Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:26, контрольная работа
Основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который, в свою очередь, определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития.
Вот по этой причине в процессе подготовки менеджеров возникла потребность изучать специальный курс «Антикризисное управление».
Ведение…………………………………………………………….3
Понятия и принципы кадровой политики……………………4
Основные черты антикризисной кадровой политики……….8
Принципы антикризисного управления персоналом……….12
Система антикризисного управления персоналом………….21
Заключение………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………
Например, при реорганизации кризисного предприятия эффективна такая практика:
1) сокращать в организационной структуре управления нужно уровни, а не рабочие места, требуется также укреплять кадровый резерв для высшего звена руководства предприятия;
2) при проведении сокращений необходимо учитывать взаимозависимость элементов организационной структуры и осуществлять дальнейшие меры по стабилизации новой организационной структуры и психологической поддержке персонала;
3) нельзя увлекаться
масштабными сокращениями
4) нужно периодически переоценивать кадровую структуру предприятия;
5) целесообразно выявлять, поддерживать и обучать работников предприятия, проявляющих качества лидера и склонность к управленческой деятельности;
6) требуется
поддерживать образовательные
7) полезно предварительно
готовить перспективных
8) нужно проводить децентрализацию структуры управления, делегируя необходимые полномочия ключевым фигурам в аппарате управления и обеспечивая максимальную гибкость при разработке управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне;
9) следует отдавать предпочтение командной работе, а не индивидуальным усилиям, формируя рабочие группы (команды) как между отделами, так и в подразделениях предприятия;
10) необходимо
идентифицировать и сохранять
ядро кадрового потенциала
11) следует продолжать набор персонала, поддерживать его профессиональный рост, особенно в жизненно важных и приоритетных для предприятия областях деятельности.
Результаты
неэффективной практики.
|
Для эффективной работы с персоналом в условиях кризиса ключевой является система мер, обеспечивающая результативное освоение организационных изменений. Менеджер, не владеющий инструментарием управления процессом внедрения организационных новшеств, способен лишь усугубить кризисную ситуацию.
Наиболее распространенные методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления.
1. Метод адаптивных изменений - это метод антикризисной кадровой политики, предусматривающий разрешение конфликтов посредством компромиссов, сделок и перемещений в руководящем составе. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений и сформирован соответствующий образ мышления.
2. Метод принудительных организационных изменений. Это метод кадровой политики в условиях кризиса, предусматривающий использование силы, который можно использовать в условиях острого дефицита времени. Применение этого метода - процесс дорогостоящий и нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества в период кризиса стратегического реагирования.
3. Метод управления сопротивлением. Это метод кадровой политики, когда изменения во внешней среде угрожают существованию администрации предприятия. При наступлении кризиса сопротивление обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации задача руководства - не борьба с сопротивлением, а принятие мер по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризиса свидетельствует возобновление сопротивления.
4. Кризисный метод. Когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:
• постараться
убедить работников в неизбежности
кризиса и принять
• готовить себя к роли "спасателя", когда кризис наступит;
• до наступления настоящего кризиса создать искусственный, придумав внешнего "врага", угрожающего существованию предприятия. Нужно только помнить, что искусственный кризис необязательно должен превратиться в реальный;
• выбрать метод управления сопротивлением.
Методы работы с кадрами в
режиме антикризисного
Метод | Условия применения | Достоинства | Недостатки |
Адаптивных изменений | Небольшая срочность | Слабое сопротивление | Отдаленность получения результата |
Принудительных изменений | Большая срочность | Быстрота изменений | Большое сопротивление |
Управление сопротивлением | Средняя срочность | Слабое сопротивление, подгонка к моменту | Риск неудачи, сложность |
Кризисный | Угроза существования | Слабое сопротивление | Жесткий дефицит времени |
Принципы управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Все многообразие ПУП целесообразно разделить на:
• общие, базисные принципы, регулирующие деятельность государственных органов управления в целом;
• специфические принципы, определяющие управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях;
• частные принципы, регулирующие функционирование отдельных сторон деятельности управленческого персонала.
К общим принципам государственной кадровой политики ряд авторов относит научность, конкретно-исторический подход, нравственность, законность, демократизм, преемственность и сменяемость.
В качестве специфических принципов, определяющих управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях, в отечественной литературе называют принципы оптимизации кадрового потенциала предприятия; формирования уникального кадрового потенциала предприятия; комплементарности управленческих ролей на предприятии.
