Автор: K**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:04, реферат
В первой части реферата будут освещены проблема внешнего долга Царской России, как пример дипломатической тактики правительства послереволюционной Советской Республики, и в противоположность проблема внешнего долга и методы ее решения в Современной России, вступление России в Лондонский клуб, мнение правительства и экспертов на это событие, механизм уплаты по долговым обязательствам нашей страны после их реструктуризации. Во второй - рассмотрены виды инструментов внутреннего Государственного долга, методы подсчета их доходности, формы уплаты по долговым обязательствам, приведено краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства финансов РФ на 1998 год
15, 6
13, 1
Фактические выплаты
2, 6
3, 9
4, 6
6, 7
Просрочки по советским кредитам (в млрд руб.)
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
График погашения
14, 2
13, 0
14, 9
12, 4
Переносы и просрочки
12, 1
11, 5
11, 9
10, 8
Фактические выплаты
2, 1
1, 5
3, 0
1, 6
1. 3 Выход долгов России на мировой финансовый рынок
1. 3. 1. Лондонский клуб
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков - сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.
Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.
Первое заседание
Лондонского клуба было созвано
в 1976 г. в связи с проблемами Заира.
Всего в 1981-1983 гг. заключено 14 соглашений
на 10 млрд дол., последующие два года,
после разразившегося мирового долгового
кризиса 1982 г. 47 соглашений на 130 млрд дол.
В 1994-1996 гг. Лондонский клуб осуществил
реструктуризацию внешней задолженности
Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а
также некоторых развивающихся
стран (например Бразилии и Габона).
В клуб сегодня входит около 600 коммерческих
банков индустриально развитых стран
мира. В составе кредиторов, связанных
с Внешэкономбанком 430 банков во главе
с Банковским консультативным комитетом
(БКК), который является органом выработки
общих принципов по урегулированию
задолженности ВЭБ перед
Банки-члены БКК Лондонского клуба
Германия: Deutshe Bank AG (председатель БКК), Dresdner Bank, Kommerzbank AG.
Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale.
США: Bank of America.
Великобритания: Midland Bank.
Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan (сопредседатель БКК.)
Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale de Paris SA.
Австрия: Creditanstalt-Bankverein
1. 3. 2. Вступление России в Лондонский клуб
Осенью 1994 г. на
сессии МВФ в Мадриде стороны
нашли компромисс, договорившись, что
должником перед Лондонским клубом
будет выступать
После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 г. объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21, 9 млрд дол., или более 91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную прямую.
Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 г. Сумма основного долга составляет 24 млрд дол., процентные платежи - 8, 3 млрд дол. Cумма долга будет разбита на две части. Основной долг (Principal Loan) планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes (IAN). Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк, они будут зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже. Предусмотрено обращение этих облигаций как в России, так и за ее пределами (в Европейской клиринговой системе Euroclear). Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэкономбанк, они согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 г. будут приравнены по статусу к долговым обязательствам государства.
Новые финансовые
инструменты могут оказаться
весьма интересными как для
Внешэкономбанку
предоставляется отсрочка в погашении
долгов на 25 лет с семилетним льготным
периодом, в течение которого выплачиваются
лишь проценты, причем по достаточно льготной
ставке LIBOR + 13/16. Только часть каждого
платежа будет осуществлена деньгами,
правда с течением времени эта
часть будет увеличиваться. Другая
часть выплачивается
1. 3. 3. Точки зрения на вопрос о выплате долгов
Все мы прекрасно
помним, что подписание соглашения
с Лондонским клубом с большой
помпой преподали публике. Выступление
первого вице-премьера Анатолия Чубайса
на пресс-конференции после
И все-таки, не умаляя
значимости случившегося, хотелось бы
подчеркнуть, что даже после льготной
реструктуризации долга Лондонскому
клубу кредиторов положение России
с точки зрения обслуживания внешнего
долга остается непростым. По расчетам
ведущего эксперта исследований и прогнозирования
ГУ ЦБ по Москве, если в течение ближайших
лет внешние заимствования
И снова итог подводит Андрей Костин: «В начале следующего столетия Россия должна выйти на максимальные платежи по внешнему долгу (десять-двенадцать млрд дол. в год). При условии нормального исполнения доходной части бюджета эта задача посильна для государства. В любом случае Россия не находится у той черты, за которой можно говорить о невозможности обслуживания внешнего долга. Вместе с тем государству достаточно важно понять, как в дальнейшем эффективнее заимствовать новые средства на внешнем рынке. Заключение сделки по Лондонскому клубу, даже в большей степени, нежели подписание соглашения с Парижским клубом, работает на повышение рейтинга России и, соответственно, на понижение ставок новых заимствований. Поэтому мы ожидаем улучшения условий выпуска российских еврооблигаций. За счет этого источника можно будет сократить заимствования по связанным кредитам, которые в основном осуществлялись в последнее время».
Однако кризис
на мировом финансовом рынке, да и
последние пертурбации в
2. Внутренний долг России.
2. 1. Государственный долг и формы его покрытия
В России дефицит
бюджета уже несколько лет, для
его покрытия нужны безинфляционные
инструменты. К таким инструментам
относятся государственные
В Законе о внутреннем долге говорится, что заимствования делятся на три «группы»: до 1 года - краткосрочные, 1-5 лет - среднесрочные, 5-30 лет - долгосрочные. Заимствования на срок более 30 лет законом запрещены. Расчетная единица - рубль. Специальной статьей Закона определяется верхний предел ГД, и превышать его нельзя.
Расходы по обслуживанию долга включаются в расходы бюджета: чем больше государство берет для покрытия дефицита, тем сильнее увеличивается расходная часть бюджета. Поэтому механизм размещений государственных бумаг должен строится в идеале так, чтобы доходность по ним снижалась.
На сегодняшний день существуют три основные формы покрытия ГД:
добровольный, рыночный кредит - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном рынке). К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ). Общий объем ГД по этим бумагам на 1 января 1996 г. составлял чуть больше 80 трлн руб., а объем чистого долга, То есть без бумаг в портфеле ЦБ, можно оценить в 70 трлн рублей;
вынужденный квазирыночный кредит - рыночное оформление фактического ГД. К таким бумагам относятся облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка. Величина квазирыночного долга на 1 января 1996 г. составляла около 50 трлн рублей;
дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину. Остаток такого кредита на начало 1996 года достигал около 60 трлн руб.
Таким образом, из приблизительно 180 трлн руб. ГД на 1 января 1996 г. лишь менее 40% (до 70 трлн руб.) действительно по всем параметрам отвечают формальным критериям цивилизованности (главный из которых - свобода выбора сторон). Менее 30% приходится на принудительный и несколько более 30% - на административный кредит.
За балансом
при таком подсчете остается неучтенный,
но фактически существующий, долг бюджета
различным экономическим
В итоге на начало
1996 г. внутренний ГД продолжал иметь
преимущественно