Субъекты кадровой политики. Принципы кадровой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который, в свою очередь, определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития.
Вот по этой причине в процессе подготовки менеджеров возникла потребность изучать специальный курс «Антикризисное управление».

Содержание

Ведение…………………………………………………………….3
Понятия и принципы кадровой политики……………………4
Основные черты антикризисной кадровой политики……….8
Принципы антикризисного управления персоналом……….12
Система антикризисного управления персоналом………….21
Заключение………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Например, при  реорганизации кризисного предприятия  эффективна такая практика:

1)  сокращать в организационной структуре управления нужно уровни, а не рабочие места, требуется также укреплять кадровый резерв для высшего звена руководства предприятия;

2) при  проведении  сокращений  необходимо учитывать взаимозависимость элементов организационной структуры  и осуществлять   дальнейшие   меры   по   стабилизации   новой организационной  структуры  и  психологической  поддержке персонала;

3) нельзя увлекаться  масштабными сокращениями персонала,  следует стремиться установить  кадровую структуру, в наибольшей  степени отвечающую сложившейся  ситуации и плану финансового  оздоровления, пользующемуся поддержкой  коллектива;

4)  нужно периодически переоценивать кадровую структуру предприятия;

5) целесообразно  выявлять, поддерживать и обучать  работников предприятия,   проявляющих  качества  лидера  и  склонность  к управленческой деятельности;

6) требуется  поддерживать образовательные программы, реализуемые на предприятии;

7) полезно предварительно  готовить перспективных кандидатов  на ключевые руководящие должности,  делая упор в первую очередь  на умелое выполнение функций  руководства в условиях кризиса;

8) нужно проводить  децентрализацию структуры управления, делегируя необходимые полномочия ключевым фигурам в аппарате управления и обеспечивая максимальную гибкость при разработке управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне;

9)  следует отдавать предпочтение командной работе, а не индивидуальным усилиям, формируя рабочие группы (команды) как между отделами, так и в подразделениях предприятия;

10) необходимо  идентифицировать и сохранять  ядро кадрового потенциала предприятия;

11)  следует продолжать набор персонала, поддерживать его профессиональный рост, особенно в жизненно важных и приоритетных для предприятия областях деятельности.

Результаты  неэффективной практики. 

Мероприятие Результат
Реализация   программ   добровольного увольнения персонала, в том числе вследствие ухода на пенсию пожилых работников Риск потери квалифицированных кадров, без которых предприятие не сможет нормально работать
Механическое  сокращение или временное освобождение от работы определенной части работников во всех структурных подразделениях Неравномерное   распределение   рабочей силы на участках  
Свертывание программ обучения персонала и повышения квалификации  Глубокие стрессы  у работников, оказавшихся в условиях реорганизации на новых рабочих  местах
Резкое  и существенное сокращение персонала Нарушение технологических  процессов. Необходимость возвращения уволенных на рабочие места или найм других работников и как следствие - конфликты, подрыв авторитета руководителя
Введение  жесткой регламентации трудовых процессов и строгая отчетность перед руководством вместо широкого вовлечения работников в разработку и реализацию конкретных мер по выводу предприятия из кризиса Отчуждение  коллектива от антикризисного управления и снижение мотивации к труду 
 

          Для эффективной работы с персоналом в условиях кризиса ключевой является система мер, обеспечивающая результативное освоение организационных изменений. Менеджер, не владеющий инструментарием управления процессом внедрения организационных новшеств, способен лишь усугубить кризисную ситуацию.

Наиболее распространенные методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления.

1.  Метод адаптивных изменений - это метод антикризисной кадровой политики, предусматривающий разрешение конфликтов посредством компромиссов, сделок и перемещений в руководящем составе. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений и сформирован соответствующий образ мышления.

2.  Метод принудительных организационных изменений. Это метод кадровой  политики  в условиях  кризиса,  предусматривающий использование силы, который можно использовать в условиях острого дефицита времени. Применение этого метода - процесс дорогостоящий и нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества в период кризиса стратегического реагирования.

3. Метод управления сопротивлением. Это метод кадровой политики, когда изменения во внешней среде угрожают существованию администрации предприятия. При наступлении кризиса сопротивление обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации задача руководства - не борьба с сопротивлением, а принятие мер по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризиса свидетельствует возобновление сопротивления.

4.  Кризисный метод. Когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:

• постараться  убедить работников в неизбежности кризиса и принять предупредительные  меры;

•  готовить себя к роли "спасателя", когда кризис наступит;

•  до наступления настоящего кризиса создать искусственный, придумав внешнего "врага", угрожающего существованию предприятия. Нужно только помнить, что искусственный кризис необязательно должен превратиться в реальный;

•  выбрать метод управления сопротивлением.

           Методы работы с кадрами в  режиме антикризисного управления 

Метод Условия применения Достоинства Недостатки
Адаптивных  изменений Небольшая срочность Слабое сопротивление Отдаленность  получения результата
Принудительных изменений Большая срочность Быстрота изменений Большое сопротивление
Управление  сопротивлением Средняя срочность Слабое сопротивление, подгонка к моменту Риск неудачи, сложность
Кризисный Угроза существования Слабое сопротивление Жесткий дефицит времени
 
 
  1. Принципы  антикризисного управления персоналом.
 

         Принципы управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Все многообразие ПУП целесообразно разделить на:

•  общие, базисные принципы, регулирующие деятельность государственных органов управления в целом;

• специфические  принципы,  определяющие управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях;

• частные принципы,  регулирующие  функционирование отдельных сторон деятельности управленческого персонала.

