Автор: K**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:04, реферат
В первой части реферата будут освещены проблема внешнего долга Царской России, как пример дипломатической тактики правительства послереволюционной Советской Республики, и в противоположность проблема внешнего долга и методы ее решения в Современной России, вступление России в Лондонский клуб, мнение правительства и экспертов на это событие, механизм уплаты по долговым обязательствам нашей страны после их реструктуризации. Во второй - рассмотрены виды инструментов внутреннего Государственного долга, методы подсчета их доходности, формы уплаты по долговым обязательствам, приведено краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства финансов РФ на 1998 год
Таким образом, Россия и другие государства - бывшие республики СССР вышли на мировую валютно-кредитную арену в положении международных банкротов, лишившихся доверия со стороны зарубежных обладателей кредитных ресурсов. В международных валютно-финансовых организациях такие государства деликатно именуются странами ТОД («с трудностями в обслуживании долгов»), - помимо России в мире насчитывается еще около 60 стран ТОД.
Несостоятельность
России по выполнению международных
финансовых обязательств усугубилась
рядом дополнительных осложняющих
моментов. Во-первых, новым государствам,
возникшим на территории бывшего
Советского Союза, не удалось удовлетворительно
договориться между собой о разделе
его внешних активов и
Тем не менее России пришлось включиться в процесс так называемой «реструктуризации долга», т. е. урегулирования и официального переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, - прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной изоляцией от любого из международных кредитных источников. Что же касается западных кредиторов, то все рычаги и управления процессом были на их стороне, а это открывало возможность превратить «реструктуризацию» в еще один канал влияния на Россию.
В ходе соответствующих переговоров, которые идут уже четыре года и пока еще не закончены, российской стороне хотелось добиться списания хотя бы некоторой части задолженности. Однако западные страны на прощение долга не пошли и согласились лишь с вариантом отсрочки погашения, хотя и довольно длительной. Не исключено, что эта льгота по срокам связана с тем, что неплатежи России по кредитным обязательствам СССР фактически компенсируются широкой утечкой валюты за рубеж по негосударственным каналам. Таким путем валютные средства все равно возвращаются в коммерческие банки западных стран, но только в другой форме.
Более других продвинулось
урегулирование задолженности официальным
кредиторам, объединенным в Парижском
клубе. После частичных временных
отсрочек, оформленных в 1993-1994 гг., в
апреле 1996 г. было заключено генеральное
соглашение относительно погашения
кредитов, предоставленных бывшему
Советскому Союзу коммерческими
банками из 19 западных стран под
государственные гарантии или с
государственной страховой
Примерно на таких же условиях предполагалось произвести реструктуризацию долгов банкам - участникам Лондонского клуба, чьи кредиты не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Принципиальная договоренность по этому поводу была достигнута еще осенью 1995 г.: реструктурируемый долг в размере 33, 1 млрд дол. (25, 6 млрд основного долга плюс 7, 5 млрд накопленных процентов) будет погашаться в течение 25 лет с 6-летним льготным периодом. Однако об окончательных результатах урегулирования можно было говорить лишь по завершении двух довольно длительных и сложных процессов. От банков-кредиторов должны были быть получены подтверждения о согласии с названными условиями (а таких банков несколько сотен) и произведена выверка сумм задолженности с каждым из них, чем занимался Внешэкономбанк, специально сохраненный для разбирательства с долгами бывшего СССР.
В отличие от задолженности западным банкам ситуация с урегулированием коммерческих долгов выглядит не столь определенной. Обязательства по этим кредитам достаточно трудно идентифицировать и обобщить, поскольку юридическими должниками по ним в подавляющей части являлись советские внешнеторговые организации, ныне упраздненные. С другой стороны, эти долги распылены среди массы разнокалиберных зарубежных компаний и фирм, также с трудом поддающихся учету. Для ведения переговоров с Россией фирмы-кредиторы объединились в страновые клубы, однако, каких-либо значимых и конкретных договоренностей с ними пока не достигнуто. Российская сторона предлагает ограничить реструктурируемую «негарантируемую коммерческую задолженность» суммой в 4 млрд дол. (против числящихся в этой категории 7 млрд) и оформить ее особыми векселями со схемой погашения аналогично условиям Лондонского клуба. Кредиторов такой вариант, естественно, мало устраивает, и, прежде всего, требование о столь длительной рассрочке, которая, может быть, еще терпима для банков, но совершенно неприемлема для промышленных и торговых фирм, особенно малых и средних. Тем не менее решение так или иначе должно быть найдено, ибо без этого западные фирмы никаких коммерческих кредитов российским предпринимателям предоставлять не будут.
