Управление персоналом в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:51, реферат

Описание работы

Целью написания реферата является рассмотрение теоретических основ антикризисного управления персоналом организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотрение антикризисных характеристик управления персоналом;
- анализ системы антикризисного управления персоналом;
- рассмотрение антикризисной политики в управлении персоналом;
- рассмотрение принципов антикризисного управления персоналом;
Очередность поставленных задач будет полностью соответствовать структуре реферата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Антикризисные характеристики управления персоналом………………..5
2 Система антикризисного управления персоналом………………………...9
3 Антикризисная политика в управлении персоналом………………………16
4 Принципы антикризисного управления персоналом……………………..21
Заключение……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы……………………………………………33

Работа содержит 1 файл

губин.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

          ГОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет

(КубГТУ)

                 Кафедра производственного и регионального менеджмента

                                Факультет экономики, управления и бизнеса

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине  «Антикризисное управление»

на тему: «Управления персоналом в антикризисном управление» 
 
 
 
 

Выполнила студентка  группы 07-Э-МО-1, 5 курса

                                      Яценко Юлия Витальевна 

                                                          
 

                                                        

                                                         Краснодар

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Антикризисные  характеристики управления персоналом………………..5

2 Система  антикризисного управления персоналом………………………...9

3 Антикризисная  политика в управлении персоналом………………………16

4 Принципы антикризисного управления персоналом……………………..21

Заключение……………………………………………………………………..32

Список  используемой литературы……………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Термин  «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что  причина его появления заключается  в реформировании российской экономики  и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».

        Кризис — объективное  явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.

        Такое предположение  выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует  об обратном. Несмотря на «человеческую  природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.

        Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без правильно отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления.

        Таким образом, данный реферат посвящен проблеме антикризисного управления персоналом. Данная проблема на сегодняшний день является актуальной.

        Целью написания  реферата является рассмотрение теоретических  основ антикризисного управления персоналом организации.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

        - рассмотрение антикризисных  характеристик управления персоналом;

        - анализ системы  антикризисного управления персоналом;

        - рассмотрение антикризисной  политики в управлении персоналом;

        - рассмотрение принципов антикризисного управления персоналом;

        Очередность поставленных задач будет полностью соответствовать  структуре  реферата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1 Антикризисные характеристики  управления персоналом 

        В литературе по менеджменту  нередко можно встретить такие термины, как «управление трудовыми ресурсами», «рабочей силой», «людскими ресурсами» и др. И это не случайно. Эти понятия родились в период господства технократической концепции управления. Как справедливо подчеркивает профессор Э.М. Коротков, новая гуманистическая парадигма управления требует новых, более четких понятий, адекватно отражающих ведущую роль человека в теории и практике управления. По его мнению, «понятие «персонал управления» в большей мере соответствует идее человеческого фактора в современном управлении, чем какое-либо понятие. Но еще более этой идее соответствует понятие «человеческий капитал».[2]

        Это не игра в термины, а отражение совершенно другого  отношения к человеку в процессе управления. Человек может рассматриваться  как рабочая сила и может рассматриваться как капитал. Если человек выступает как формальный, механический исполнитель своих обязанностей, приказов и указаний начальства, и достаточно большое число таких людей составляют определенную силу, но если человек обладает развитым интеллектом, выраженной творческой индивидуальностью, предприимчивостью, новаторским складом характера — это не просто рабочая сила, это — ценный капитал. И относиться к нему надо как к высшей ценности, как к ведущему фактору достижения всех управленческих целей.

        Для повышения эффективности  управления необходимо выяснить, какие  категории работников относятся  к управленческому персоналу. По этому вопросу у исследователей, работников кадровых служб единства взглядов пока нет. Одни считают, что  к управленческому персоналу относятся все работники аппарата управления организацией. Другие считают, что в основу решения вопроса об отнесении того или иного работника к персоналу управления должен быть положен функциональный принцип: именно содержание выполняемых работником основных функций управленческого труда.

        Руководствуясь этим критерием, к персоналу управления следует отнести работников, которые  полностью или частично заняты управленческим трудом (руководители, их заместители, специалисты и технический персонал).

