Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:27, реферат
Управление предприятием — направленное воздействие руководства хозяйствующего субъекта на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива предприятия. Антикризисное управление предприятием (антикризисный менеджмент) - новое понятие для экономики России. В отличие от антикризисного регулирования это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия. Появление антикризисного управления продиктовано необходимостью финансового оздоровления многочисленных предприятий, функционирующих в состоянии хронической неплатежеспособности.
2. Социальная
функция антикризисного
Из сказанного следует, что антикризисное управление (антикризисный менеджмент) — это применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности.
Существует
несколько определений
В Современном
экономическом словаре
В Большом толковом словаре русского языка одно из значений стратегии трактуется как «искусство планирования какой либо деятельности на длительную перспективу».
Различают стратегию экономическую, инновационную, инвестиционную, маркетинговую, стратегию снижения издержек производства и обращения, аграрную, промышленную, а также антикризисную. Антикризисная стратегия может реализовываться в форме стратегий восстановления, поворота и выхода.
Антикризисная стратегия предполагает решение организационных, производственных, экономических и социальных проблем развития любой коммерческой организации, в том числе несостоятельной, тем более - организации-должника, в определенной перспективе.
Под тактикой, применительно к экономическим процессам и явлениям, понимается или кратковременное экономическое поведение, или линия экономических действий, рассчитанная на относительно кратковременный период (исходя из текущей ситуации).
Антикризисная
тактика направлена на недопущение
возникновения кризисных
Антикризисная стратегия (рисунок 1.2) на уровне отдельных организаций (предприятий) призвана реализовывать долговременные намерения собственников, участников и (или) руководства организации для реализации поставленных перед нею целей и задач.
Рисунок 1.2 - Схема стратегии и тактики в антикризисном управлении
На схеме представлены два блока – антикризисное стратегическое планирование, как первая, основополагающая стадия и тактическое планирование, как результат практической реализации выбранной стратегии. Основу первого составляет детальное изучение внешней и внутренней ситуации, возможная корректировка миссии и целей организации в зависимости от того, как они складываются в действительности на момент разработки антикризисной стратегии и, что немаловажно, анализ вариантов.
Для этого
должна быть проведена критическая
оценка условий и последствий
выбора и реализации альтернативных
вариантов антикризисной
На второй стадии показана последовательность тактических действий, состоящая из непосредственной реализации стратегических направлений и систематического отслеживания и контроля их результатов. Основная тактического планирования в процессе реализации антикризисной стратегии - своевременно вносить необходимые тактические корректировки в реализуемую стратегию как реакцию на происходящие изменения и во внешней, и во внутренней среде организации. Особенно это важно в условиях постоянно меняющейся кризисной ситуации.
При этом
базой и антикризисной
Классификация стратегий:
1) Глобальные (эталонные) – основные направления деятельности бизнеса:
- концентрированного роста;
- интегрированного роста: обратной вертикальной интеграции, вперед идущей интеграции, горизонтальной интеграции;
- диверсифицированного роста: связанная, несвязанная;
- отрицательного роста (сокращения).
2) Деловые (по М. Портеру):
- лидерство в издержках;
- дифференциация;
- фокусирование.
3) Функциональные:
- производственные: монопродукт, полипродукт;
- маркетинговые: товарные, ценовые, распределительные, продвижения;
- инновационные: наступательные, оборонительные, имитационные;
- инвестиционные: ссудный капитал, предпринимательский капитал.
В зависимости
от экономического и финансового
состояния предпринимательской
структуры с целью обеспечения
ее устойчивого развития могут применяться
различные стратегии
Необходимость применения стратегии восстановления заключается в ликвидации последствий кризиса и обеспечении возврата предпринимательской структуры к предкризисному состоянию в части ее деловой активности, экономической и финансовой устойчивости.
Применение стратегии поворота обусловлено тем, что кризис обостряет наиболее слабые стороны деятельности организации и нередко вызывает необходимость коренных изменений в содержании ее миссии, структуры, технологии, вплоть до смены ее отраслевой принадлежности и масштабов деятельности.
