Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:12, реферат
Не так давно на сайте одного из крупнейших российских информационных агентств появился пресс – релиз о том, что при строительстве нового жилого комплекса «Алые паруса» компания «Донстрой» якобы использует строительные материалы, содержащие радиоактивные вещества. Эта информация «прожила» в Интернете всего пару часов, но ее успели перехватить печатные СМИ и с шумом стали смаковать ее в своих изданиях. Чтобы ложную сенсацию убрали с сайта представителям «Донстрой» пришлось связаться с владельцами ресурса, но компании уже ничего не оставалось, как придумывать оправдание. Приведенный пример является показательным для кризисной ситуации, в которые зачастую попадают коммерческие фирмы. Так что же такое кризис, и как с ним бороться PR – специалисту?
Варианты выхода из кризиса
Не так давно на сайте одного из крупнейших российских информационных агентств появился пресс – релиз о том, что при строительстве нового жилого комплекса «Алые паруса» компания «Донстрой» якобы использует строительные материалы, содержащие радиоактивные вещества. Эта информация «прожила» в Интернете всего пару часов, но ее успели перехватить печатные СМИ и с шумом стали смаковать ее в своих изданиях. Чтобы ложную сенсацию убрали с сайта представителям «Донстрой» пришлось связаться с владельцами ресурса, но компании уже ничего не оставалось, как придумывать оправдание. Приведенный пример является показательным для кризисной ситуации, в которые зачастую попадают коммерческие фирмы. Так что же такое кризис, и как с ним бороться PR – специалисту?
Кризис и его последствия
Рассмотрим кризис как угрозу репутации компании. По мнению экспертов, стоимость репутации доходит до 85% рыночной стоимости компании. Вывод напрашивается сам собой: последствием кризиса, затронувшего репутацию, является, как правило, потеря денег.
Два миллиона долларов. Много это или мало? По всей видимости, для большинства фирм - это значительная сумма. И именно столько, например, компания Bunkers Trust лишилась в результате распространения ложной информации о своей деятельности.
Технологии антикризисного
PR применяются с целью
До кризиса
Это самый важный из этапов работы PR-отдела. По-другому его можно назвать «этап стратегического планирования». Главная задача в этот период – предугадать возможные угрозы и определить слабые стороны фирмы, а также составить перечень возможных мероприятий, направленных на их предотвращение (определить «болевые точки» и методы предполагаемой защиты можно с помощью SWOT – анализа). Очень важно комплексно подойти к проблеме. Антикризисная стратегия - это рабочий проект, в котором вы должны проанализировать деятельность фирмы в разрезе «трех “К”»: клиенты – компания – конкуренты. После того как cоставлена программа, необходимо проанализировать риски и составить бюджет. (Подробное описание применения инструментов «трех “К”», SWOT – анализа и анализа рисков не является задачами данной статьи.) Рекомендуется не экономить время на этапе разработки и планирования! Чем больше времени уделяется подготовке и анализу, тем эффективнее проходит этап реализации.
Этап разработки антикризисной стратегии очень важен для компании. К сожалению, еще очень немногие фирмы как в России, так и в других странах СНГ осознают значение первоначальной стадии, этапа подготовки к возможной кризисной ситуации. Для экономики Беларуси, например, показательны следующие статистические данные:
до 98% крупных коммерческих предприятий не имеют антикризисных планов;
около 80% - не имеют стратегии развития.
Результаты отсутствия антикризисной
стратегии можно образно
Так же и в экстремальной ситуации в бизнесе: не имея антикризисной PR-стратегии, вы судорожно начинаете искать «запасные фары».
Время кризиса
Итак, кризис наступил. Что же делать, и кто виноват?
Первое, что необходимо сделать мгновенно, опираясь на стратегию, разработать сценарий действий на первые 8 часов рабочего дня. Очевидно, что первый день будет самым напряженным, поэтому очень желательно облегчить себе жизнь. Кроме того, этот сценарий должен решать задачу буфера против поступающей негативной информации.
Пример, связанный с мюзиклом
«Норд Ост». Чтобы избежать волны
отрицательных эмоций мирного населения,
первые три часа после освобождения
театра от террористов дикторы
Второе. Продолжая работать в прежнем режиме, что и до кризиса, ответственные лица принимают одно из следующих решений:
Вариант 1. Не делать ничего. Фирма надеется на свою репутацию и решает «не дергаться», мол, время покажет. Современный менеджер настолько привык к стрессам, что при возникновении кризисной ситуации продолжает оставаться спокойным, «заметая проблему под ковер». Это - ошибочные действия, так как именно в этот период к компании приковано повышенное внимание общественности, и проблема не решается, а лишь усугубляется.