        Однако в аппарате управления организацией есть группы работников, которые непосредственно  управленческим трудом не занимаются (персонал охраны, оздоровительных  учреждений, водители служебных машин, работники учетно-расчетных служб  и т. д.). Данная категория работников составляет обслуживающий персонал организации.

        Не принижая роль других групп управленческого аппарата, следует подчеркнуть определяющее влияние на всю систему управления организацией руководителя органа управления.

        В содержание понятия «руководитель» (менеджер), по нашему мнению, можно включить следующие категории работников управления: во-первых, управленцев, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми ее подсистемами в предкризисный, кризисный и послекризисный периоды; во-вторых, категорию руководителей отделов, служб, участков, цехов, в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах; в-третьих, категорию заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей. Заместитель руководителя в большинстве случаев обладает полномочиями руководителя и не только юридически, но и фактически им является.

        Руководитель —  центральная фигура системы управления. Он направляет деятельность всего коллектива на реализацию поставленных целей, несет персональную ответственность за своевременное принятие и осуществление стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития организации. Для этого руководитель добивается необходимой слаженности всего аппарата управления.

        Группа специалистов — второе по значению звено аппарата управления. К ней относится большая  часть персонала управления: экономисты, технологи, юристы, социологи, психологи, референты, консультанты и т. п. Отличительной особенностью этой группы является то, что к ее деятельности приложимы не все, а только часть признаков управленческого труда. На первое место в их работе выдвигается профессионально-аналитическая сторона. Такой существенный признак, как управленческая компетентность, применительно к труду специалиста имеет специфически-функциональное назначение.

        Специалист не связан со всеми операциями, стадиями управленческого  цикла. Он не объединяет и не направляет управленческий процесс в целом. Для специалистов не характерен признак лидерства. Но нельзя недооценивать управленческий потенциал этого звена персонала управления. Эффективность всей системы управления нередко определяется и обеспечивается активной, творческой деятельностью специалистов. Руководитель (менеджер), опирающийся на профессиональные знания специалистов, их опыт, как правило, добивается успеха в достижении поставленных целей с меньшими затратами материальных, финансовых и человеческих ресурсов.

        Третьим крупным  отрядом управленческих кадров является технический персонал аппарата управления. К этой группе также приложимы некоторые существенные признаки управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов и при их контроле выполняет отдельные задания, относящиеся к управленческой деятельности. Кроме того, работники этой группы обеспечивают общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождают линейных руководителей, специалистов аппарата управления от рутинных, технических операций и дают им возможность сосредоточиться на решении наиболее сложных управленческих проблем. От технических работников зависят четкое прохождение информации в различных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких организационных вопросов.

        Разумеется, разделение персонала управления на эти группы нельзя  абсолютизировать, поскольку функции трех перечисленных категорий аппарата управления неразрывно связаны и переплетаются. Скажем, линейный руководитель призван в ряде случаев быть и специалистом, в принципе знать специфические аспекты деятельности управляемой организации. Речь может идти здесь лишь о преимущественной направленности деятельности работников аппарата управления. Но такое разделение имеет существенное значение при проведении операций и процедур отбора, расстановки персонала в аппарате управления.

        Проведенные социологические  исследования показывают, что эффективность  управления в государственных и  предпринимательских структурах снижается. Об этом заявил 71% опрошенных. Среди  причин снижения эффективности управления были названы: слабая профессиональная подготовка управленцев — 48% опрошенных, несовершенная система отбора и расстановки персонала управления — 52% опрошенных. Конечно, данные социологических опросов не следует абсолютизировать и распространять на все организации, но нельзя и игнорировать их. По всей вероятности, не все благополучно у нас в стране складывается с проблемой отбора, расстановки и подготовки кадров управления.[1] 
 
 
 
 
 
 

        2 Система антикризисного  управления персоналом 

        Управление не ограничивается сферой труда, технологией и экономикой производства. В социально-экономических системах центральным элементом являются человек, его интересы, потребности, ценности и установки. Именно люди оживляют, генерируют систему. Человек в организации выступает в качестве как объекта, так и активного субъекта управления. Персонал управления, будучи ядром системы, нуждается в постоянном, глубоко продуманном и обоснованном управленческом воздействии.

Информация о работе Управление персоналом в антикризисном управлении