Субъекты кадровой политики. Принципы кадровой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который, в свою очередь, определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития.
Вот по этой причине в процессе подготовки менеджеров возникла потребность изучать специальный курс «Антикризисное управление».

Содержание

Ведение…………………………………………………………….3
Понятия и принципы кадровой политики……………………4
Основные черты антикризисной кадровой политики……….8
Принципы антикризисного управления персоналом……….12
Система антикризисного управления персоналом………….21
Заключение………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Университет Путей  Сообщения (МИИТ) 
 
 

Экономический факультет 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

По дисциплине: Антикризисное управление.

На тему: Субъекты кадровой политики. Принципы кадровой политики 
 
 

                                                                 Выполнил: студент 5 курса

                                               Григорьева Е. И.

                                                               Проверил: Шекурова М.М. 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2011г.

Содержание 

     Ведение…………………………………………………………….3

  1. Понятия и принципы кадровой политики……………………4
  2. Основные черты антикризисной кадровой политики……….8
  3. Принципы антикризисного управления персоналом……….12
  4. Система антикризисного управления персоналом………….21

     Заключение………………………………………………………..26

     Список  использованной литературы…………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

        Основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который, в свою очередь, определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития.  

        Вот по этой причине в процессе подготовки менеджеров возникла потребность изучать специальный курс «Антикризисное управление».    

     Большую роль в понимании антикризисного управления играют такие дисциплины, как стратегический менеджмент, исследование систем управления, инновационный менеджмент, организационное поведение, управленческие решения. Подготовка специалистов в области антикризисного управления предполагает освоение комплекса знаний, помогающих видеть его проблемы в различных ракурсах и сочетаниях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятия  и принципы кадровой политики. 

        Политика организации — система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т. д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику. Такой подход на Западе характерен для крупных частных компаний и системы государственной службы: именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации.

        Термин “кадровая политика” имеет широкое и узкое толкование:

- система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);

- набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова “кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием”, могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.

        Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) — специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.

        Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.

         Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:

- пассивная;

- реактивная;

- превентивная;

- активная.

        Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

        Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи.         Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.

        Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

        Механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).

         Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики — открытую и закрытую.

         Открытая кадровая  политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы “покупать” людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

         Закрытая кадровая  политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов. 

Кадровый Тип кадровой политики
процесс открытая закрытая
Набор персонала Ситуация высокой  конкуренции на рынке труда Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока  новых рабочих рук
Адаптация персонала Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками Эффективная адаптация  за счет института наставников (“опекунов”), высокой сплоченности коллектива, включение  в традиционные подходы
Обучение  и развитие персонала Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих  технологий, адаптировано к работе организации
Продвижение персонала Затруднена  возможность роста, так как преобладает  тенденция набора персонала Предпочтение  при назначении на вышестоящие должности  всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры
Мотивация и стимулирование Предпочтение  отдается вопросам стимулирования (внешней  мотивации) Предпочтение  отдается вопросам мотивации (удов-летворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии)
Внедрение инноваций Постоянное  инновационное воздействие со стороны  новых сотрудников, основной механизм инноваций — контракт, определение  ответственности сотрудника и организации Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия
 
 

2. Основные  черты антикризисной кадровой  политики. 

Основные черты антикризисной кадровой политики

- Реалистичность  и созидательность;

- Реалистичность  и созидательность;

- Комплексность;

- Единство и  многоуровневость;

- Рациональность  и превентивность;

- Демократичность;

- Духовность, нравственность, человеколюбие, гражданственность;

- Законопослушность  и правомочность.

       На кризисном предприятии реструктуризация кадрового потенциала производится в соответствии с бизнес-планом или программой финансового оздоровления.

        Для составления плана реструктуризации кадрового потенциала наряду с количественными и качественными показателями кадрового потенциала необходимы следующие данные:

•  численность высвобождаемых работников;

• их профессионально-квалификационный состав в сравнении с потребностями  на рынке труда;

•  половозрастной состав;

•  численность требующих переподготовки для последующего трудоустройства;

•  численность, нуждающихся в конкретных мерах социальной защиты;

•  численность и профессионально-квалификационный состав требующихся кадров для нового производства (по бизнес-плану инновационного проекта).

        Структура затрат на реструктуризацию кадрового потенциала включает в себя расходы на:

- подготовку, переподготовку  и повышение квалификации кадров;

- маркетинг на  рынке труда в целях поиска, привлечения и найма   работников    нужной   профессии,    специальности    и

квалификации;

- высвобождение  излишнего персонала (выходное  пособие, повышение квалификации  или переподготовка для последующего  трудоустройства, меры по социальной  защите и т.п.).

         Обобщение опыта работы с персоналом в режиме антикризисного управления, оценка краткосрочных и долгосрочных последствий проведенных мероприятий позволили выделить две группы этих мероприятий по критерию достигнутых результатов, условно называемых эффективная и неэффективная практика.

Информация о работе Субъекты кадровой политики. Принципы кадровой политики