмешательства государства в экономику зависит от социально-экономической системы общества. При всей индивидуальной исторической конкретности общественных систем в странах мира, все эти системы, так или иначе, сводятся к трем основным типам:

  1. Планово-распределительная система. Существовавшая в СССР и странах СЭВ до сравнительно недавнего времени;
  2. Рыночно-капиталистическая система, характеризуемая полным саморазвитием рынка, при минимизации государственного воздействия на экономику, управляемую «невидимой рукой рынка» (определение А. Смита); эта система существовала в индустриально развитых странах Запада в прошлом, в эпоху домонополистического капитализма, а в настоящее время существует только в экономически слабо развитых странах, выполняющих роль сырьевого придатка мирового рынка;
  3. Смешанная система (лучше ее было бы назвать интегрированной системой), соединяющая в себе наиболее приемлемые черты как рыночно-капиталистической, так и планово-распределительной систем хозяйствования, причем набор элементов из двух крайних систем (плановой и рыночной) и их взаимодействие (институциональное и функциональное) осуществляются индивидуально конкретно, применительно к той или иной стране мира; соответственно, смешанные экономики таких стран, как США, Германия, Япония, Франция, Швеция, Швейцария и других, при наличии многих общих черт в очень сильной степени отличаются друг от друга.

    Современная экономика представляет собой систему  смешанного типа, в которой рыночный механизм дополняется различными формами государственного вмешательства. В странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все стадии воспроизводственного процесса. Государственное регулирование было и остается существенным фактором общественного развития. 

Предприятия и домохозяйства - основные компоненты экономического развития, образующие фундамент жизнедеятельности общества 

    Домашнее  хозяйство – это экономическая  единица в составе одного или  нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

    Домашнее  хозяйство – один из трёх субъектов  экономической деятельности. Домохозяйство  охватывает экономические объекты  и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

    Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или  более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику  ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

    В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую  единицу, состоящую из одного или  нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся  к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

  • Основные признаки домохозяйства – это:
  • Совместное проживание и обустройство быта.
  • Совместное ведение хозяйства.
  • Обладание определёнными ресурсами.
  • Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.
  • Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.
  • Виды домохозяйств:
  • Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

    Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями , а также этими семьями совместно  с одиночками. Единичные домохозяйства  в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

    Групповые домохозяйства образованы постоянными  или временными группами людей для  совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

    Домашние  хозяйства классифицируются по следующим  признакам:

  • Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).
  • Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).
  • Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).
  • Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).
  • Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).
  • Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).
  • Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

    Под  предприятием   понимается   самостоятельно   хозяйствующих субъект,  созданный в соответствии  с действующим законодательством для производства  продукции,  выполнения  работ и оказания   услуг   в   целях удовлетворения  общественных потребностей и получения прибыли.  Предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица,  под которым  понимается  организация,  имеющая  в  собственности,  хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество  и  отвечающая  по своим обязательствам  этим  имуществом,  от  своего  имени  приобретающая  и осуществляющая  имущественные  и  личные  неимущественные   права,   несущая обязанности и выступающая  истцом  и  ответчиком  в  суде.  Предприятие  как самостоятельно действующий субъект должно иметь самостоятельный  баланс  или смету,  свое  наименование,  содержащее  указание  на  его   организационно- правовую форму. Предприятие как юридическое лицо в соответствии с первой  частью Гражданского кодекса Российской Федерации п.1 ст.52 действует  на  основании Устава, либо только учредительного  договора  и  Устава,  в  зависимости  от организационно-правовой формы либо Устава и учредительного договора.

    С точки зрения всей системы экономических  отношений все  хозяйствующие  субъекты рыночных экономик понимаются как предприятия,  хотя  в  Гражданском Кодексе РФ под ними понимаются коммерческие  и  некоммерческие  организации.

    Под коммерческой  организацией  понимается  юридическое  лицо,  преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.  Юридические  лица, являющиеся  коммерческим  организациями,  могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ,  государственных   и   муниципальных унитарных предприятий.

    Юридические  лица,  не  имеющие  в  качестве   основной   цели   своей деятельности извлечение  прибыли и   не   распределяющие   прибыль   между участниками,  являются  некоммерческими организациями.  К   ним   относятся потребительские, общественные  или религиозные организации,  финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные  фонды,  а  также  другие формы, предусмотренные законом. 

Предприятие и домохозяйство  с позиции государственного менеджмента 

    Общим для предприятия и для домохозяйства  выступает стремление к устойчивому  развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.

    В этой связи, естественно, возникают  вопросы о том, можно ли предсказать  экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

    В условиях рыночной экономики главное  внимание собственников и менеджмента  обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства - к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.

    Каждое  из этих явлений может происходить  как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства  может произойти из-за отсутствия денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений — обострение социальной обстановки.

    Итак, что же может служить причиной нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка? Ответ  на этот вопрос состоит в следующем: во-первых, наличие монополии; во-вторых, вмешательство государства; в-третьих, инфляция и, наконец, внешние факторы. Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции. 
 

Основные  операции, осуществляемые на предприятии, с позиции менеджмента 

    Общими  для предприятия и для домохозяйства  выступает стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни. В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

    В условиях рыночной экономики главное  внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства -- к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы. Каждое из этих явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства может произойти из-за отсутствия денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений — обострение социальной обстановки. 

    

     

Причины нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка 

    Итак, что же может служить причиной нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка? Ответ на этот вопрос состоит в следующем: во-первых, наличие монополии; во-вторых, вмешательство государства; в-третьих, инфляция и, наконец, внешние факторы. Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции. С позиции теории регуляции * кризисы можно классифицировать следующим образом:

Информация о работе Возможность государственного регулирования кризисных ситуаций