В первую подгруппу включают принципы, относящиеся к убеждениям, которые создают доверие между работниками, разделяемые работниками этические ценности; политику полной занятости; повышение разнообразия работы; личное стимулирование; развитие неспециализированной карьеры; личное (на основе консенсуса) участие в принятии решений; неявный (установление системы ценностей) контроль вместо явного (основанного на цифровых показателях) контроля; развитие всесторонней культуры; холистический подход к оценке работников.
Вторая подгруппа получила официальное признание и активное применение в крупнейшей корпорации мира IВМ. В эту подгруппу включают десять "передовых принципов":
1) сильную (официально признанную) веру в индивидуализм (уважение к личности);
2) работу с кадрами, позволяющую осуществить на практике эту веру;
3) единый статус всех работников;
4) приглашение на работу в компанию специалистов высочайшего класса;
5) продолжительное
обучение работников, особенно высших
управляющих (
6) делегирование ответственности на самые низкие уровни управления;
7) преднамеренные ограничения, накладываемые на деятельность линейных управляющих;
8) поощрение разногласий;
9) развитие горизонтальных связей;
10) институциализацию изменений.
Необходимо определить и сформулировать такие принципы антикризисного управления персоналом, которые полнее, конкретнее отражали бы современный весьма противоречивый этап социально-экономического развития России и позволяли бы менеджерам и предпринимателям своевременно предотвращать кризисы, эффективно управлять персоналом в условиях кризисного состояния организации и обеспечивать выход организации из кризисного состояния с минимальными потерями.
К группе общих принципов антикризисного управления персоналом можно отнести следующие принципы:
• системности;
• равных возможностей;
• уважения человека и его достоинства;
• командного единства;
• горизонтального сотрудничества;
• правовой и социальной защищенности.
Принцип системности. Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все категории работников и тесно связанную с внешней средой организации.
Системный характер управления персоналом предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования человеческого капитала организации: набору, отбору, расстановке руководящих кадров, их подготовке и переподготовке, селекции и трудоустройству
Принцип равных возможностей отражает объективные тенденции, происходящие в социально-политической и экономической жизни российского общества. В период господства административно-командной системы декларировался приоритет классового подхода при отборе и расстановке управленческих кадров. Утверждалось, что наиболее достойными представителями на руководящие должности являются рабочие от станка и крестьяне, непосредственно работающие на колхозных нивах. Такой подход, безусловно, ставил в неравное положение представителей из других социальных групп населения (правда, на практике доля представителей интеллигенции и служащих среди аппарата управления предприятий значительно превышала долю выходцев из рабочих). Элементы неравенства также имели место, да и сейчас они далеко не изжиты, по отношению к представителям национальных меньшинств, к женщинам и представителям нетрадиционных концессий. Такого рода "теоретические" и практические установки в работе с персоналом вредны и в правовом, демократическом государстве недопустимы.
В странах с развитой рыночной экономикой все активнее утверждается принцип равных возможностей представителей всех социальных, классовых, национальных и половых групп при подборе и расстановке кадров. В корпорации 1ВМ утвердился принцип - постоянному сотруднику компании предоставляется право на равные с другими условия. Все, начиная с директора и кончая уборщицей, обедают в одной и той же столовой, никто не имеет закрепленного места на стоянке автомобилей, преодолена дискриминация по отношению к женщинам и представителям не англосаксонского происхождения. Культ одаренной личности, профессиональные качества являются главным критерием оценки сотрудника при его повышении в должности.
Принцип уважения человека и его достоинства является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организацией успеха. Его содержание включает:
• максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков;
• умение найти себя в новой обстановке: поощрение достижений сотрудников и их личного вклада;
• создание возможностей для творческого роста, обеспечение -таких условий, когда голос каждого будет услышан;
• защиту прав, достоинства, гарантии личной безопасности.
Это - образ мышления руководства, при котором потребности ^ интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов Организации.
Принцип командного единства. Команда - это тщательно подобранный профессиональный, самоуправляющийся коллектив, 0 полной мере разделяющий основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое. Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты деятельности команды, планируют деятельность с учетом плана работы каждого члена команды. Функции каждого члена команды достаточно гибки и, как правило, уточняются в процессе управления с учетом складывающейся ситуации. В то же время сотрудники команды сохраняют свою самостоятельность и самобытность. Управление командой осуществляется мягкими, дирижерскими методами с учетом соблюдения интересов и потребностей членов команды. Менеджер, сформировавший такую сплоченную команду, может быть спокойным, уверенным в будущем Организации.
Принцип горизонтального сотрудничества. В большинстве преуспевающих организаций наблюдается тенденция передачи прав и ответственности на низовой уровень управления. Менеджеры этого уровня получили возможность осуществлять свои функции при отсутствии жесткого контроля сверху.
Информация о работе Субъекты кадровой политики. Принципы кадровой политики