Стратегия и тактика антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В еще недавнем прошлом, в условиях экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.

Содержание

Введение……………………………………………….……………………..........2
1. Признаки и особенности антикризисного управления …...…………..….….4
2. Эффективность антикризисного управления ………………………………..7
3. Стратегия и тактика антикризисного управления …………………...……..10
3.1. Антикризисная маркетинговая стратегия………………………………....10
3.2. Антикризисная производственная стратегия…………………………...…12
3.3. Антикризисная кадровая / управленческая стратегия……………………14
3.4. Антикризисная финансовая стратегия…………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………….……………………………….….….21

Работа содержит 1 файл

реферат антикризисное управление.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………….……………………..........2

1. Признаки и особенности антикризисного управления …...…………..….….4

2. Эффективность антикризисного управления ………………………………..7

3. Стратегия и тактика антикризисного управления …………………...……..10

3.1. Антикризисная маркетинговая стратегия………………………………....10

3.2. Антикризисная производственная стратегия…………………………...…12

3.3. Антикризисная кадровая / управленческая стратегия……………………14

3.4. Антикризисная финансовая стратегия…………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы……………………….……………………………….….….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение    

 

 

 В еще недавнем прошлом, в условиях экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного  развития экономики, отсюда не было и  нужды в антикризисном управлении.      

В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.     

Во-первых, в  условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения  по пути "реформ" в  России с  катастрофической скоростью нарастало  число убыточных предприятий. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для покрытия своих денежных обязательств.     

Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.

 

       Вопросы стратегического и тактического планирования, а также формирования стратегии развития фирмы, сегодня  очень актуальны. Неверно выбранная  стратегическая политика, ошибки в  определении миссии, просчёты в формировании стратегии фирмы могут привести к значительным убыткам. В последнее  время, бурная полемика, выбрасывает  на читателя самые разнообразные  высказывания, в том числе и  на популярную тему планирования, формирования правильной стратегии фирмы. Поэтому, научиться осуществлять выбор целевых  сегментов, проводить анализ среды  и активно участвовать в формировании стратегии предприятия - главная  задача   
      

 

  1. Признаки  и особенности антикризисного  управления

 

      

Антикризисное управление — это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.      

Антикризисное управление имеет предмет воздействия  — факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.      

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.      

 Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:     

а) кризисы можно предвидеть, ожидать  и вызывать;     

б) кризисы в определенной мере можно  ускорять, предварять, отодвигать;      

в) к кризисам можно и необходимо готовиться;     

г) кризисы можно смягчать;     

д) управление в условиях кризиса требует  особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;     

е)кризисные процессы могут быть до определенного предела  управляемыми;     

ж) управление процессами выхода из кризиса  способно ускорять эти процессы и  минимизировать их последствия.     

Кризисы различны, и управление ими также  может быть различным. Система антикризисного управления должна обладать особыми  свойствами:      

•   гибкость и адаптивность, которые  чаще всего присущи матричным системам управления;      

• склонность к усилению неформального  управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;     

• диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;      

• снижение централизма для обеспечения  своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;     

•  усиление интеграционных процессов, позволяющих  концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.     

Антикризисное управление имеет особенности и  в части его технологий:     

•   мобильность и динамичность в  использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;     

• осуществление программно - целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;     

• повышенная чувствительность к фактору  времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;     

• усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;     

• использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.      

Механизм  управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.     

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2. Эффективность  антикризисного управления

 

  Развитие  управления всегда должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.      

Антикризисное управление, так же как и любое  другое, может быть менее или более  эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но ее следует предполагать и видеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.     

Можно выделить основные факторы, которые  определяют эффективность антикризисного управления — их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.     

1. Профессионализм  антикризисного управления  и специальная  подготовка. В данном случае имеются в виду не только общий профессионализм управления, который, безусловно, необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.     

В последние годы в России уделяется  большое внимание специализированной подготовке антикризисных управляющих, которые способны вывести предприятие из кризиса с наименьшими потерями. Их профессиональная подготовка ориентирована на кризисные ситуации.      

2. Искусство управления, данное природой  и приобретенное  в процессах специальной подготовки, следует особо выделить в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать из них тех, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять организацией в экстремальных ситуациях.     

3. Методология разработки  рискованных решений. Подобная методология должна быть создана и освоена, потому что в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.     

4. Научный анализ  обстановки, прогнозирование  тенденций. Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления. Видение будущего — не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе — позволяет постоянно держать в поле зрении все проявления приближающегося или проходящего кризиса.     

5. Важным фактором эффективности антикризисного управления является также корпоративность, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени.     

Корпоративность- это понимание и принятие всеми работниками  целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.      

6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства. Это звучит необычно, но будет понятным, если иметь в виду, что лидерство — это не только личность менеджера, но и характеристика всей системы и организации управления.      

7. Особую роль в эффективности антикризисного управления играют оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.     

8. Стратегия и качество  антикризисных программ. Во многих ситуациях возникает потребность в изменении стратегии управления и разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. От этого не может не зависеть антикризисное управление.      

9. Человеческий фактор в определенной мере отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления. Но необходимо иметь в виду, что в антикризисном управлении существует понятие антикризисной команды — ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.      

10. Значительным фактором эффективности антикризисного управления является система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для своевременного его обнаружения и распознавания.  

 

 

 

 

 

 

 

3. Стратегия и тактика  антикризисного управления

3.1. Антикризисная  маркетинговая стратегия

 

      

Маркетинговая стратегия вместе с тактическим  решением текущих задач представляет целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятий — производителей товаров. Как краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности.     

Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Эта стратегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей, развитие интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся с жизненным циклом товаров и самого предприятия (подразделений).  

Стратегия возвращения предприятия  на рынок. Предполагает появление предприятия на прежнем рынке со своими товарами или услугами, не являющимися новинкой для данного рынка и также имеющимися у конкурентов. Для реализации этой стратегии необходимо улучшение организации маркетинга и сбыта (обучение персонала, создание отдела маркетинга, проведение исследований по анализу рынка, интенсификация деятельности по продвижению товара, а также введение послепродажного сервиса). Рассматриваемая стратегия наименее затратная для восстановления платежеспособности предприятия, особенно для того случая, когда ниша осталась не занятой конкурентами или рынок продолжает расширяться. Такая стратегия применяется для предприятий с продукцией, пользующейся рыночным спросом.      

Информация о работе Стратегия и тактика антикризисного управления