         К общим принципам государственной кадровой политики ряд авторов относит научность, конкретно-исторический подход, нравственность, законность, демократизм, преемственность и сменяемость.

        В качестве специфических принципов, определяющих управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях, в отечественной литературе называют принципы оптимизации кадрового потенциала предприятия; формирования уникального кадрового потенциала предприятия; комплементарности управленческих ролей на предприятии.

       В первую подгруппу включают принципы, относящиеся к убеждениям, которые создают доверие между работниками, разделяемые работниками этические ценности; политику полной занятости; повышение разнообразия работы; личное стимулирование; развитие неспециализированной карьеры; личное (на основе консенсуса) участие в принятии решений; неявный (установление системы ценностей) контроль вместо явного (основанного на цифровых показателях) контроля; развитие всесторонней культуры; холистический подход к оценке работников.

        Вторая подгруппа получила официальное признание и активное применение в крупнейшей корпорации мира IВМ. В эту подгруппу включают десять "передовых принципов":

1)  сильную (официально признанную) веру в индивидуализм (уважение к личности);

2) работу с  кадрами, позволяющую осуществить на практике эту веру;

3) единый статус  всех работников;

4)  приглашение   на   работу   в   компанию   специалистов высочайшего класса;

5) продолжительное  обучение работников, особенно высших  управляющих (институциализированный  непотизм);

6)  делегирование ответственности на самые низкие уровни управления;

7) преднамеренные    ограничения,    накладываемые    на деятельность линейных управляющих;

8)  поощрение разногласий;

9)  развитие горизонтальных связей;

10)  институциализацию изменений.

         Необходимо определить и сформулировать такие принципы антикризисного управления персоналом, которые полнее, конкретнее отражали бы современный весьма противоречивый этап социально-экономического развития России и позволяли бы менеджерам и предпринимателям своевременно предотвращать кризисы, эффективно управлять персоналом в условиях кризисного состояния организации и обеспечивать выход организации из кризисного состояния с минимальными потерями.

К группе общих  принципов антикризисного управления персоналом можно отнести следующие принципы:

•  системности;

•  равных возможностей;

•  уважения человека и его достоинства;

•  командного единства;

•  горизонтального сотрудничества;

•  правовой и социальной защищенности.

        Принцип системности. Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все категории работников и тесно связанную с внешней средой организации.

       Системный характер управления персоналом предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования человеческого капитала организации: набору, отбору, расстановке руководящих кадров, их подготовке и переподготовке, селекции и трудоустройству

         Принцип равных возможностей отражает объективные тенденции, происходящие в социально-политической и экономической жизни российского общества. В период господства административно-командной системы декларировался приоритет классового подхода при отборе и расстановке управленческих кадров. Утверждалось, что наиболее достойными представителями на руководящие должности являются рабочие от станка и крестьяне, непосредственно работающие на колхозных нивах. Такой подход, безусловно, ставил в неравное положение представителей из других социальных групп населения (правда, на практике доля представителей интеллигенции и служащих среди аппарата управления предприятий значительно превышала долю выходцев из рабочих). Элементы неравенства также имели место, да и сейчас они далеко не изжиты, по отношению к представителям национальных меньшинств, к женщинам и представителям нетрадиционных концессий. Такого рода "теоретические" и практические установки в работе с персоналом вредны и в правовом, демократическом государстве недопустимы.

          В странах с развитой рыночной экономикой все активнее утверждается принцип равных возможностей представителей всех социальных, классовых, национальных и половых групп при подборе и расстановке кадров. В корпорации 1ВМ утвердился принцип - постоянному сотруднику компании предоставляется право на равные с другими условия. Все, начиная с директора и кончая уборщицей, обедают в одной и той же столовой, никто не имеет закрепленного места на стоянке автомобилей, преодолена дискриминация по отношению к женщинам и представителям не англосаксонского происхождения. Культ одаренной личности, профессиональные качества являются главным критерием оценки сотрудника при его повышении в должности.

Принцип уважения человека и его достоинства является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организацией успеха. Его содержание включает:

•  максимальное       развитие       инициативы,       талантов, профессиональных навыков;

• умение найти  себя в новой обстановке: поощрение достижений сотрудников и их личного вклада;

• создание возможностей для творческого роста, обеспечение -таких условий, когда голос каждого  будет услышан;

• защиту прав, достоинства, гарантии личной безопасности.

Это - образ мышления руководства, при котором потребности ^ интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов Организации.

Принцип командного единства. Команда - это тщательно подобранный профессиональный, самоуправляющийся коллектив, 0 полной мере разделяющий основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое. Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты деятельности команды, планируют деятельность с учетом плана работы каждого члена команды. Функции каждого члена команды достаточно гибки и, как правило, уточняются в процессе управления с учетом складывающейся ситуации. В то же время сотрудники команды сохраняют свою самостоятельность и самобытность. Управление командой осуществляется мягкими, дирижерскими методами с учетом соблюдения интересов и потребностей членов команды. Менеджер, сформировавший такую сплоченную команду, может быть спокойным, уверенным в будущем Организации.

Принцип горизонтального  сотрудничества. В большинстве преуспевающих организаций наблюдается тенденция передачи прав и ответственности на низовой уровень управления.    Менеджеры этого уровня получили возможность осуществлять свои функции при отсутствии жесткого контроля сверху.

Информация о работе Субъекты кадровой политики. Принципы кадровой политики