1. 2. 3. Проблема возврата советских кредитов
Отказ от прежней
практики политических кредитов и тяжелое
экономическое положение сводят
до минимума операции России как международного
кредитора. Подавляющая часть
В итоге страны-должники
заняли по отношению к России по
существу такую же позицию, что и
российская сторона по отношению
к западным кредиторам: в большинстве
случаев они перестали
Кредиты бывшего СССР развивающимся странам никогда не будут погашены целиком - это обстоятельство очевидное и не вызывающее сомнений. В то же время, если судить по опыту некоторых государств, международная финансовая практика располагает способами, которые позволяют вернуть по крайней мере часть средств, замороженных в неликвидных долгах. Среди практикуемых методов наиболее часто упоминаются: переуступка - разумеется, со скидкой - части долгов специализированным фирмам и банкам из третьих стран. Последние затем самостоятельно регулируют отношения со странами- должниками. Скидки, как показывает практика, бывают очень значительными (от 50 до 90%), но в данном случае кредитор предпочитает полнить хоть что-то, чем не получить ничего; уплата должником части долга в виде отступного в обмен на отказ от дальнейших претензий на всю сумму причитающейся задолженности. Этот способ чаше всего практикуется при урегулировании межправительственных кредитов; погашение задолженности полностью или частично местной валютой, которая затем по усмотрению кредитора используется внутри страны для организации производства с последующей покупкой части производимой продукции, для приобретения недвижимости, для вложений в ценные бумаги и пр. Подобные операции достаточно широко применяются, например, для взыскания задолженности в ряде стран Латинской Америки.
Имеются и другие
варианты решения проблемы, однако
Россия в ее нынешнем состоянии не
располагает действенными рычагами
экономического или политического
влияния, чтобы воспользоваться
тем или иным способом получения
средств от неисправных должников.
Поэтому ее усилия в этой сфере
сосредоточены, прежде всего, на поисках
путей присоединения к
1. 2. 4. Некоторые оценки и выводы
Договоренности с Парижским и Лондонским клубами снимают остроту проблемы внешнего долга и означают для России определенный успех в том смысле, что избавляет ее от репутации международного банкрота. Но этот успех вряд ли стоит переоценивать, ибо ранг надежного заемщика названными акциями автоматически не обеспечивается. Полученный Россией от некоторых агентств кредитный рейтинг, о котором так много говорят как о пропуске на международный рынок капиталов, на самом деле весьма невысок. Россия, поставленная этим рейтингом в один ряд с Польшей и Мексикой, располагается ближе к концу, нежели к началу соответствующего реестра стран-заемщиков.
Безусловно, России
теперь будет несколько легче
привлекать кредиты из-за рубежа, в
которых она остро нуждается
и еще долго будет нуждаться.
Однако западные страны, рассчитавшие
условия погашения старых долгов
таким образом, чтобы не помешать
выполнению обязательств по новым кредитам,
будут пристально следить за поведением
России на международных рынках, оказывая
существенное влияние на размеры
и каналы заимствований, если не полностью
их определяя. Тем более что главными
источниками новых кредитов будут
средства официальных кредиторов и
международных валютно-
Следует подчеркнуть,
что новые заимствования России
за рубежом мало что дают непосредственно
российской экономике, ибо значительная
их часть, если не целиком, уходит на платежи
по той же самой внешней задолженности.
В 1994 г. Россия привлекла из западных
страны кредиты на сумму 4, 2 млрд дол.,
а выплатила по внешним долгам
4, 6 млрд дол. В 1995 г. соответствующие
цифры составили 8, 3 и 6, 7 млрд дол. Пока
неизвестно, сколько точно кредитов
полнила Россия в 1996 г. и получит
в текущем году. Но расходы по
внешнему долгу в 1996 г. наверняка
превысили 7 млрд, а на 1997 г. планируются
в размере 9 млрд дол. Между тем
сумма российского долга
Что же касается
взыскания долгов с российских должников,
то приоритетное направление на присоединение
к Парижскому клубу кредиторов не
обещает однозначных
Важность разработки и практического применения таких альтернативных вариантов возрастает в связи с тем, что рано или поздно придется договариваться о погашении обязательств со стороны новой категории должников - партнеров России по СНГ. Сумма задолженности этих стран в пользу России в связи с систематическими неплатежами за поставку энергоносителей растет из года в год, уже достигая, по некоторым оценкам, 10 млрд долларов.
Платежи по внешнему долгу России (в млрд руб.)
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
График погашения
16, 7
21, 1
20, 2
19, 8
Переносы и просрочки
14, 1
17, 2