Вариант 2. Экстренно собирается
специальная антикризисная
топ – менеджеры компании;
в этом случае директор организации
становиться руководителем
в антикризисную команду превращается отдел маркетинга или PR.
Вариант 3. Оптимальным является
вариант, когда фирма заботится
о стратегическом планировании, и
заранее назначила
Вариант 4. Нанимается агентство со стороны.
В период кризиса фирма
находится в состоянии так
называемого «повышенного хаоса». Добавив
«инородное тело» в виде агентства,
можно еще и усугубить
С точки зрения автора, бездействовать в условиях кризиса - недопустимо. Поэтому далее будут рассматриваться варианты, когда фирма действительно заботится об управлении своим имиджем.
Алгоритм боевых действий
Компания решила бороться с кризисом. В данной ситуации необходимо быстро думать и хладнокровно действовать.
Первый шаг - выделение
целевой аудитории, которая является
наиболее значимой для бизнеса. Предлагается
следующий вариант
Внутренняя среда.
Главный управляющий фирмы.
Топ – менеджеры и руководители фирмы.
Сотрудники фирмы.
Внешняя среда.
Клиенты фирмы.
Партнеры и инвесторы.
Пресса.
Власти.
Следующий шаг - определение тех сегментов, которые затронул кризис. Наиболее сложная ситуация, если кризис охватил все сегменты.
Работа с внутренней средой
В первую очередь, нужно внушить
сотрудникам, что кризис временный.
Предотвратить панику. Паника в условиях
кризиса – недопустима и
Следующим этапом будет разработка
стратегии фирмы по выходу из кризиса.
Стратегия разрабатывается
Затем необходимо провести презентацию стратегии по выводу предприятия из кризиса для своих сотрудников. Каждый сотрудник должен четко понимать ситуацию, ощущать безопасность и полную прозрачность действий.
Работа с внешней средой
В компании выявляются информационные потоки, которые проходят через сектора аудитории, определенные на предыдущих этапах. Выбирается группа людей, которая имеет право общаться со СМИ. Всему персоналу дается официальный запрет на внешние контакты.
Назначается группа, занимающаяся
постоянным мониторингом СМИ. Для ньюс–мейкеров
готовятся специальные
После кризиса
Цикл кризиса очень непродолжителен. Он подобен вспышке, всплеску негативной информации. После того как волна улеглась, необходимо провести оценку текущей ситуации. Вывести показатели цитируемости о деятельности фирмы в СМИ.
Характерно, что после кризиса наступает ощущение «звенящей пустоты». Если до этого момента - шквал звонков, «беготня», то теперь - затишье. Очень важно не расслабляться, а после непродолжительного «сбора», вновь готовиться в бой с новыми кризисами.
Очень полезно периодически проводить в компании «спровоцированные кризисы». В рабочих группах, примерно раз в 6 месяцев, чтобы не отвлекать людей от основной работы, ставить перед ними вопрос: «Что вы будете делать, если кризис наступит завтра?». А результатом работы таких групп должна стать антикризисная программа всего предприятия.
Не останавливайтесь, делайте выводы и двигайтесь дальше. Выделяйте время для планирования, разрабатывайте стратегию развития. Как говорят маркетологи, будущее нельзя предсказать, его можно придумать.
Выводы
Каждое предприятие должно иметь стратегию развития бизнеса минимум на три года.
К кризису нужно быть готовым заранее, т.е. иметь разработанную антикризисную программу.
При разработке антикризисной стратегии необходимо определить целевую аудиторию, значимую для нашей фирмы, которую затронул кризис.
Каждый сотрудник должен знать, какие действия предпринять:
В первый день кризиса разрабатывается сценарий мероприятий «8 часов».
Выделяются информационные потоки, которые проходят через целевую аудиторию.
Назначаются ответственные лица за координацию мероприятий.
Назначаются сотрудники для ведения переговоров со СМИ.
После кризиса необходимо действовать незамедлительно, не останавливаясь «на передышку».
Необходимо периодически организовывать «спровоцированные кризисы».
И главное, не паникуйте даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Ведь, как говорил Фридрих Ницше: «Все, что не убивает нас, делает нас сильнее».