В случае,
если очевидной оказывается
Выбор хозяйственным менеджментом конкретной антикризисной стратегии также определяется комплексом факторов внешнего и внутреннего характера, их сложившимся сочетанием и возможными изменениями в перспективе.
Антикризисная стратегия восстановления основывается на учете и рациональном использовании комплекса факторов:
а) внешнего окружения:
- характер проявления кризиса;
- структура рынка отрасли;
- стабильность цен;
- сегменты спроса;
-
наличие вертикальной
б) внутренних факторов:
-
позиция хозяйственных
-
положение с затратами в
- доля рынка;
- патенты и лицензии.
Антикризисная стратегия поворота состоит из совокупности следующих частных стратегий:
- сокращения расходов;
- изменения ценообразования;
- переориентации;
- разработки нового товара;
-
рационализации ассортимента
- сосредоточения на продажах и рекламе.
Антикризисная стратегия выхода из кризиса может быть осуществлена за счет следующих действий:
- минимизации ущерба;
- изъятия инвестиций;
-
выкупа предпринимательской
По содержательным характеристикам и способам осуществления, кроме перечисленных видов антикризисных стратегий выделяют стратегию маркетинговую, производственную (ресурсную), инновационную, инвестиционную, кадровую, стратегию снижения издержек производства и обращения, аграрную, промышленную.
Маркетинговая
стратегия представляет собой деятельность,
связанную с формированием
Достижение
целей маркетинговой
На каждом
конкретном рынке, у каждой конкретной
организации и по каждому конкретному
товару могут складываться различные
соотношения между составными частями
комплекса маркетинга, а потому исследование
каждой из них в отдельности и
затем – в совокупности – позволяет
более объективно оценить положение
организации и ее товара на рынке,
выяснить маркетинговые возможности
организации и рыночные опасности
как базовую информацию для выработки
маркетинговой стратегии.
Анализ
положения организации на рынке
и ее реальных возможностей укрепления
там своего положения, в первую очередь,
производится путем изучения факторов
маркетинговой микросреды организации:
надежности партнеров и поставщиков,
формирования новых и поддержания
действующих контактов с
Помимо
перечисленных ранее методов
изучения рыночной ситуации, в разработке
маркетинговой стратегии особое
место принадлежит мониторингу (непрерывному
наблюдению за экономическими явлениями
и процессами), причем как внешней,
так и внутренней среды организации.
Он позволяет своевременно уловить
сигналы об ухудшении положения
организации на рынке, потере конкурентоспособности,
снижении платежеспособности. Однако
такие сигналы могут быть и
положительного свойства, свидетельствующие
о реально возникшей у
Производственная
(ресурсная) стратегия представляет
собой программу управленческих
долговременных действий, содержащую
набор правил, регламентирующих процессы
формирования и использования
В составе этой стратегии выделяются две подсистемы управления ресурсами (производством):
Однако могут быть стратегии, основанные на совместном использовании элементов централизованной и децентрализованной производственной (ресурсной) стратегии.
В условиях кризиса организации персонал, несмотря на чрезвычайно высокую кадровую динамику, составляет ее главное наполнение. Отсюда кадровая стратегия определяется способом управления персоналом, избранным в организации.
Кадровая
стратегия организации
Эти функции антикризисного менеджмента находятся в тесной взаимообусловленности. Так, планирование кадрового состава организации на близкую и отдаленную перспективы базируется на оценке персонала в его кризисной динамике; прием новых и увольнение ставших лишними работников исходит из запланированной структуры; общая профессиональная подготовка и обучение работе в кризисных условиях, профилактика конфликтов являются средством достижения целей, стоящих перед организацией в каждый конкретный момент и совершенствования ее кадровой стратегии в целом.
Финансовая стратегия ставит своей целью оптимизацию движения финансовых и денежных потоков, что предполагает своевременное выполнение следующих мероприятий:
Информация о работе Теоретические основы антикризисной политике в логистическом управлении